Современное общество и природа, характер взаимодействия

Контрольные вопросы

1. Дайте характеристику основных трактовок социального де­терминизма - механической, диалектической, вероятностной.

2. Как соотносятся объективное и субъективное, стихийное и сознательное в истории?

3. Что такое фатализм и волюнтаризм?

4. Почему широко распространено мнение, что цивилизационная и формационная концепции являются альтернативными? Воз­можно ли иное толкование?

5. Что такое прогресс в истории?

6. Чем отличаются понятия «индивид», «индивидуальность», «личность»?

7. Почему чаще всего говорят о роли выдающихся личностей в истории и не обращают внимание на роль в ней каждой лично­сти?

Вопросы для самостоятельного изучения (СРС)

1. Общество как объект философского анализа. Основные исследовательские программы.

2. Материальные производства. Социокультурная сущность труда.

3. Мир политической жизни человека и общества.

4. Социальная сфера общественной жизни. Социальное пространство и его составляющие.

5. Общественное сознание. Духовная жизнь общества.

6. Философия истории ее проблемное поле.

7. Источник, движущие силы и субъект исторического развития.

8. Направленность исторического процесса: линейные и нелинейные интерпретации.

9. Модели исторического процесса.

10. Место России в мировом историческом потоке.

11. Философия культуры: основные стратегии.

12. Единство и многообразие культурного и исторического процесса.

13. Исторические формы отношения человека к природе.

14. Роль науки, информации и техники в развитии современного общества

 

Учебная, учебно-методическая и дополнительная литература

1. Антология мировой философии: В 4-х т. / Под ред. В.В. Соколова и др. — М., 1969-1972.

2. Аристотель. Политика // Соч.: В 4-х т. — М., 1984. Т. 4.

3. Августин Аврелий. Исповедь. Петр. Абеляр. История моих бедствий / Сост. В.Л. Рабинович. — М., 1992. Кн. одиннадцатая.

  1. Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. —М., 1989.

5. Барулин В.С. Социальная философия. – М., 1999.

  1. Булгаков СИ. Свет невечерний. — М., 1994. Отд. 3. Гл. III.
  2. Вебер М. Избранные произведения. — М., 1990.

8. Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук // Соч.: В 3-х т. — М., 1971. Т. 3.

9. Гобозов И.А. Введение в философию истории. – М., 1999.

10. Ивин А.А. Философия истории. – М.,2000.

11. История правовых и исторических учений. – М.,2004.

12. Макиавелли. Государь. - М., 1990.

  1. Межуев В.М. Философия истории и историческая наука // Вопросы философии 1994 № 4.

14.Назаретян А.П. Цивилизационные кризисы в контексте Универсальной истории. – М., 2001.

15. Сорокин П.А. Человек, цивилизация, общество. – М., 1992.

  1. Социальная философия / Под ред. Ю.В. Крянева, М.А. Кузнецова, Л.Е. Моториной — М.: Изд-во МАИ, 1996.

17. Социальные знания и социальные изменения. – М., 2001.

18. Тойнби А.Дж. Постижение истории. – М., 1991.

  1. Франк С.Л. Духовные основы общества. — М., 1992.
  2. Философия культуры / Под ред. Ю.В. Крянева, Л.Е. Моториной. — М.: Изд-во МАИ, 1993.
  3. Серебренко Н.И., Соколов А.Э. Кризис культуры как исторический феномен (в концепциях Н. Данилевского, О. Шпетлера, П. Сорокина // Философские науки. 1990. №8

Тема 6.2 Глобальные проблемы и будущее человечества.

  1. Современное общество и природа, характер взаимодействия
  2. Философия об общественном процессе, его содержании и противоречивом характере.
  3. Сущность глобальных проблем, их происхождение и пути решения. Взаимодействие цивилизации и сценарии будущего.

 

Под экологическим кризисом принято понимать негативные и даже необратимые изменения структуры и качества природной среды, равно­весия в ней, что ставит под вопрос само существование сложившихся на нашей планете форм жизни, включая и самого человека. Кратко говоря, экологический кризис — это деградация и упадок биосферы, что связа­но с вытеснением естественного искусственным. К сожалению, именно это явление и характеризует, в первую очередь, особенность взаимоот­ношений между обществом и природой во второй половине XX и нача­ла XXI вв. Назовем и проиллюстрируем важнейшие проявления этого опасного процесса, который уже обрел в наше время глобальный (пла­нетарный) характер.

Прежде всего, происходит интенсивное загрязнение окружающей среды: воздуха, водных ресурсов, почвы. За последние 100 лет значи­тельно возросла концентрация углекислого газа в атмосфере. В одном лишь 1995 г. его было выброшено около 23 млрд. тонн. Ежегодно в атмосферу выбрасывается также около 120 млн. тонн золы. Каждый вто­рой россиянин в наше время пьет загрязненную воду. На наших глазах исчезают огромные массивы водных ресурсов (например, Аральское море). Погибает символ русского народа — река Волга, под угрозой находится уникальное озеро Байкал.

