Сущность и природа человека. Смысл его жизни. Проблема смерти и бессмертия.

Для исследования человека как предельно сложного, многомерного объекта познания философская мысль выработала и содержит в своем арсенале целый ряд понятий, которые в итоге дают достаточно развер­нутый и полный ответ на вопрос о сущности и природе человека, смыс­ле его существования в мире. Назовем эти понятия, раскроем их смысл, познавательное и методологическое значение, исходя из того, что сущ­ность — это самое основное в человеке, а природа — это его важнейшие характеристики, посредством которых сущность раскрывает и реализу­ет себя в духовно-практической деятельности человека.

Прежде всего, под человекомв философии принято понимать пред­ставителя вида "гомо сапиенс", который является высшей ступенью в развитии всех известных науке живых существ на нашей планете.

человек — это существо разумное и универсально-дея­тельное, субъект истории и культуры, способный к бесконеч­ному совершенствованию и развитию.

Можно сказать, что деятельное начало и является сущностью (внут­ренним ядром) человека и поэтому он нередко определяется также как "гомо фабер" —"человек умелый", "мастер". Деятельность — это исток и основ­ное содержание человеческой жизни, благодаря которому раздвигается го­ризонт бытия человека, и его жизнь наполняется многогранной полнотой.

По природе своей человек обладает многими качествами, природны­ми и социальными. Весьма важной характеристикой человека является разумность, которая дает ему громадные преимущества перед всеми ины­ми живыми существами и колоссальные возможности для своей деятель­ности. Столь же существенной характеристикой человека выступает труд, т.е. способность к предметно-практической деятельности, к активному преобразованию окружающей природы с помощью специальных орудий.

Человеку присущ коллективный образ жизни, сообща с другими людь­ми. Только в рамках совместной деятельности он и сможет формировать и развивать свои качества и способности. Кроме названных нами выше, человек обладает также и рядом иных качеств (свойств). В частности, люди умеют создавать орудия труда и постоянно их совершенствовать. Они руководствуются простейшими норма­ми нравственности как регуляторами собственных взаимоотношений. Люди действуют в основном сознательно, со знанием дела. Всякий человек имеет собственные потребности и интересы, идеалы и цели деятельности и преследует их в своих действиях.

Человеку присущи и такие свойства, как прямохождение, наличие памяти и воли, членораздельная речь, фантазия.

Для изучения отдельного человека ("Петр", "Павел" и т.д.) в филосо­фии и иных науках (педагогика, психология) применяется понятие "индивид", которое обозначает единицу, "атом" человеческого рода. Под инди­видуальностьюже понимаются самобытные, неповторимые черты и каче­ства, присущие данному индивиду и позволяющие ему быть самим собой. Что касается понятия индивидуализма, то оно означает замкнутость человека на самом себе, доходящую до противопоставления себя коллективу, группе, и жизнь в основном "на себя". Человечествопредставляет собой единую планетарную общность людей, которая сложилась на основе разнообразных связей между странами и народами мира, отдельными людь­ми. Оно является продуктом становления всемирной истории и культуры.

Говоря о личности, философия имеет в виду социальные качества инди­вида, приобретенные им в процессе воспитания и самовоспитания, духовно-практической деятельности и взаимодействия с обществом, вхождения в мир: культуры. Личность обладает, прежде всего, духовными качествами представляя собой как бы огромный резервуар энергии ("сущностные силы"). Эта, энергия является источником творческой ("творящей") свободы, посредством которой человек преображает и совершенствует окружающий его мир. Со­циальный облик не дан человеку извне в готовом виде, он может быть сформирован лишь при непосредственном участии самого человека. Подлинна личность не есть застывшее состояние — она вся динамична и пребывает состоянии становления. Человек, обладающий яркими личностными качествами, сам творит свою судьбу по меркам собственного идеала. Личность всегда несет на себе печать духа и культуры конкретной исторической эпохи. Например, Чичиков из "Мертвых душ" Н.В.Гоголяолицетворяет собой тип проходимца-приобретателя, ищущий легкие пути личного обогащения. На­против, матрос Семен Давыдовиз "Поднятой целины" М.А.Шолоховаявляется собой принципиального и несгибаемого большевика эпохи революции и все­общей коллективизации на селе в 30-е гг. XX в.

Раскрывая вопрос о сущности и природе человека, следует заметить, что человек — это живая система, единство телесного и духовного. В этой системе выделяют, в частности, структурный уровень — мозг, сердце и т.д. Функциональный уровень представлен, например, кровообращени­ем, системой дыхания. Психический уровень — это деятельность централь­ной нервной системы и органов чувств. Сознательный уровень в человеке как системе представлен в форме сложных мыслительных процессов. Бу­дучи живой системой, человек, является единством унаследованного и при­обретенного, связью прошлого, настоящего и будущего.

По своей природе человек является существом активным, деятельным и целеустремленным. В значительной степени он ведь сам творит собствен­ную драму и судьбу, жизненный путь, он — автор истории и мира культу­ры. Деятельностьв различных ее формах (труд, политика, познание, вос­питание и т.д.) является способом существования человека в качестве чело­века, творца новых реальностей. В ходе ее он изменяет не только окружаю­щий мир, но и свою собственную природу. Все качества и способности лю­дей носят конкретно-исторический характер, т.е. изменяются и совершен­ствуются в ходе деятельности. (Сравните, к примеру, умственные способно­сти первобытного дикаря и современного человека, и будет несложно уви­деть, что эта гигантская разница является результатом неустанной работы истории.) Именно благодаря многогранной духовно-практической деятель­ности человек является существом пластичным, гибким, находящимся все­гда в поиске и деле, в порыве своей духовной и физической энергии.

