Диалектика и ее альтернативы: метафизика, догматизм, софистика и эклектика.

Диалектика является не единственной теорией о развитии всего сущего. Наряду с ней существуют и другие теории со сходным пред­метом философского интереса (развитие), которые также являются философскими методами. Зачастую данные теории противоположны диалектике.

К альтернативам диалектики относятся: метафизика, «негативная» диалектика, софистика, эклектика, догматизм, релятивизм.

Метафизика является главной альтернативой диалектики. Это объ­ясняется тем,что:

- метафизика, как и диалектика, является развитой, всеохватываю­щей теорией;

- на многие сходные вопросы метафизика смотрит с позиций, про­тивоположных диалектике.

В истории философской мысли существовала не только диалектика, но и ее противоположности. К ним относилась, прежде всего, метафизика, или "антидиалектика", по определению Г.Гегеля, как способ философского мышления.

При изучении диалектического метода под метафизикой вслед за Гегелем понимают противоположный диалектике метод мышления. Понятие метафизики идет еще с античности. Когда-то греческий ученый Андроник, упорядочивая сочинения Аристотеля, вслед за группой его работ по физике поместил трактат по проблемам бытия и познания. Так и возник термин мета - после, физика - природа. Но в истории философии этот метод закрепился гегелевском понимании как противоположность развитию. Метафизика появилась в Древней Греции в школе элеатов. Так, Парменидполагал, что"бытие есть неподвижный шар, состоящий из двух частей светлой и темной. В творчестве Аристотеляпод метафизикой понималось учение о первых началах и причинах всего существующего. Преимущественно в таком значении — как наука о бытии — данный термин употреблялся до ХVШв.

В средние века элементы метафизического мышления нашли свое выражение в основном догмате христианства и религиозной философии "Все что есть—все от Бога". Ведь в то время мир рассматривался с позиций принципа неизменности, как нечто раз и навсегда данное, завершенное и незыблемое. Этот мир якобы жестко упорядочен, в нем существует иерархия. В средние века метафизика служила целям теологического обоснования бытия Бога.

Расцвет метафизики пришелся на XVII—ХVШвв. В это время и термин "метафизика" уже обрел иное звучание — как недиалектический способ мышления отрицающий всеобщие связи бытия и развитие в нем (Х.Вольф и др.). Доминирование метафизики в философии было связано с преобладанием математики и механики в научном познании. Естествознание того времени рассматривало вещи и процессы природы в их обособленности друг от друга, вне их всеобщей взаимосвязи. Предметы воспринимались как неизменные, раз и навсегда данные. Материальный мир трактовался как огромный механизм, а человек — как машина хотя и мыслящая. Все богатство и разнообразие форм движения материи сводилось в основном, к механическим процессам. Мир рассматривался по частям, а не как единое целое. Метафизика того времени не только "царствовала" в естествознании, но проникла также в философию и пронизала ее своим духом. В исторических науках идея общественного прогресса и единства мировой истории еще не утвердилась, за исключением отдельных догадок об этом.

В ХIХ веке на почве крупных достижений в естествознании (Т.Шванн, Ч.Дарвин и др.), исторических (И.Гердер.) и философских науках (Г.Гегель и др.) метафизике был "нанесен очень сильный удар, в связи с тремя великими открытиями естествознания, которые открыли путь для развития диалектики:

1. закон превращения энергии;

2. учение о клеточном строении живых организмов;

3. эволюционная теория Дарвина.

Стало уж бессмысленным отрицать наличие органической связи в мире и его развитие во времени. Выявилась великая взаимосвязь природы и общества, человека и окружающего мира, Материи и Духа. Метафизика в науке была практически вытеснена, хотя она и сохранилась как недиалектический способ мышления человека

Если диалектика подчеркивает сложность бытия и его познание, то для метафизики характерен упрощенный подход к действительности и ее познанию. При таком методе по существу отрицалась взаимосвязь и развитие явлений, а при их характеристике считалось достаточным ограничиваться однозначными оценками.

1. Метафизиком объект воспринимается как простая (механическая) сумма частей; их набор без учета сложной взаимосвязи между этими составными частями. Образно говоря метафизик за отдельными деревьями не видит леса. Как способ мышления метафизика — это также одномерное (одностороннее) видение объекта, преувеличение или же преуменьшение в нем той или иной стороны (например, переоценка роли отдельной личности в истории).

