Сущность аудита и его экономическая обусловленность

Понятие, цели и организация аудиторской деятельности

Проверка операций с основными средствами и нематериальными активами.. 46

Цели проверки и источники информации................................................................................................... 46

Проверка операций по движению ОС.............................................................................................................. 47

Проверка правильности документального оформления оприходованности ОС и их списания 47

Проверка правильности оценки и переоценки ОС, начисления амортизационных отчислений, проведения капитального и текущего ремонта ОС.......................................................................... 48

Проверка операций по приобретению и движению НМА.................................................................. 49

Проверка учета затрат и калькулирование себестоимости продукции................... 51

Цели и источники информации.......................................................................................................................... 51

Проверка правильности отнесения затрат на основное и вспомогательное производство, незавершенное производство............................................................................................................................ 51

Аудит реализации и готовой продукции.................................................................................................. 55

Цели проверки и источники информации................................................................................................... 55

Проверка правильности отражения реализации готовой продукции................................. 55

Аудит формирования финансовых результатов.............................................................................. 58

 

Аудит - это одна из форм финансового контроля, потребность в котором возникла одновременно с зарождением и развитием товарно- денежных отношений.

Аудит имеет древнюю историю. Первой страной, создавшей систему финансового контроля, был Китай. Древние китайские записи показывают, что еще в 700 году да н.э. в Китае существовал пост Генерального аудитора, основной обязанностью которого был контроль за деятельностью государственных чиновников, имеющих право распоряжаться деньгами и имуществом.

В Римской империи ( примерно в 200 г. до н. э.) контрольные функции осуществлялись специальными служащими (кураторы, прокураторы, квесторы). Отчеты квесторов направлялись в Рим и выслушивались сенаторами. Такая прктика и дала термин «аудит», от латинского «audite» - слушать.

После падения Римской империи аудит получил широкое распространение в Италии. Купцы Флоренции и Венеции использовали труд аудиторов для проверки платежеспособности капитанов торговых судов, которые везли огромные богатства на свой континент. В это время аудит имел строго целевое направление – предотвращение ошибок.

Родина современного аудита – Англия. Еще в 9 в. был дан толчок к «счету и мере» в британской хозяйственной жизни, когда сохранившиеся бухгалтерские приемы римлян получили вновь житейское приложение к учету экономических явлений.

Уже в те времена из общего понятия «бухгалтер» выделяется смежное понятие «аудитор». За первым в его повседневной деятельности сохраняются функции лица, организующего и ведущего счета, а на второго возлагаются самостоятельные независимые функции контролера, проверяющего счета.

Появление аудита является экономически и исторически обусловленным фактом. Именно реальные потребности заинтересованных пользователей отчетной информации в подтверждении ее достоверности и обусловили возникновение и развитие аудита.

В России неоднократно предпринимались попытки создания института независимого аудиторского контроля. Но, в связи с недостаточным развитием рынка капитала, прежде всего акционирования, и отсутствия юридических гарантий аудиторской деятельности, эти попытки заканчивались ничем.

С переходом России к рыночным отношениям возник ряд предпосылок для развития аудита как формы негосударственного, независимого контроля: помимо государственной появляется еще коллективная и частная собственность, формируется рынок капитала, развивается акционирование, появляются коммерческие банки, расширяется группа пользователей отчетной информацией о деятельности предприятия, при реорганизации отраслевых министерств и ведомств ликвидируется система ведомственного контроля, усложняются финансово-хозяйственные операции.

В условиях плановой, централизованно управляемой экономики потребность в независимом финансовом контроле в РФ не возникала. Его вполне заменяла система ведомственного и вневедомственного контроля, направленная на выявление нарушений и злоупотреблений в финансово-хозяйственной деятельности предприятий, ошибок и отступлений в отчетности, нахождение и наказание виновных.

Возникновение аудита связано с разделением интересов тех, кто непосредственно инвестирует денежные средства в деятельность компании, и тех, кто занимается ее управлением.

Развитие рыночных отношений обусловило необходимость принятия большого количества новых нормативных документов, регламентирующих новые вопросы деятельности предприятий; бухгалтерского учета и отчетности; налогообложение и порядок формирования себестоимости продукции. В связи с этим появились первые нарушения (порой неумышленные) в соблюдении требований нормативных документов, относящихся к хозяйственной деятельности предприятия.

Органы, на которые возлагались обязанности по оказанию помощи предприятиям в правильности применения тех или иных законодательных актов, сами, в силу их малочисленности и перегруженности работой, оказались не готовы к такой работе. Функции контроля законности хозяйственной деятельности, правильности ведения бухгалтерского учета и достоверности финансовой отчетности были возложены на налоговые инспекции, изначально целью создания которых являлась лишь правильность исчисления налогов и своевременность их перечисления.

В связи с этим возникает необходимость создания новой формы контроля за деятельностью предприятий, который включал бы в себя консультирование по вопросам организации и ведения бухгалтерского учета, правильностью исчисления налогов, правовой позиции и другие виды услуг. Собственники и прежде всего коллективные собственники, а также кредиторы лишены возможности самостоятельно убедиться в том, что все многочисленные операции предприятия, зачастую очень сложные, законны и правильно отражены в отчетности, т.к. обычно они не имеют доступа к учетным записям, соответствующего опыта, поэтому так же нуждаются в услугах квалифицированных специалистов.

Все это обусловило возникновение общественной потребности в услугах независимых экспертов, имеющих соответствующую подготовку, квалификацию и опыт работы – аудиторах.

Аудиторские проверки так же необходимы государственным органам, судам, прокурорам и следователям для подтверждения интересующей их финансовой отчетности.

Следует, однако, помнить, что аудит не заменяет функций органов государственного контроля за работой предприятий, учреждений, организаций.