Характере

Философия об общественном процессе, его содержании и противоречивом

Современное общество — это "дитя" собственной истории, порож­дение противоречивой природы социального прогресса. Вот почему ха­рактеристику цивилизации рубежа XX— XXI вв. следует вкратце пред­варить введением в проблему общественного прогресса.

Представления о прогрессе общества стали возникать тогда, когда че­ловек научился мыслить рационально и ставить вопрос о том, есть ли об­щество нечто неизменное, раз и навсегда данное, или же ему свойственно изменение, переход в иное состояние. Так, в мифах античного общества существовало представление о некоем "золотом веке" человечества, - без­мятежном состоянии, которое затем было утрачено, и на смену ему пришли заботы и печали людей. Для большинства античных философов история общества представала как простая последовательность событий, за кото­рыми стоит нечто неизменное и вечное ("космос", "логос", "мировой ра­зум"). В учениях некоторых философов появился фатализм- убежденность в том, что человек якобы подчинен судьбе и обстоятельствам своей жизни, что настоящее время кратко как миг, а будущее сомнительно и поэтому человеку остается лишь прошлое как нечто определенное и устойчивое.

Религиозная философия средних веков утверждала мысль о якобы изначальной греховности человека и неизбежности наказания за это, о суете сует и тщетности человеческой жизни, о безвозвратно утраченном рае. В это время сформировалось учение о грядущем конце мира и челове­чества, о Страшном суде. Считалось, что в истории уже все заранее пред­решено и поэтому места для свободы и творчества человека не остается. Напротив, в эпоху Возрождения появилась уверенность в том, что "золотой век" лежит не в прошлом, а в будущем человечества. Это будет некое "царстворазума", а его творцом станет уже не Бог, а сам человек как господин и повелитель окружающей природы, кузнец собственного счастья. Социалисты-утописты той поры (Т.Мор и др.) разрабатывали детальные проекты такого общества. Будучи оптимистами, они горячо верили, что в этом обществе возобладает свободный труд, социальное равенство и свободное развитие человеческой личности.

Философия Нового времени стала увязывать общественный прогресс прежде всего с развитием научного знания, культуры. Такой подход на­шел наиболее развернутое воплощение во французском Просвещении XVIII в. Просветители полагали, что история общества — это продукт Разума, который способен к бесконечному совершенствованию своих способностей. Утверждая рационалистическую трактовку прогресса, Ж. Кондорсеписал: "Настанет, таким образом, момент, когда Солнце будет освещать Землю, населенную свободными людьми, не признающими другого господина, кроме своего разума". Философы этого времени да­вали высокую оценку нарождавшейся в то время промышленной циви­лизации и связывали с ней надежды человечества на лучшее будущее.

Иное понимание общественного прогресса предложил итальянский философ Д.Вико, автор теории "исторического круговорота". Он счи­тал, что каждый народ проходит в своем развитии три эпохи: божествен­ную, героическую и человеческую. После прохождения своей вершины общество оказывается в состоянии упадка, а потом движение вновь на­чинается по восходящей линии.

В Новое время была высказана также и идея противоречивости обще­ственного прогресса, которую формулировал и обосновывал Ж.-Ж.Руссо. Он считал, что развитие цивилизации и культуры вовсе не означает про­гресса, а, напротив, ведет к нравственной деградации и падению человека.

В классической немецкой философии стала обосновываться идея закономерности и неодолимости прогресса общества. Так, Г.Гегельпо­пытался представить историю общества как логичный процесс смены состояний, двигателем которого является "мировой разум". История, по убеждению Гегеля, это прогресс в продвижении к состоянию свободы. В мировой истории присутствует некое божественное начало, которое при­дает развитию общества разумный порядок и строгую гармонию.

Оптимистический подход к пониманию общественного прогресса сло­жился в классической марксистской философии. Общественно-экономичес­кие формации (первобытная, рабовладельческая и другие) предстали в мар­ксизме как ступени восходящего развития человечества. Локомотивами ис­тории являются творчество трудящихся масс, социально-классовая борьба и революции. На смену "неподлинной" истории неминуемо придет комму­низм, который наконец-то освободит человека от рабства в различных фор­мах его проявления. Коммунизм — это идеальное состояние истории, ска­чок человечества из "царства несвободы" в "царство свободы".

В русской социальной философии проблема общественного про­гресса рассматривалась и решалась с различных позиций. Так, пред­ставители естественно-научной философии (М.В.Ломоносов, К.Э.Циол­ковский, В.И.Вернадский) горячо верили в прогресс общества и связы­вали его возможность прежде всего с точным знанием, развитием тех­ники и промышленности. Г.В.Плеханови В.И.Ленинсмотрели на про­гресс общества сквозь призму материалистического понимания исто­рии и теории классовой борьбы. Славянофилы (И.В.Киреевский и др.) считали, что прогресс возможен лишь на путях следования России сво­им традиционным национальным ценностям (православие, самодержа­вие и народность). В русской религиозной философии (В.С.Соловьев и др.) решение проблемы прогресса общества виделось прежде всего на основе сохранения духовности в таких ее формах, как религия и мо­раль, нравственность людей. Религиозные философы отрицательно относились к идее применения насилия в истории, пусть даже и во имя самых высоких целей.

