Необходимость.

Источники и движущие силы развития общества. Личность и массы, свобода и

Динамика общества и его развитие. Человек и исторический процесс.

Как уже отмечалось, общество как и природа представляет собой противоречивое единство стабильности и нестабильности, устойчивости и изменчивости, покоя и движения. Поэтому социальный анализ предполагает рассмотрение общества не только в статике, с точки зрения его структуры, но и в динамике, с точки зрения его изменения и развития.

Об обществе, как и о природе, можно сказать, что оно постоянно течет, движется, изменяется. Это универсальное свойство как природного, так и социального бытия было замечено уже Гераклитом и другими древними философами. Но наиболее полное и глубокое учение о развитии было создано, как известно, Гегелем.

Конт и Маркс в своих философских системах уделили большое внимание специфике социального развития, его факторам, эволюционным и революционным формам. Опираясь на их выводы, современные философы считают, что в исследовании социальных явлений необхо­дим так называемый процессуальный подход, который иногда называют диалектическим, или историческим. Иначе говоря, рассмотрение общества в статике, с точки зрения его организации, структуры дополняется анализом его динамики, изменения и развития.

Современный процессуальный анализ развития общества опирается на детально разработанный понятийный аппарат. В социальных исследованиях ныне широко используются такие термины, как «процесс», «функционирование», «изменение», «развитие», «прогресс», «регресс», «факторы развития», «эволюция», «революция» и др. Рассмотрим кратко содержание этих понятий.

Процесс — это единая серия изменений в социальных системах, т.е. в группах, институтах, других элементах этих систем. Возможны различные виды процессов: (внутри) личности, например, процесс самообразования, самосовершенствования человека; процессы, происходящие во взаимоотношениях людей, например их развитие от согласия до конфликта и обратно; изменения внутри социальных общностей и между ними; процессы изменений, охватывающие структуру общества в целом. Существует и иной подход к классификации процессов. Так, возможно выделение процессов конструктивных, интегрирующих, объединяющих, сближающих людей, или, напротив, деструктивных разъединяющих, порождающих соперничество, конфликты.

Простейшим процессом является функционирование общества, под которым понимаются происходящие в нем обратимые изменения, связанные с его повседневной деятельностью в рамках сложившихся структур и отношений.

Под изменением понимается начальный этап внутреннего перерождения в обществе или в его отдельных частях и их свойствах, носящий количественный характер.

Развитие — есть частный случай изменений, возникающий, когда постепенные количественные изменения приводят к глубоким, необратимым качественным сдвигам, что проявляется в обогащении и дифференциации элементов структур и отношений между ними.

Прогресс — одна из разновидностей процесса развития. Он проявляется в повышении степени приспособления и жизнеспособности системы в меняющихся условиях ее существования и связан с процессом усложнения системной организации.

Противоположным прогрессу является понятие регресс — сужение возможностей системы к саморазвитию и усвоению условий окружающей среды, упрощение и разрушение системы.

Рассмотрение общества с точки зрения его изменения и развития включает следующие основные проблемы:

направленность совершающихся в обществе изменений;

источники или факторы развития;

формы, в которых совершается любое развитие.

При рассмотрении первой из указанных проблем следует учитывать, что существование постоянных, направленных изменений в природе и обществе признают далеко не все философы. Такую направленность развития от низших форм к высшим признают только философы-детерминисты, такие, как Спиноза, Гегель, Маркс. Другие же, так называемые индетерминисты, или волюнтаристы, например, Шопенгауэр, Ницше и другие, отрицают направленность развития, абсолютизируя роль слепых, бессознательных начал в человеческой психике и связывая с ними непредсказуемый, беспорядочный характер социального развития.

Имеется вариант детерминизма, который признает не только направленность исторического развития, но и его преимуществен но прогрессивный характер, т.е. исходит из оптимистического предположения, что новые фазы общественного развития по необходимости являются и более совершенными; иначе говоря, развитие ведет к постоянному улучшению социальной жизни.

Вокруг проблемы прогресса велось и ведется множество дискуссий. Если определенная часть философов признает прогресс в экономической, научной, политической сферах жизни, то поступательное развитие в области нравственной, в сфере морали оспаривается многими и не только в связи с часто повторяющимися в социальной истории длительными периодами нравственной деградации, которые бывают особенно глубокими во времена мировых войн, революций и других социальных потрясений, но и из-за отсутствия четких критериев морального совершенствования.

Тем не менее, независимо от признания направленности, закономерности или прогрессивности происходящих в обществе изменений, сам факт этих изменений, вызывающих постоянное преобразование общества и отношений между людьми, признается большинством философов, ибо трудно отрицать обогащение духовной жизни людей, развитие научных знаний, технический прогресс, расширение возможностей удовлетворения разнообразных человеческих потребностей.

Важным является и вопрос об источниках, факторах или причинах происходящих в обществе изменений.