Из-за неправильной обработки и иных причин разрушается почва, тончайший плодородный слой нашей планеты. В результате она смывается в реки, и они мелеют, появляются пыльные бури и иные негативные послед­ствия. Около 25% территории нашей планеты уже являются пустыней, и ежегодно к этому добавляется еще примерно 6 миллионов гектаров площадей. Между тем, на каждого жителя планеты приходится всего лишь 2,5 га суши, но и этот показатель в наше время неуклонно снижается.

Очень быстро происходит истребление лесов, этого основного источника атмосферного кислорода ("зеленые легкие"). Ежегодно исчезает около 11 млн. га леса, что равно территории четырех таких стран, как Бельгия. Наша планета все больше "лысеет", меняет свой ландшафт (внешний об­лик) под воздействием практической деятельности человека.

В результате интенсивного развития промышленности происходит потепление климата на Земле. Возрастает радиационный фон, что весьма опасно для жизни. В атмосфере возникли и вызывают большую тревогу "озоновые дыры" в стратосфере. Человеком истребляются различные виды редких животных: киты, моржи, крокодилы и другие. По подсчетам международной экологической организации "Гринпис" ("Зеленый мир"), в начале XXI в. с лица планеты навсегда могут исчезнуть около 25 тысяч видов животных и растений. Отрицательное воздействие на природную среду оказывает военная деятельность государств. Реальностью нашего времени стали техногенные катастрофы: аварии на АЭС, в промышленности и на транспорте, взрывы трубопроводов. Все это очень негативно" отражается на "самочувствии" природной среды и самих людях.

Основной причиной современного экологического кризиса являет чрезмерный рост антропогенной нагрузки на природную среду. Эта нагрузка связана с развитием человеком техники, промышленности и городов, ходе расширяющейся хозяйственной деятельности природа уже не выдерживает ту тяжесть, которая падает на ее плечи (например, количество выбрасываемых в атмосферу вредных веществ и иных продуктов деятельности человека). В итоге естественные процессы в природе и ее формы жизни начинают погибать. Так происходит, в частности, с лесами, болотами и реками, озерами. Из биосферной цепочки выпадают целые звенья: виды расте­ний и животных, реки, озера. Суть экологического кризиса состоит в том что антропогенная нагрузка на природу превосходит возможности ее сопротивляемости и поэтому она начинает умирать. В итоге возникает парадоксальная ситуация: стремясь к прогрессу и добиваясь на этом пути впе­чатляющих результатов, человечество одновременно сводит на нет объек­тивные возможности своего дальнейшего существования. Некоторые уче­ные полагают, что порог устойчивости континентальной части биосферы уже превзойден в 5-7 раз, и в 2020-2040 гг. наступит мировая экологическая катастрофа с гибельными для цивилизации последствиями.

Итак, социальная философия считает основной причиной современно­го экологического кризиса широкомасштабную экспансию(вторжение) че­ловека в природную среду. В итоге это может привести к гибели биосферы, включая и самого человека. Возможно ли преодоление этого губительного процесса? Что нужно сделать на практике для спасения природной среды?

Во-первых, необходимо отказаться от "психологии покорения", т.е. преодолеть крайности антропоцентризма как мировоззрения, которое несет в себе завышенную самооценку человека, эгоизм и устремленность к власти над природой. Человек должен осознавать, что он и природа — это единое целое и всякие его дальнейшие "победы" над природой на деле будут неизбежно порождать негативные последствия для него са­мого. Учитывая остроту глобального экологического кризиса в наше время, требуется осваивать принцип коэволюции, т.е. совместного (парт­нерского) существования человека и природы, равенства всех форм жиз­ни на планете и равновесия в системе "общество — природа". Этот прин­цип означает также, что человек, как существо разумное и деятельное, берет на себя ответственность за сохранение биосферы на планете, и это станет его основной функцией и миссией в мире. Коэволюция на деле есть, следовательно, сознательная установка человека на сохранение и воспроизводство всех форм и проявлений жизни на Земле, ответствен­ность человеческого рода за порядок в Космосе как в своем собственном Доме. Принцип коэволюции все более активно осмысливается в совре­менной социальной философии. Тенденция усиления роли знаний в су­ществовании современного общества позволяет надеяться на то, что бла­городная миссия спасения жизни будет сполна реализована мыслящим и ответственным человечеством.

