Сводка и группировка статистических данных

Классификация статистических методов

Классификация статистических методов

 

Классификация статистических методов представлена на рисунке 1.

 


 


Статистические методы используются комплексно (системно). Это обусловлено сложностью процесса экономико-статистического исследования, состоящего из трех основных стадий:

• сбор первичной статистической информации;

• статистическая сводка и обработка первичной информации;

• обобщение и интерпретация статистической информации.

На первой стадии статистического исследованияв связи с необходимостью учета всего многообразия фактов и форм осуществления социально-экономических процессов и в соответствии с их массовым характером применяется метод массового статистического наблюдения, обеспечивающий всеобщность, полноту и представительность (репрезентативность) полученной первичной информации.

Репрезентативность – в статистике соответствие характеристик, полученных в результате выборочного наблюдения, показателям характеризующим всю совокупность.

На второй стадии собранная в ходе массового наблюдения информация подвергается обработке методом статистических группировок, позволяющим выделить в изучаемой совокупности социально-экономические типы; совершается переход от характеристики единичных фактов к характеристике данных, объединенных в группы. Методы группировки различаются в зависимости от задач исследования и качественного состояния первичного материала.

На третьей стадии проводится анализ статистической информации на основе применения обобщающих статистических показателей: абсолютных, относительных и средних величин, вариации, тесноты связи и скорости изменения социально-экономических явлений во времени, индексов и др. Проведение анализа позволяет проверить причинно-следственные связи изучаемых явлений и процессов, определить влияние и взаимодействие различных факторов, оценить эффективность принимаемых управленческих решений, возможные экономические и социальные последствия складывающихся ситуаций.

При изучении статистической информации широкое применение имеют табличный и графические методы.

 

 

В результате статистического наблюдения получают первичные данные о единицах изучаемой совокупности, которые на следующем этапе исследования обобщаются и систематизируются путем сводки и группировки.

Сводка и группировка — второй этап исследования.

Сводка — особая стадия статистического исследования, в ходе которой систематизируются первичные материалы статистического наблюдения.

Проведение сводки включает 3 этапа:

• предварительный контроль материалов, т. е. проверку исходных данных;

• группировку данных по заданным признакам, определение производных показателей;

• оформление результатов сводки в виде статистических таблиц, удобных для восприятия информации.

Сводка может быть простой и сложной.

Простая сводка — это подсчет общих и итогов по совокупности единиц наблюдения.

Проведение сложной сводки осуществляется следующим образом:

· выбор группировочного признака;

· определение порядка формирования групп;

· разработка системы статистических показателей для характеристики групп и объекта в целом;

· разработка макетов статистических таблиц для представления результатов сводки.

Метод группировки позволяет решать следующие задачи:

· выделение социально-экономических типов явлений;

· изучение структуры явления и структурных сдвигов, происходящих в нем;

· выявление связи и зависимости между явлениями.

Группировка данных производится в соответствии с программой сводки для того, чтобы впоследствии представить полученную информацию в доступном для восприятия виде.

Группировка— объединение единиц совокупности в некоторые группы, имеющие свои характерные особенности, общие черты и сходные размеры изучаемого признака.

Построение группировки начинается с определения одного или нескольких группировочных признаков.

Группировочным признаком могут быть как качественные, так и количественные признаки. Первые отражают состояние единицы совокупности (пол человека, семейное положение, форма собственности или организационно-правовая форма предприятия и т.д.), вторые имеют числовые характеристики (возраст человека, доход семьи, объем производства и т.д.).

После определения основания группировки следует решить вопрос о количестве групп, которое зависит от задачи исследования и вида признака, положенного в основание группировки, численности совокупности, степени вариации признака.

В зависимости от вида группировочных признаков различают группировки по количественным и качественным (атрибутивным) признакам.

Если в основании группировки атрибутивный (качественный) признак, то количество групп равняется количеству значений этого признака

Если в основании группировки лежит количественный признак, то число групп определяют по формуле Стерджесса:

n = 1 + 3,322*lgN,

где n – число групп

N – количество единиц совокупности

 

После выявления числа групп следует определить интервал группировки. Интервал группировки — это значение варьирующего признака, лежащее в определенных пределах. Нижняя граница интервала — это значение наименьшего признака в интервале. Верхняя граница — это наибольшее значение в интервале.

Его величина представляет собой разность между верхней и нижней границами интервала.

 

h=R|n = (Xmax-Xmin)|n

 

где R- разность между максимальным значением признака (Xmax) и минимальным значением признака (Xmin);

n – число групп.

Интервалы группировок могут быть равными и неравными.Равные интервалы применяются в тех случаях, когда значение количественного признака внутри совокупности изменяется равномерно.

Интервалы групп могут быть закрытыми, когда указаны нижняя и верхняя границы групп, и открытыми, когда указана лишь одна из границ.

Правила округления интервалов:

Если интервал имеет один знак до запятой, то полученное значение округляется до десятых (0,88 = 0,9; 8,715 = 8,7)

Если величина интервала имеет два знака до запятой, то полученное значение округляется до целых (11,11 = 11; 29,98 = 30)

Если интервал трех, четырех и более значимое число, то интервал принимают кратным 50 или 100

В зависимости от степени сложности массового явления и задач анализа- группировки могут производится по одному или нескольким признакам:

Если производится группировка только по одному признаку, то она называется простой.

Если по двум и более признакам, то такая группировка называется сложной или комбинационной.

В зависимости от решаемых задач различают типологические, структурные и аналитические группировки:

Типологическая группировка — представляет собой разделение исследуемой совокупности на однородные группы. (группировка предприятий по формам собственности)

Структурная группировка — группировка, в которой происходит разделение однородной совокупности на группы, характеризующие ее структуру по какому-то варьирующему признаку. (группировка населения по уровню дохода). Анализ статистических данных структурных группировок, взятых за ряд периодов показывает изменение структуры изучаемых явлений, то есть структурные сдвиги.

Аналитическая (факторная) группировка — позволяет выявить взаимосвязи между изучаемыми явлениями и их признаками. (группировка банков по сумме уставного капитала, величине активов и балансовой прибыли)

В процессе проведения экономического анализа, как правило, применяются два основных вида группировок: структурные и аналитические.

Структурные группировки используются с целью исследования состава и структуры совокупности данных, а также с целью изучения тех изменений в этой совокупности, которые имеют место в соответствии с выбранным изменяющимся признаком.

Аналитические же группировки используются для исследования взаимных связей, существующих между показателями, характеризующими рассматриваемую совокупность данных. В этих условиях один из показателей является обобщающим, результативным, а другие показатели рассматриваются как факторы, влияющие на обобщающий показатель.

Результаты группировочного материала оформляются в виде таблиц, где он излагается в наглядно-рациональной форме. Не всякая таблица может быть статистической. Табличные формы календарей, тестовых и опросных листов, таблица умножения не являются статистическими.