Культура как способ бытия человека в мире

Представление о деятельной сущности человека будет неполным без обращения к понятию "культура", которое издавна применяется в фи­лософии и социальном познании. Без этого понятия невозможно пред­ставить себе способы и формы духовно-практической деятельности че­ловека и ее результаты, характер и типы отношений между людьми, меру сформированности человеческого начала в человеке. Культураэто способ, каким человек существует в окружающем его мире. Он существу­ет в мире как древний Прометей — мужественный носитель огня, того творческого и животворящего начала, посредством которого бытие из­влекается из небытия, мертвое становится живым, а дикое природное преобразуется в социокультурное. Это ведь Прометей, как гласит древ­негреческая мифология, научил людей ремеслам, возделывать землю и приручать диких животных, овладевать природными стихиями, читать и писать, одним словом, — жить по-человечески. Культура — это дея­тельная сущность человека в многообразных формах своей действитель­ности, способ утверждения человеком себя в качестве Творца.

Философия рассматривает культуру как целостное и многомерное явление общественной жизни. Для философии важно ответить на вопро­сы о том, что такое культура, какое место она занимает в историческом процессе и какую роль играет в жизнедеятельности человека. Культура соотносится с человеком как существом, которому присущи уникальные характеристики и способы существования в мире. Что же такое культу­ра с точки зрения философии?

Впервые этот термин был применен римским оратором и филосо­фом Цицероном. Под культурой он понимал позитивное влияние фило­софии на ум человека. По его мнению, философия является "культурой ума", тонким инструментом для познания окружающего мира.

В средние века культура ассоциировалась прежде всего с религиоз­ным опытом человека, с его способностями жить по заповедям Творца. Культура — это богоподобие человека, его служение Богу, терпение и смирение.

Напротив, в эпоху Возрождения под культурой стали подразуме­ваться высокие гуманистические идеалы. Культурным считался свобод­ный, универсально развитый, разумный и деятельный человек.

Просветители XVIII в. (Ф.Вольтер и др.) смотрели на культуру как воплощение в ней светлого, цивилизованного начала. Соответственно, культурность нации противопоставлялась ими варварскому состоянию народов, их первоначальной дикости. Культура измерялась достижениями, прежде всего наук и ремесел, ее целью считалось сделать всех людей счастливыми, а общественный строй — совершенным и справедливым.

В классической немецкой философии культура воспринималась преимущественно как сфера духовной свободы и деятельности человека. Эта философия решительно разделила всю окружающую человека действительность на мир природы и мир культуры. Немецкие мыслители под­черкивали, что культураэто мир идей, вещей и социальных институ­тов, созданный в ходе человеческой деятельности. Прогресс культуры рассматривался ими как один из основных законов истории общества. Каждый народ создает свою собственную самобытную культуру, кото­рая выполняет цивилизующую функцию. Благодаря культуре становит­ся возможным восходящее движение общества к гуманному состоянию.

В классической марксистской философии ХIХ века понятие культу­ры стало применяться для характеристики творческих ("сущностных") сил; человека и совокупных результатов его деятельности. В марксизме подчеркивалась идея обусловленности культуры конкретным способом мате­риального производства, характером общественно-экономической фор­мации и исторической эпохи. Считалось, что культура всегда носит конк­ретно-исторический характер (феодальная, буржуазная и т.д.), а ее высшим проявлением станет в перспективе культура коммунистического общества. В марксизме были исследованы различные проявления культуры: культура труда, политическая культура, духовная культура общества.

Разнообразные трактовки понятия культуры появились в социаль­ной философии на рубеже XIX и начала XX вв.

Так, Ф.Ницшеостро критиковал культуру и видел в ней всего лини средство для подавления и порабощения человека с помощью правовых и иных норм, предписаний и запретов. О.Шпенглерстал известен своей теорией "локальных культур", в которой он отрицал прогресс в истории культуры и наличие в ней органического единства разных культур. По его убеждению, вся культура, как "живое тело души", распадается на ряд независимых и неповторимых социальных организмов (египетская, индийская, китайская, греко-римская и другие культуры, которые не связаны друг с другом. Основатель психоанализа 3. Фрейдисходил из идеи наличия вечного и неустранимого противоречия между человеком и культурой. По его убеждению, человек — это существо исключительно при­родное, наделенное совокупностью потребностей и инстинктов. Культура же враждебна человеку, поскольку она ограничивает свободу его действий. Уже первобытный коллектив был инструментом подавления человека с помощью силы социальных норм и запретов. С той поры "тех­ника" подавления человека стала несравненно более совершенной и раз­нообразной. Фрейд был убежден, что современный человек является в гораздо большей степени пленником культуры, нежели его первобыт­ные предки, и эта тенденция в итоге может погубить все человечество.

В философии XX в. культура рассматривалась с различных сторон. Так, в некоторых учениях культура сводилась прежде всего к дос­тижениям науки и техники, которые якобы способны обеспечить стре­мительный прорыв человечества в блестящее будущее. Напротив, в док­ладах Римского клуба (А.Петейи др.) было сделано ударение на необ­ходимость совершенствования самого человека, если он желает выжить в условиях обострения глобальных проблем. А.Швейцер полагал, что современная культура призвана быть прежде всего "живой этикой", в основе которой должно лежать благоговение и преклонение перед всем живым. Быть культурным в наше время означает активно способство­вать сохранению жизни на нашей планете, совершенствовать взаимо­отношения человека с окружающим миром.