1. Одна из таких причин связана с повседневным процессом функционирования общества, постоянной деятельностью людей по удовлетворению своих насущных потребностей в еде, одежде, жилье и т.п. Хотя этот повседневный процесс и выглядит внешне однообразным, в ходе его все же постепенно совершенствуются навыки и способности людей, становятся все более разнообразными виды их деятельности. Состав общества, социальных групп постоянно изменяется. Уже в силу этих естественных и длительных процессов, измеряемых десятками и сотнями лет, люди изменяются по возрасту, рождаются и умирают, поколения сменяют друг друга, происходят достаточно глубокие изменения в структуре и организации общества.

2. Но кроме процессов повседневного функционирования, в общественной жизни
обнаруживаются и более серьезные, коренные изменения, затрагивающие основы жизни
общества. Они происходят под влиянием мощных реформаторских и революционных
движений.

В социальной философии высказывались различные мнения по поводу причин качественных изменений в обществе.

Одни связывали их с изменением природных основ социальной жизни, климатическими, биологическими и даже космическими факторами (Ш. Монтескье, В.И. Вернадский, Л.Н. Гумилев, АЛ. Чижевский).Так, по мнению Гумилева, «...энергия живого вещества пронизывает тела наши, наших предков и будет пронизывать тела наших потомков, стимулируя разнообразные этногенезы».

Другие искали эти причины в изменениях экономики, орудий труда, методов организации производства (К. Маркс, У. Ростоу). Так, американский социолог Ростоу связывал непосредственные источники смены выделяемых им пяти «стадий роста» человечества с уровнем развития промышленности, техники, хозяйства в целом. И наконец, третьи усматривали источник социальной динамики в изменениях духовной сферы, в культурной жизни общества (Г. Гегель, О. Конт, П. Сорокин). Так, О. Конт считал, что «...идеи управляют и переворачивают мир, или, другими словами, ...весь социальный механизм действительно основывается на убеждениях».

В действительности, каждый из этих факторов, по-видимому, оказывает определенное воздействие на развитие общественной жизни, однако, их социальная роль специфична, неравноценна. Причем природные, экономические и культурные факторы теснейшим образом связаны между собой.

Так, например, увеличение рождаемости (природно-биологический фактор) приводит к быстрому развитию общества только в сочетании с одновременным развитием производства, образования, медицинского обслуживания, а без такого сочетания оно может повести лишь к усилению нищеты, болезней и социальной нестабильности.

Несомненно, что весьма велика роль технических изобретений и научных открытий. Изобретение и широкое применение паровой машины и другие технические нововведения предопределили промышленную революцию XVIII—XIX вв., а затем вызвали новый тип индустриального общества с развитой промышленностью, буржуазией и пролетариатом. Развитие орудий труда, прогресс техники, внедрение в промышленное производства средств автоматизации и высоких технологий, как убедительно показывает исторический опыт XX века, изменяет все области общественной жизни, структуру различных общностей людей - больших и малых, — их культуру и способ удовлетворения потребностей.

Велика и роль культуры, ее распространения. Так, активный перенос в Японию в XIX— XX вв. достижений науки из Западной Европы и США содействовал тому, что в сравнительно короткий исторический срок, несмотря на поражение во Второй мировой войне, Япония в короткий срок превратилась в одну из самых высокоразвитых стран мира.

К сожалению, истории известно и немало примеров противоположного характера, когда проводимая господствующими силами политика изоляционизма, недопущения в страну ни новых идей, ни новых товаров доводила могущественные государства до глубокого кризиса, упадка, в результате устаревания социальных структур и институтов.

Опыт истории убедительно показывает, что прогрессивные идеи в области культурного творчества могут создавать реальную угрозу отжившим свой век институтам и социальным структурам, формам власти. Поэтому процесс развития культуры постоянно контролируется властью, государством. Многовековая история развития науки и техники, литературы, искусства и философии знает немало примеров ожесточенного сопротивления власть предержащих утверждению новых идей и теорий, таких, как дарвинизм, генетика, кибернетика, а также технических изобретений (внедрению паровых машин, компьютеров), как и новых течений в искусстве.

3.Вместе с тем при всем значении рассмотренных социальных предпосылок общественного развития нельзя не учитывать и того, что весь социум, как и каждый из составляющих его людей является живыми организмами, входящими в состав биосферы планета Земля. Люди, как и другие живые существа, подвержены действию сил притяжения, электромагнитных полей, космических лучей, термодинамических воздействий, еще не до конца изученных тонких энергий.

Это ощущение глубокого единства человека и природы достаточно четко выражено уже древними философами в понятиях Дао (Лао-цзы), Логос (Платон), Бог (И. Христос).Так, по мнению Лао-цзы, Дао означает всеединое, оно корень всего, мать всех вещей: «Человек зависит от земли, земля — от неба (космоса), небо от дао, а дао — от себя самого». Пытаясь осуществить синтез западной и восточной мысли, русская религиозно-идеалистическая философия (Н. Фёдоров, В. Соловьёв, П. Флоренскийи др.) также обосновывала идею гармонии между космической и социальной темами, реализовав ее в известной концепции русского космизма, основными понятиями которого стали категории всеединства и софийности бытия.