2. Для метафизики характерно отрицание внутреннего источника развития и перенос его вовне, за пределы этого предмета. Например, у Аристотеляв роли такого источника выступает активная "форма", у Платона— вечная идея. Гегельтаковым источником считал таинственную "абсолютную идею", а Ньютон— некий "перводвигатель" мироздания. В христианском вероучении внешним (сверхъестественным) источником всего сущего считается Бог. Развитие понимается метафизиком лишь как простое уменьшение или же увеличение (прибавление) без изменения качественных характеристик и структуры предмета. В таком случае движение представляется как обычное движение по кругу, не выходящее за его пределы.

3. Метафизика противопоставляет старое и новое в развитии как якобы не связанные друг с другом генетически, т.е. по происхождению. На этой основе и возникают такие явления человеческого сознания как анархизм, нигилизм и т.п. В России нигилизм проявил себя, в частности, в форме большевизма как практике полного ("до основания") отрицания прошлого своей страны, ее опыта и традиций, как якобы не имеющих права на дальнейшее существование.

В отличии от метафизики, диалектика не сводит развитие лишь к простому количественному накоплению изменений, росту предмета. Она вскрывает в развитии противоречия и скачки, переходы предметов в свою противоположность, возникновение качественно нового и иные сложные процессы, которые сопровождают развитие. Метафизический стиль мышления существует в науке, в идеологии политике. Он широко распространен в повседневном познании людей. Назовем наиболее распространенные проявления метафизики.

Можно выделить следующие отличия метафизики от диалектики:

- по вопросу связей старого и нового — если диалектика признает наличие связей между старым и новым, то метафизика полностью отвергает их, считая, что новое целиком вытесняет старое;

- по вопросу о причине движения — согласно метафизике движе­ние не может исходить из самой материи, причиной движения яв­ляется внешний первотолчок;

- по вопросу взаимосвязи количества и качества — сторонники ме­тафизики не видят взаимосвязи между количеством и качеством. По их мнению, количество изменяется благодаря количеству (уве­личение, уменьшение и т. д.), качество изменяется благодаря ка­честву (то есть само по себе улучшается, ухудшается);

- по вопросу направленности движения, развития — если диалек­тика считает, что развитие происходит, главным образом, по вос­ходящей спирали, то метафизика признает развитие либо по пря­мой, либо по кругу, либо вообще не признает направленности раз­вития;

- в системе мышления — если диалектический способ мышления сводится к шагам «тезис — антитезис — синтез», то метафизи­ческий опирается на формулы «или — или, «если не то, значит — это», то есть метафизическое мышление негибкое и однобокое;

- в отношении к окружающей действительности — диалектика ви­дит мир вовсем его многообразии (цветное видение мира), а метафизика — однообразно, по принципу «черное — белое»;

- в отношении к познанию — согласно диалектике познание есть постепенный и целенаправленный процесс к абсолютной истине, через последовательное постижение пока познаваемых (относи­тельных) истин (то есть от простого к сложному и абсолютному с учетом их единства);

- согласно метафизике абсолютную истину можно познать сразу мо­щью надчувственных и сверхопытных приемов, носящих «умозри­тельный» характер;

- в отношении к окружающему миру — диалектика видит мир це­лостным и взаимосвязанным, метафизика — состоящим из отдель­ных вещей и явлений.

Таким образом, метафизика и диалектика есть две противополож­ные теоретические системы осмысления действительности, развития. Их основные расхождения связаны с пониманием вопросов причины движения, связей старого и нового, количества и качества, направ­ленности развития, мышления, познания, целостности окружающего мира, отношения к окружающему миру.

Однако не следует думать, что метафизика — сугубо реакцион­ная теория. В современной философии (особенно Запада) метафизика признана как равноправная теория, метод, наряду с диалектикой, а некоторые философы предпочитают метафизический образ мыш­ления перед диалектическим.

В советской постсоветской, российской философии предпочтение отдается диалектике, причем так называемой общепринятой класси­ческой «консервативной» диалектике,

В то же время внутри диалектики существует направление, альтер­нативное общей («консервативной») диалектике, — так называемая «негативная» диалектика.