В русской философии понятие культуры традиционно имело высо­кое духовное и нравственное наполнение. В этом проявился дух право­славия с его идеями добра, милосердия и справедливости, солидарности между всеми людьми и народами. Злом является все то, что разрушает жизнь и мировую гармонию. Напротив, Доброэто творение жизни и гармонии в ней. В этом и должно состоять основное предназначение че­ловеческой культуры как сгустка морали и жизненной мудрости. Рус­ская философия подчеркивала также самобытность отечественной куль­туры во всех ее проявлениях — в образе жизни и традициях, менталитете россиян, формах экономической жизни и многом другом. Культура Рос­сии своеобразна, как и сама "русская душа", мироощущение и мировоз­зрение русского человека.

Как видим, в истории философии выделялись и изучались различ­ные стороны культуры как социального явления. Суммируя все сказан­ное выше, ответим на вопрос о сущности культуры ("Что это такое?") с позиций философии.

культураэто философское понятие для характерис­тики человека как деятельного существа, раскрытия его сущ­ностных сил и способностей.

В своей действительности она включает в себя сущностные силы человека, т.е. физическую и духовную энергию; процесс их применения (формы созидательной духовно-практической деятельности); предмет­ные воплощения этой деятельности (идеи, вещи); отношения между людьми как членами общества (нравы, институты, традиции и обы­чаи). Культура — это все, созданное мудрой мыслью и деятельной ру­кой человека, сотворенный человеком мир. Это как бы "вторая приро­да", существующая наряду с обычной природной средой. Культура пред­ставляет собой сверхсложную реальность, которая создается в соответ­ствии с замыслом человека как ее творца. В своей действительности она представляет собой комплекс высоких достижений человечествав различ­ных областях его деятельности. Культура является триумфом и манифе­стацией подлинно человеческого в человеке как деятельном существе.

Раскрывая сущность культуры, следует сделать одно очень важное примечание. "Как в плоскости культуры отличить церковь от кабака?" вопрошал русский философ П.А.Флоренский. Будет правильным считать, что культура это лишь то, что отвечает высоким гуманным критериям служит интересам общественного прогресса и блага общества.

Культурно только то, что нравственно.

Вот почему, например, умение убивать людей конечно же, никак нельзя относить к культуре. В таком ведь случае Гитлера и Сталина мы бы причислили к числу самых "культурных" людей в истории человечества. Примеры, подобные этому, указывают на наличие в обществе так называемой антикультуры, которая характеризует человека с негативной стороны как существо падшее, как античеловека. К сожалению, антикультура тоже весьма разнообразна, и это свидетельствует о противоречивом бытии человека в мире, о трагичности его существования.

С точки зрения своего внутреннего строения и устойчивого содержания, культура имеет два слоя. Во-первых, это духовная культура, которая включает совокупные знания и методы познания, формы мышления. Сюда относятся также язык и общественное сознание, система образования и воспитания человека. Духовный слой культуры играет специфическую и особо важную роль. По определению С.Л.Франка, культура - это "осадок духовной жизни человечества". Духовное ядро есть начало, вокруг которого и формируется вся система любой национал ной культуры. На протяжении тысячелетия для России таким ядром было православиекак мировоззрение и мораль, образ жизни. Оно наложил огромный отпечаток на быт людей и их традиции, формы хозяйств( ной деятельности и трудовую мораль, на политическую жизнь и государственность, на искусство (например, иконы как жанр художественного творчества), на другие стороны культуры русского народа.

Во-вторых, это материальная культура человечества: орудия труда техника, сами навыки труда людей, коммуникации и приборы, жилье, про­дукты питания. Существуют и такие формы культуры, которые находятся как бы на стыке этих двух пластов (слоев) и представляют собой их органическое единство. К ним можно отнести политическую культуру как единство политического сознания и политической деятельности. Это также и художественная культура как мир произведений искусства, каждый из которых несет в себе один или же много художественных образов, нашедший свое предметное воплощение в книгах, картинах, скульптурах и т.д.

Когда философия повествует о культуре, то часто в связи с этим употребляет понятие цивилизации. Нередко понятия "культура" и "цивилиза­ция" применяются в одинаковом смысле. Однако это неверно, хотя дан­ные понятия в чем-то, безусловно, и близки друг другу. Следует исходить из того, что цивилизация — это определенная крупная эпоха в история человечества (собирательская, аграрная, промышленная и др.), ступень становлении и восходящем развитии человека как активного деятеля и творца.

Культура же представляет собой базисное основание и содержание ("содержимое") той или иной исторической эпохи, выраженное в совокупности духовных и материальных ценностей. Каждой цивилизация присуща своя, в чем-то специфическая культура. Например, в рамках аграрной цивилизации возникли и сформировались греческая, египетская и иные культуры со своеобразным содержанием и характеристика­ми (тип мировоззрения, образ жизни людей, характер социальных ин­ститутов и т.д.).

Современная цивилизация, чаще всего именуемая постин­дустриальной, формирует собственную культуру, которая имеет свои от­личительные черты и прежде всего — высокий уровень развития науки, техники и технологий. Каждый шаг в развитии цивилизации означает одновременно и движение по пути создания и развития культуры (как и антикультуры тоже). Но и наоборот, — развитие культуры постепенно создает предпосылки для перехода общества на более высокую ступень в своем развитии, как это случилось, например, в XX в. в связи с бурным развитием научно-технической революции. Однако не следует полагать, что развитие цивилизации автоматически влечет за собой и прогресс в развитии культуры. На несоответствие между цивилизацией и культурой указывал, как мы уже отмечали выше, Ж.Ж. Руссо: прогресс общества со­всем не обязательно влечет за собой и прогресс человека. XX век показал, что при определенных условиях культура может распадаться, деградиро­вать и даже погибать, теряя свои лучшие достижения.