Во-вторых, для решения экологической проблемы от человечества требуется решительно изменить модель(тип, способы, приемы) своей хозяйственной деятельности. Говоря об этом, уместно заметить, что ле­том 1992 г. в Рио-де-Жанейро (Бразилия) состоялась конференция Орга­низации Объединенных Наций по окружающей среде и развитию чело­вечества. На ней вопрос был поставлен радикальным образом: или со­гласованными действиями будет спасена природа, или же погибнет вся цивилизация. Конференция подчеркнула, что характер современного производства и потребления в промышленных странах мира неумолимо подрывает основы жизни на нашей планете. До сих пор использование природных ресурсов происходит в стихийных, неуправляемых формах, недальновидно и безответственно. Этому активно способствует и част­ная собственность, которая порождает установку на получение прибы­ли любой ценой, и безудержный эгоизм собственника. Следует добавить и то, что в мире происходит взрывоопасный рост населения (ежедневно примерно на 250 тыс. человек, в основном в слаборазвитых в экономи­ческом отношении странах "третьего мира"), и это тоже увеличивает антропогенную нагрузку на природную среду.

Конференция пришла к выводу, что требуется устойчивое развитие, когда имело бы место гармоничное сосуществование общества и приро­ды. Основным делом современного человека должна стать упомянутая выше биосферная функция (сохранение и воспроизводство всех форм жизни на планете). Дальнейший прогресс только через сохранение жиз­ни — так кратко может быть сформулирована основная идея концепции устойчивого развития человечества. Нынешние поколения людей обяза­ны сохранить все необходимые и достаточные предпосылки и условия для существования своих потомков.

В-третьих, очевидна острая потребность в новой экологической по­литике на всех уровнях ее проявления (регион — страна — человечество). В современной России этот вопрос не менее злободневен, чем в иных стра­нах мира. Распад Советского Союза как единого государства, межнаци­ональные конфликты, разрушение прежнего экономического простран­ства, политическая нестабильность и слабость власти — все это услож­няет и обостряет экологическую ситуацию в нашей стране. В настоящее время настоятельно требуются жесткое экологическое законодательство, совершенствование деятельности органов государственного экологичес­кого контроля, соблюдение экологических стандартов субъектами хо­зяйственной деятельности. Очень нужны целевые государственные про­граммы по созданию заповедных зон, поощрение безотходных и закры­тие грязных производств, ограничение военной деятельности, подготов­ка специалистов в области экологии и многое другое. Более активную роль в решении экологических проблем могла бы сыграть и обществен­ность в лице "зеленого движения".

Русский философ В.С.Соловьевписал однажды, что "возможно тро­якое отношение к природе: страдательное подчинение ей в том виде, как она существует, затем деятельная борьба с ней, покорение ее и пользова­ние ею как безразличным орудием и, наконец, утверждение ее идеально­го состояния — того, чем она должна стать через человека". Очевидно, что у современного человечества альтернативы уже нет: ему остается избрать лишь третий вариант отношения к природе, иначе не выжить.

В-четвертых, требуется активное и скоординированное сотрудни­чество всех государств, стран и народов, мировой общественности, ведь экологическая проблема сегодня — это общее дело для всего человече­ства. Эта проблема сегодня перешагнула национальные и государствен­ные границы, и с ней можно справиться лишь сообща.

В-пятых, для преодоления глобального контроля за состоянием при­родной среды и соблюдением экологического кризиса необходима эколо­гическая культура, т.е. высоконравственное отношение к природе, своеоб­разный экологический кодекс человека и гражданина. В основе такой куль­туры должна лежать безгранично расширенная ответственность по отно­шению ко всему живому. Нужен экологический императив как обязательное для всех правило, которое может быть сформулировано следующим образом: "Относись к природе так, как желаешь, чтобы относились к тебе". Или, кратко говоря: "Не навреди!" Современному человеку требуется ос­ваивать новую экологическую культуру, т.е. надо иметь прочные знания о природе, проявлять гуманное отношение к ней, соблюдать разумную меру в хозяйственной деятельности. Экологический императив призван стать стержнем этой культуры, ориентируя человека на ненасилие по отноше­нию к природе, на поиск гармонии в отношениях с ней.

Формирование экологической культуры следует начинать с самого раннего возраста человека. Неоценимую услугу в этом благородном деле могут и должны оказать семья и школа. Большой нравственный потен­циал содержит в себе искусство, особенно художественная литература. Произведения многих русских писателей и поэтов напоминают нам о бессмысленности и недальновидности уничтожения природы во имя ко­рыстных интересов, предупреждают об опасности утраты человеком че­ловечности в ходе этого и неизбежности расплаты за разрушение своих естественных корней и среды своего обитания. Человек должен преодо­левать укоренившуюся привычку смотреть на природу глазами госпо­дина — высокомерно и самоуверенно. Куда лучше было бы брать при­мер с русского поэта С.А.Есенина, который, говоря его же словами,".. .зве­рье, как братьев наших меньших,никогда не бил по голове". Нельзя не согласиться и с призывом Е.А.Евтушенко: "Берегите всех зверей внутри природы, убивайте всех зверей внутри себя". В отношениях человека с природой рано или поздно должен взять верх принцип биофилии— люб­ви к жизни и благоговения перед ней.