Типы имиджа
Понятие и типы имиджа.
Имидж – символический образ объекта, основанный на результатах обработки информации. Сегодня имидж становится реальным средством воздействия на массовое сознание. С массовым сознанием мы можем работать только с помощью коммуникативной единицы, которой и является имидж.
Составляющими частями имиджа являются имиджевые характеристики, которые Г.Г. Почепцов условно разделяет по следующим направлениям [35]:
· биологические (демонстрирующие агрессивность или силу);
· коммуникативные (как зависящие от канала типы телегеничности);
· социальные (моделирующие чисто человеческие характеристики, которые считаются населением позитивными);
· мифологические (являющиеся «подведением» объекта к имеющимся стереотипным представлениям);
· профессиональные (отражающие требования массовой аудитории к представлениям о данном типаже профессии);
· контекстные (задающие зависимость от своего оппонента).
Задачей PR-специалистов становится поиск реализаций данных характеристик в вербальной, визуальной и событийной сферах.
Составляющими частями имиджа являются имиджевые характеристики, которые Г.Г. Почепцов условно разделяет по следующим направлениям [35]:
· биологические (демонстрирующие агрессивность или силу);
· коммуникативные (как зависящие от канала типы телегеничности);
· социальные (моделирующие чисто человеческие характеристики, которые считаются населением позитивными);
· мифологические (являющиеся «подведением» объекта к имеющимся стереотипным представлениям);
· профессиональные (отражающие требования массовой аудитории к представлениям о данном типаже профессии);
· контекстные (задающие зависимость от своего оппонента).
Задачей PR-специалистов становится поиск реализаций данных характеристик в вербальной, визуальной и событийной сферах.
Персональный имидж – субъективный образ личности, который воспринимается окружающими. Формирование и изменение имиджа возможно в результате изменений и комбинаций следующих компонентов:
– объективные внешние данные личности (физиогномика, мимика, моторика, тембр голоса);
– поведенческие особенности (манера и стиль речи, стиль одежды, походка и т.д.);
– социальные и профессиональные характеристики (образование, социальный статус, профессия);
– самовосприятие (как личность воспринимает себя в контексте окружения);
– восприятие референтными группами, то есть группами, с которыми личность взаимодействует без посредников (в качестве посредников выступают масс-медиа);
– публичный образ, созданный с помощью посредников – средств массовой коммуникации. Публичный образ обычно ориентирован на целевые группы, с которыми личность не вступает в непосредственное взаимодействие.
Можно выделить три основных подхода к типологии имиджа: функциональный (типы по виду функционирования), контекстный (тип имиджа в разных контекстах) и сопоставительный.
Применяя функциональный подход, мы можем говорить о следующих типах имиджа:
· зеркальный – имидж, свойственный нашему представлению о себе;
· текущий – этот вариант имиджа характерен для взгляда со стороны. Именно эта область значима для PR, поскольку недостаточная информированность, непонимание и предубеждение формируют имидж объекта не в меньшей степени, чем реальные поступки. Задачей здесь становится выбор не столько благоприятного, сколько ситуативно-верного типа имиджа.
· желаемый – тип имиджа, отражающий то, к чему мы стремимся. Часто встречается в самоописаниях организаций или партий.
· корпоративный – имидж организации в целом. Сюда входят репутация организации, ее успехи и степень стабильности. Примером создания имиджа организации (в широком смысле) может служить серия книг, фильмы или телесериалы, как «Улицы разбитых фонарей», «Спецназ» и другие.
· множественный имидж образуется при наличии ряда независимых структур вместо единой корпорации (например, авиакомпании, имеющие во всех странах одинаковую символику, единую униформу и т.д.).
Сопоставительный имидж используется, когда мы сравниваем имиджевые характеристики двух или более объектов.
В рамках контекстного подхода можно выделить:
· мифологический имидж – подстроение поведения лидера с учетом сложившихся в данном обществе мифов.
· моделируемый (стратегический) имидж – тот образ личности, который стремятся создать имиджмейкеры для лидера.
· закрытый имидж, который был характерен для многих столетий вождей. Он интересен тем, что каждый потребитель может вписывать в него те черты, которые сам считает наиболее убедительными.