Развивая эту традицию, современная русская философия активно разрабатывает представления о социальной жизни как о явлении, движущими силами которого выступают также и природные факторы. Так, в учении В. Вернадского о биосфереи ноосфере обосновывается материально-энергетическое единство живого и неживого вещества; Л. Гумилев глубоко исследовал проблему биоритмов, в частности, ритмы этногенеза, включающие фазы подъема, депрессии и упадка этносов.

Другой русский ученый — А. Чижевский установил связь космических ритмов, циклов активности Солнца с биологическими и социальными процессами на Земле. Учитывая эти выводы русской и мировой философской мысли, современная социальная философия видит свою задачу в том, чтобы исследовать не только социально-экономические, политические и культурные, но и природные факторы, так или иначе стимулирующие процессы изменения и развитие общественной жизни. Постепенно накапливаясь, все эти факторы, как явные, так и тайные, еще в полной мере недоступные нашему сознанию, и порождают мощные реформистские и революционные движения, резко ускоряющие в отдельные исторические периоды процессы глубоких социальных перемен.

Социальные движения выражаются в коллективных, совместных действиях людей, совершающихся более или менее организованно для достижения определенных целей, изменяющих социальное положение их участников.

Общей, наиболее очевидной причиной социальных движений являются неудовлетворенные базовые потребности людей, прежде всего экономические. Именно они вызывают у людей состояние неудовлетворенности, дискомфорта, психического напряжения, социального беспокойства. Это беспокойство внешне проявляется в усилении контактов между людьми, возникновении острых дискуссий, постоянных размышлений по поводу сложившейся ситуации. Состояние брожения, беспокойства может охватывать большие или меньшие общности, вплоть до целых этносов, классов, государств. Подобное состояние, чреватое социальным конфликтом, — исходный пункт определенных социальных движений, свидетельство близости социального потрясения. Это состояние, так или иначе охватывающее большинство народа, иногда называют революционной ситуацией, преддверием революционного взрыва.

Однако революция представляет собой лишь одну из форм социальных движений. Характер их весьма разнообразен и определяется прежде всего их целями, а также применяемыми методами и количеством вовлеченных в них людей. По этим основным крите­риям и различаются реформаторские и революционные движения.

Реформаторские движения охватывают обычно некоторые ограниченные круги и общности. Они действуют в рамках установленного социального порядка и поэтому, как правило, не сталкиваются с репрессиями и насилием со стороны властей. Такие движения стремятся к достижению изменений, например, средствами улучшения существующего законодательства, пересмотра государственного бюджета и т.п. Это профессиональные, национальные, пацифистские, просветительские, экологические и другие движения. Но, несмотря на свой мирный, легальный характер, реформаторские движения могут постепенно привести к глубоким общественным преобразованиям.

Революционные движения в начальных стадиях могут быть похожи на реформаторские. Но по мере своего развития они приобретают отличия: охватывают широкие массы, целые общественные классы, испытывающие напряжение и беспокойство; затрагивают коренные, базовые потребности в самосохранении и материальном благополучии, вызываются сильными мотивами. Участники этих движений часто подвергаются репрессиям и преследованиям со стороны властей. И все же основные их отличияв целяхи методах. Их цельне мирные реформы, а ниспровержение существующего социально-политического строя силовыми методами. Отсюда и необходимость широких масштабов, массовости, наличия особых организаций, способных стать основой новой политической власти. В случае победы революционные движения вводят в жизнь новые порядки, коренным образом изменяют строй общества, производят сдвиги в классовой структуре, меняют состав социальных институтов, изменяют систему ценностей, обычаи, образцы поведения.

Наиболее глубокие изменения в обществе вызывают революции, в которых участвуют целые классы, народы. Таковы революции 1789 г. во Франции, 1917 г. в России, 1949 г. в Китае. Глубокие общественные изменения произошли и в результате национально-освободительных революций, совершившихся в середине XX в., особенно после Второй мировой войны в ряде стран Азии, Африки и Латинской Америки.

Социальные революции не только оправданы, но и необходимы, если они направлены против отживших порядков, тоталитарных режимов и т.п. Но неверно считать, что только с революциями связано развитие общества. Нельзя не учитывать, что революции, как показывает исторический опыт, всегда очень дорого обходятся, как и любой деструктивный, разрушительный социальный конфликт Они, как правило, сопровождаются страданиями и гибелью многих ни в чем неповинных людей. Опыт все более убеждает нас в том, что приоритет в социальном процессе, как и в природе, остается не за революционным, а за эволюционным способом развития.

Таким образом, социально-философский анализ общества как целостной саморазвивающейся системы включает рассмотрение и его статики, и динамики или, говоря иначе, и составляющих его групп, организаций, институтов, и непрерывно происходящих в обществе процессов эволюционного и революционного изменения и развития.