Определение символизма и его основные черты

Раздел 3. Лекции 5 и 6. Тема: Символизм в художественной культуре Европы и России и его вклад в развитие эстетики ХХ века

Символизм – наиболее значительное худож. направление, которое сложилось в общем контексте модернизма в западно-европейской культуре в конце 60-х – начале 70-х гг. 19 в. У своих истоков западно-европейск С. тесно связан с импресс-ом и вырастает на его почве; так, можно сказать, что франц. С. непосредственно вытекает из импр-ма, кот-ый одновременно был близок нат-му и преодолевал его.

Первоначально С. возникает в лит-ре (манифестом направления становится программное стих-е 1874 г. франц. поэта Поля Верлена «Искусство поэзии»), а затем в других видах иск-ва – музыке, театре, живописи. Вскоре С. включ-т в себя и иные явления кул-ры – философию, религию, мифологию, конкретнонаучное знание и тем самым претендует на культурную универсальность и всеохватность. В этом заключается его принципиальное отличие от других течений и направлений иск-ва. Во всех явл-х С. в мировой кул-ре общими являются пафос (направленность), идеология и поэтика. → Можно гов-ть об общих, харак-х чертах С. Характерными чертами С. стали:

1) Использование символа в качестве центрального компонента миросозерцания; символ – обобщенный и условный знак, который сочетает в себе свойства абстрактного понятия (что характерно для науки и философии) или аллегории как формы иносказания и худ. образа, кот-ый принципиально многозначителен и окружен множеством разветвленных и субъективных ассоциаций. При этом необходимо помнить, что символ – древнейший аксессуар челов. кул-ры и не только худ-ой. Но именно в симв-ме он достигает наибольших высот своей значительности.

2) Образ-символ отличается философичностью, обобщенностью, абстрактностью, эстетизмом, многозначностью, расплывчатостью.

3) Обращенность к абстрактным субстратам иск-ва (симв. образам, мотивам и моделям) дало возможность интерпретировать любую эпоху, любое культ. явление, любого художника как «вечных спутников», отражение эмблематики мировой кул-ры, «ключи тайн», магию в условных жанрах антич. трагедии и архаич. мифотворчества. →

4) Сознательное и демонстративное отвлечение от конкретного историзма и современности, апелляция к вечности, к вневременным критериям искусства, мысли и жизни; перекодировка сюжетов и образов, идей и концепций мировой кул-ры в мифологемы и философемы универсального порядка, которые органически вписываются как в контекст разных иск-в, вписываются как и в контекст философско-теорет. и публиц. построений.

5) Преодоление рутинности, ограниченности текущей повседневности и стремление осмыслить непреходящее, высокое содержание действительности. Всемирный масштаб осмысления дей-ти.

6) Склонность к мистицизму, осмысление религии как искусства.

7) Сформировав «целостный стиль», который аккумулировал в себе различ. явления кул-ры, с-ты осуществили мечту романтиков о синтезе искусств. (Не случайно фр. поэт С. Малларме, исполняя св. поэтич. сочинения, аккомпонировал себе на фортепиано). Среди разных типов нац-го сим-ма самый универсальный – русский (как, впрочем, и самый сложный и противоречивый). Его универ-ть проявилась в способности откликнуться на самые различные явления миров. кул-ры, что обеспечило ему органическое вхождение в контекст миров. кул-ры и мировое значение.