Явившись очень противоречивой эпохой в истории человечества, XX век породил и противоположные трактовки понятия общественного про­гресса. Так, по убеждению ряда мыслителей, в истории имеет место не прогресс, а всего лишь повторение уже пройденных состояний, "вечное возвращение". Многочисленные факты духовной деградации человече­ства дали повод полагать, что прогресса уже якобы больше не существу­ет и цивилизация движется к гибели. Другие философы придерживались оптимистических трактовок общественного прогресса. Они связывали его с внедрением передовых технологий и возрастанием роли инженер­но-технической интеллигенции. На этой основе была выдвинута идея "технотронной эры" как грядущей перспективы человечества. Во мно­гих учениях проводилась убежденность в том, что прогресс современно­го общества обязательно состоится, и это произойдет благодаря неукро­тимой силе науки и техники.

Обращение к истории социально-философской мысли показывает, что тема общественного прогресса всегда являлась в ней предметом боль­шого внимания. Это было вызвано стремлением философии вскрыть пружины исторического процесса, выявить его важнейшие тенденции и формы проявления, предвосхитить будущее человечества. Что же это такое: прогресс общества?

Под общественным прогрессомпринято понимать тип развития об­щества, характеризующийся поступательным (восходящим), направлен­ным и необходимым переходом его от низшего к высшему, становлением нового, более совершенного и жизнеспособного в обществе. Прогресс общества это прежде всего становление цивилизованности во взаимоот­ношениях между людьми и социальными группами, между обществом и природой. Кратко говоря, прогресс есть создание культуры во всех ее формах. Сферы его проявления соответствуют основным подсистемам об­щества, и в соответствии с этим принято выделять экономический, соци­альный, политический прогресс в обществе. В основе общественного прогресса лежит умственная и практическая деятельность человека, не­прерывное совершенствование им орудий труда и навыков их примене­ния, развитие науки и техники, рост потребностей общества.

Данное понятие всегда соотносится с понятием регресса, под кото­рым в философии понимается попятное движение, застой, распад жизне­способных форм общественной жизни. Прогресс и регресс являются дву­мя сторонами исторического процесса, которые друг без друга не суще­ствуют. Прогресс в одном отношении всегда означает и регресс в другом отношении. Вот почему нельзя представлять себе всемирную историю идущей вперед гладко и аккуратно, прямолинейно, без зигзагов, попят­ных движений и даже застоя в развитии.

Следует иметь в виду, что исторический процесс по природе своей всегда противоречив и часто эти противоречия очевидны. В истории общества ведь нет только светлых тонов, она всегда многоцветна. Она дале­ко не всегда выражает интересы всех людей. История гуманна и жестока одновременно. Богатство и бедность, образованность и невежество, твор­чество и разрушение неразлучны, как свет и тень. Очевидно, например, что в течение многих веков в основе общественного прогресса лежала, как выразился Ф.Энгельс, "низкая алчность". Основной целью общества и дви­гателем его прогресса было обретение богатства для узкого слоя людей. Интересы большинства приносились в жертву меньшинству, и прогресс тем самым приобретал несправедливый, уродливый и антагонистический характер. Благосостояние и развитие одних осуществлялось ценой угне­тения и страданий других. Такой, увы, оказалась логика истории челове­ческого рода, и давняя мечта угнетенных масс о "золотом веке" представ­ляется в связи с этим вполне естественной и понятной.

Раскрытие темы прогресса общества и противоречивой природы истории логично подводит нас к проблеме бытия человека в современ­ном мире. Все мы существуем в настоящее время на разломе крупных эпох в истории человечества. Наше время — это время глубокой техно­логической революции и становления постиндустриальной("техноген­ной", "информационной") цивилизации. Это время опережающего раз­вития науки и роста искусственного мира, становления всемирного ин­теллекта, расширения рамок индивидуальной свободы.

Осуществив с по­мощью впечатляющего научно-технического прогресса отрыв от приро­ды и овладение ее силами, род человеческий оказался вместе с тем в ситу­ации выбора: быть или не быть? Наша эпоха носит переходный харак­тер, и это определяет важнейшие черты современного человека, его вза­имосвязи и отношения с окружающим миром.

XX в. оказался, как мы заметили выше, очень противоречивой эпо­хой в истории человечества. Это столетие принесло миру выдающиеся научные открытия, породило грандиозный прогресс орудий труда и тех­ники, разрушило жестокие тоталитарные и колониальные режимы, ра­зорвало цепи земного притяжения. Но это был и век чудовищных войн и геноцида народов, разрушения природы и культуры, век цинизма и по­шлых вкусов. Наше время есть время триумфа человека и одновременно его великого грехопадения. Человек отчетливо предстал как созидатель и разрушитель в одном лице, а его разум в полной мере проявил нера­зумное начало. К началу третьего тысячелетия нашей эры передовая общественная мысль с большим беспокойством заговорила об эрозии гуманизма и даже конце прогресса, о смерти человека как человека. В оборот публицистики, философии и науки стало входить понятие ант­ропологической катастрофы, которая означает утрату человеком осно­ваний своего существования: природных, социальных, нравственных и иных. Если в конце XIX в. философия устами Ф.Ницшесказала, что Бог умер, то в XX в. она заговорила о другом: человек умер, по выражению Э. Фромма.

Противоречия исторического процесса сделали современное общество предельно сложным и запутанным, резко усложнили бытие человека в нем. Сложилась парадоксальная ситуация, о которой финский философ П.Кууси написал так: "Достигнув неба, мы одновременно стучимся во врата ада... Семена разрушения произрастают в нас самих". Прогресс обще­ства породил глобальные проблемы современной цивилизации, как концент­рированное выражение противоречивости и драматизма человеческой истории. Современный человек логикой собственной деятельности погру­жен в стихию этих проблем, которые определяют его дальнейшую судьбу.