Социальные функции науки и закономерности ее развития. Рост научного знания, научной революции и смена типов рациональности.

Итак, формы и способы познавательной деятельности чело­века разнообразны и совершенны. Они характеризуют человека как универсальное существо с богатейшим духовным миром. Чув­ственность, рассудок и. разум дали ему знания и власть над ми­ром, безгранично расширили диапазон его возможностей и сво­боды, открыли тайны и красоту этого мира.

«Наука» в переводе с латинского означает «знание».

Исторически меняется понимание «науки»:

В античности «наука» понималась как составная часть деятельно­сти, направленной на достижение какой-то цели, это как бы «теория» деятельности.

Наукой владеет знаток своего дела, он знает, как надо делать и по­чему надо так поступать. Аристотель выделял три вида наук:

1.теоретические, умозрительные, высшие науки, которые познают свой предмет с помощью разума (философия, физика, матема­тика);

2.практические науки (изучают начала государства: политика, этика, экономика);

3.творческие, ремесленные, низшие науки, которые изучают искус­ственные вещи: строительство, медицина, военное дело, поварское искусство и т. п.

В XX в. наука рассматривается как деятельность по производству объективно-истинного знания и результат этой деятельности — сис­тематизированное, достоверное, практически проверенное знание.

Наука — попытка увидеть мир, каким он является сам по себе, дать объективную картину реальности.

Сущность науки:

достоверное обобщение фактов, истинное отражение исследуемых процессов, объективность;

выявление законов, управляющих процессами в объекте исследо­вания;

предвидение тенденций развития и функционирования объекта;

контроль и управление процессами в объекте.

Жизненный смысл науки: знать, чтобы предвидеть, предвидеть, что­бы действовать.

В XX в. научная деятельность институциализирована, приобрела устойчивые социальные формы, организована.

Как вид деятельности наука характеризуется:

• определенной системой ценностей: ценности истины, ценность ра­зума, ценность нового знания; ценность независимости суждений и готовности признать свои ошибки;

• определенным набором технических устройств, аппаратуры, средств, используемых в научной деятельности;

• совокупностью методов, используемых для получения нового знания;

• способом организации научной деятельности.

Наука — сложный социальный институт, включает три составляю­щих:

• производство нового знания;

• доведение знаний до их практического использования;

• подготовка научных кадров. Научные исследования включают:

• использование методов научного исследования; установление фактов, результатов наблюдений и экспериментов;

• обобщение и объяснение фактов, построение гипотез и их проверка;

• установление закономерных связей между фактами;

• построение теории, законов, принципов;

• философское истолкование данных науки;

• накопление новых опытных данных;

• коррекция, пересмотр прежних теоретических представлений.
Важнейшими закономерностями развития науки являются:

• обусловленность развития науки потребностями общественно-ис­торической практики;

• относительная самостоятельность развития науки;

• преемственность в развитии идей и принципов, теорий и понятий,
методов и приемов науки;

• постепенность развития науки, чередование периодов эволюци­онного развития и революционной ломки теоретических основ науки;

• взаимодействие и взаимосвязь всех составных отраслей науки;

• свобода критики, свободное столкновение различных мнений, на­учных гипотез;

• дифференциация и интеграция научного знания;

• математизация науки.

Современная наука не только обслуживает запросы производст­ва, но и выступает в качестве предпосылки технической революции, развития производительных сил общества. Объем научной деятель­ности и продукции в XX в. удваивается каждые 5—10 лет.

По предмету исследования науки делятся на две группы: естест­венные и общественные (социальные).

По функции, целевому назначению выделяются: фундаментальные науки и прикладные науки (технические).

По методу исследования выделяют:

теоретические науки и эмпи­рические науки.

научные и философская картины мира.