Человек обладает механизмом не только биологического (через свой генофонд), но и социального (через воспитание и культуру) наследова­ния своих признаков. Во втором случае имеется в виду присвоение всего того, что накоплено человечеством и представлено в разнообразных формах культуры. Это опыт и знания, способы деятельности, традиции, ценности и нормы. Социальное наследование осуществляется в обществе в ходе социализации, под которой принято понимать процесс становле­ния личности, происходящий, прежде всего с помощью воспитания как специального вида деятельности. В принципе, благодаря социализации каждое новое поколение людей всегда богаче (в широком смысле этого слова) и умнее своих предшественников. Это действительно так, ведь оно встает на "плечи" предшествующих поколений и заимствует их опыт, воплощенный в формах духовной и материальной культуры. Соответ­ственно, перед новыми поколениями открываются, как правило, более широкие возможности и перспективы для своего существования.

Понятия таланти генийуказывают на степень раскрытия в челове­ке его сущностных сил, творческих задатков и способностей. Талантли­вость означает значительные достижения человека в конкретной сфере деятельности. А вот гениальность — это высшая степень творческой ода­ренности человека, особое сочетание способностей. Творения гения характеризуются принципиальной новизной и масштабностью, исклю­чительным значением для общества и истории. Гений — это способность решать сложнейшие общечеловеческие проблемы и накладывать печать своей личности на облик эпохи, на весь ход истории. Подлинный гений — это жемчужина человеческого рода, он всегда служит культуре общества, несет с собой добро и тем самым укрепляет человеческое начало в обществе. Напротив, "злой гений" - это разрушитель, который приносит смерть и страдания людям (А.Гитлер — типичный пример этого).

В целях исчерпывающего познания своего объекта философская ан­тропология применяет понятие смерти и бессмертия человека. Причем смерть она понимает не только в физическом, но и в духовном смысле слова. Смерть — всеобщий закон бытия: камни и растения, животные и люди — все рано или поздно умирает. Человеку же в этой ситуации тя­желее всех, ведь он знает о предстоящей ему смерти, осознает это. Вот почему мечта о бессмертии неразлучно сопровождает человека, едва он стал осознавать свою смертность. Эта мечта породила древнюю идею бессмертия души, христианскую веру в воскресение умерших, мечту об "эликсире жизни". Осознание своей смертности делает еще более мучи­тельным размышление человека над смысложизненным вопросом ("Если мне предстоит умереть, то зачем в таком случае жить?")

Подлинно "человеческим" является также и философское понятие смысла жизни человека, ведь оно характеризует человека как существо, стремящееся к полноте своего существования. Это понятие раскрывает и исследует самое "деликатное" в его бытии — цели и идеалы деятельнос­ти, само значение его существования.

Вопрос о смысле жизни человека — это вопрос об основ­ном содержании его существования в мире.

Это, говоря словами Ф.М.Достоевского, вопрос о том, для чего че­ловеку жить и к чему стремиться. Смысложизненный вопрос пронизыва­ет собой всю историю философской мысли начиная с ее ранних форм (буддизм в Древней Индии, учения Сократа, Эпикура). Глубокое осмыс­ление этого вопроса содержится в русской философии и художественной литературе (Н.А.Бердяев, Л.Н. Толстой, Ф.М.Достоевский). Как жить? к чему стремиться? что делать? — все это есть "вечные" и "проклятые" вопросы человеческого существования. Можно жить, например, как древний Диоген, ведя предельно простой (аскетический) образ жизни и отка­зывая себе в земных радостях. Но можно жить, стремясь к наслаждениям и радостям и находя в этом счастье как особого рода состояние души. Можно жить лишь для себя, но ведь можно и делать добро другим лю­дям: Чем же и как жить человеку?

Живя по своему усмотрению и самобытно, каждому из нас все же нельзя забывать о своей принадлежности к великому Космосу. Ведь все мы его дети, и стремление прожить в этом мире без соучастия в его судьбе немину­емо будет вести к краху личности, к деградации и духовной смерти челове­ка. На смысложизненный вопрос надо ответить так, чтобы не прожить свою жизнь зря, впустую, без заметного следа в ней. Ведь жизнь всем нам дается, говоря словами известного литературного героя, всего лишь один раз. Жить, созидая Добро и творя тем самым саму Жизнь,—вот в чем состоит подлин­ное призвание человекаи его великая героическая миссия, порученная ему Судьбой, и только это Дело может наполнить жизнь человека подлинным смыслом. "Самое короткое выражение смысла жизни, — писал Л.Н. Тол­стой, — такое: мир движется, совершенствуется; задача человека — уча­ствовать в этом движении, подчиняясь и содействуя ему". "Каждому поко­лению, — говорил в 1957 г. в своей Нобелевской речи французский писа­тель А.Камю,—свойственно считать себя призванным переделать мир. Мое, однако, уже знает, что мир оно не переделает. Но его задача, быть может, более значительна. Она состоит в том, чтобы помешать миру исчезнуть". Помешать Миру исчезнуть,—кто еще, кроме Человека, сможет выполнить столь великую и благородную задачу?

Как видим, для исследования человека как многомерного явления в философской антропологии применяются различные понятия. С их по­мощью раскрывается и мир внутренний (душа, сознание), и мир внешний (деятельность человека в мире). Образно говоря, человек — это точка, в которой пересекаются противоположности (природное и культурное, свобода и несвобода, взлет и падение). "Человек — это живое противо­речие", — гласит философская антропология, и это положение вряд ли' следует ставить под сомнение.