Познание, творчество, практика.

Если в первозданной природе происходят стихийные, неосознанные процессы, то в обществе все процессы носят, как правило, целенаправленный, осознанный характер (хотя бывают и исключения). Познание, мышление это всегда искание i открытие нового, поиски ранее не изведанных подходов и ре­шений, активное достижение истины, активная (а не созерца­тельная, пассивная) деятельность субъекта в любой ее форме.

Творчествопроцесс человеческой деятельности, созда­ющий качественно новое, никогда ранее не бывшее— матери­альные и духовные ценности. Творчество представляет собой возникшую в труде способность человека из определенного материала созидать (на основе познания объективных законо­мерностей) новую действительность (е любой ее форме), удов­летворяющую многообразным общественным потребностям. Виды творчества определяются характером конкретной созидательной деятельности — творчество изобретателя, организато­ра, научное, художественное творчество и т.п.

Важная особенность творческого познанияумение со­здавать и успешно разрешать проблемные ситуации. Творчес­кое познание невозможно без самостоятельности мышления, его критичности и самокритичности, гибкости мышления, уме­ния делать выводы из допущенных ошибок, мыслить быстро (но не скоропалительно), отделять существенное от несуще­ственного и самостоятельно приходить ко все новым и новым выводам и обобщениям.

В творческом процессе сознательное и бессознательное, рациональное и иррациональное, дискурсивное (логическое, понятийное) и интуитивное дополняют друг друга. Важную роль в этом процессе играет интуиция (внезапное озарение) — спо­собность прямого, непосредственного постижения истины без предварительных логических рассуждений и без доказательств.

Развитие европейской философии, мировой науки и обще­ственной практики второй половины XX в. потребовало пре­одоления понимания теории познания в ее усеченном стандар­тами классического рационализма варианте. В результате воз­никла задачадополнить анализ сциентистских аспектов познания анализом его экзистенциальных составляющих.

Познание и творчество неразрывно связаны как между со­бой, так и с практикой (практической деятельностью) как с их основой. Практикаэто целостная органическая система совокупной материальной деятельности человечества во всем его историческом развитии, всегда осуществляющаяся в опре­деленном социокультурном контексте. Ее законами являются законы самого реального мира, который преобразуется в этом процессе.

Значение практики для познавательного процесса, для вы­работки и развития познания подчеркивали многие философы разных ориентации и представители частных наук. Категория практики, активной чувственно-предметной деятельности лю­дей, направленной на изменение реальной действительности, стала центральной категорией диалектико-материалистической философии в целом и ее гносеологии, в частности.

С введением практики в теорию познания было установле­но, что человек познает реальный мир не потому, что предме­ты и явления этого мира пассивно воздействуют на его органы чувств, а потому, что он сам активно и целенаправленно воз­действует на окружающую его действительность и в ходе ее изменения познает ее. Практика — специфически человеческая форма деятельности, в процессе которой человек создает но­вую реальность — мир материальной и духовной культуры, новые условия своего существования, которые не даны ему природой в готовом виде («вторая природа»). Практика и по­знание — две взаимосвязанные стороны единого историческо­го процесса, но решающую роль здесь играет практическая де­ятельность.

Важнейшие формы практики:

1.Материальное производство (труд), преобразование приро­ды, естественного бытия людей.

2.Социальное действие — преобразование общественного бытия, изменение существующих социальных отношений определенными «массовыми силами» (революции, рефор­мы, войны, преобразование тех или иных социальных струк­тур и т.п.).

3.Научный эксперимент — активная (в отличие от наблюде­ния) деятельность, в процессе которой человек искусствен­но создает условия, позволяющие ему исследовать интере­сующие его свойства объективного мира.

Основные функции практикив процессе познания:

1.Практика является источником познания, потому что все зна­ния вызваны к жизни главным образом ее потребностями. Однако не всегда, конечно, открытия в науке (например, периодический закон Менделеева) делаются непосредствен­но «по заказу» практики.

2.Практика выступает как основа познания, его движущая сила. Она пронизывает» все стороны, моменты, формы, ступени познания от его начала и до его конца. Практика служит основой познания также и в том смысле, что обес­печивает его техническими средствами, приборами, обору­дованием и т.п., без которых оно не может быть успеш­ным.

3. Практика является целью познания, ибо оно осуществляет­ся не ради простого любопытства, а для того, чтобы напра­вить и соответствующим образом регулировать человечес­кую деятельность, для удовлетворения материальных и духовных потребностей людей, для улучшения и совершен­ствования их жизни.

4. Практика представляет собой решающий критерий исти­ны, т.е. позволяет отделить истинные знания от заблужде­ний (об этой функции практики будет сказано ниже).