«Негативная» диалектика разрушает ряд устоявшихся постулатов об­щепринятой диалектики, отбрасывает положения, уже ставшие догмой, более критически смотрит как на саму себя, так и на окружающий мир.

Основоположниками и видными представителями «негативной» диалектики являлись Теодор Адорно (1903—1969), Жан-Поль Сартр (1905-1980).

Можно выделить главные идеи негативной диалектики, отличаю­щие ее от обычной «консервативной»:

- Диалектика может быть только «негативной»— критической, диа­лектика не должна уделять внимание всему старому, устоявшемуся;

- диалектика должна постоянно, в каждом предмете, явлении искать повод для критики, все подвергать сомнению, все критиковать, все отрицать;

- новое должно полностью и безвозвратно отвергать старое и тут же подвергаться критике, поиску еще более нового (то есть диа­лектика должна идти вперед и вперед, не задерживаться на месте, перешагивать через все преграды);

- «негативная» (критическая) диалектика не имеет объективного зна­чения, она имеет отношение только к сознанию, поскольку все от­вергает и критикует только сознание;

- отрицание отрицания никогда не должно перейти в позитив (нахо­ждение идеала), необходимо постоянно отрицать и подвергать кри­тике все явления действительности.

Метафизика и «негативная» диалектика являются самостоятель­ными, разработанными теориями, противоположными диалектике.

Наряду с ними существуют философские подходы (приемы, мето­ды), альтернативные диалектике, но не являющиеся самостоятельны­ми теориями: эклектика, софистика, догматизм, релятивизм.

Релятивизм — интерпретация уже готовых результатов познания.

Эклектика — построение теоретических истин на основе произ­вольного смешивания, объединения разрозненных фактов, создание искусственных интеллектуальных конструкций.

Софистика — выведение ложного по сути, но воспринимаемого правильным по форме умозаключения из ложных умозаключений, ко­торые некорректно подаются как правильные.

Догматизм — восприятие каких-либо положений изначально как бездоказательной, но абсолютной истины, негибкость в мышлении, рассуждениях, отношении к окружающему миру.-

Диалектика по сути своей противоположна догматизму, который превращает теорию в закостеневшую доктрину. Догматизм критиковался уже древнегреческими философами, в частности представителями скептицизма, которые и ввели в философское мышление сам этот термин. Но догматизм-это не только старое, но и вечно воспроизводящееся на всех этапах развития человеческого мышления явление. Догматизм проявляется в том, что обьективно-истинные моменты трактуются без учёта условий места и времени.

Догматизмподчеркивает момент устойчивости в развитии и познании. Он представляет собой некритический и нетворческий ("застывший") тип мышления.} Это — мышление догмами, которые воспринимаются как бесспорные и незыблемые (например, догмы христианского вероучения, догмы классического марксизма ит.д.

Классический пример догматизма - табу. Табу - это догматизированное заблуждение. В средних веках тексты Священных Писаний трактовались как вечные истины, которые предпочитались опытному, экспериментальному исследованию природы. Диалектический способ мышления проявлялся в попытках приложения истины за пределами возможной ее применимости.

Напротив, релятивизм выделяет и абсолютизирует момент изменчивости в развитии и познании. Гераклит, как известно, утверждал, что в одну ту же реку нельзя войти дважды. Его соотечественник Кратил пошел дальше, заявив, что в одну и ту же реку нельзя войти даже и один раз. По его мнению, в силу текучести всего сущего любое событие всегда.превращается в сплошной поток изменения и исчезновения, в котором уже нет ничего устойчивого и определенного. Кратил предлагал даже не называть вещи своими именами, а всего лишь указывать на них пальцами. Он полагал, что всякое высказывание правильно, и поэтому у каждого человека есть своя истина. Его единомышленники Протагори Горгийтоже исповедовали принципы релятивизма, считая, что якобы "ничего не существует" и "ничего невозможно знать".

Софистикатакже считается проявлением метафизического мышления. Она представляет собой сознательное применение неправильных произвольных, суждений и доводов. Софистика на деле — это подмена понятий, словесные уловки и ухищрения и т.п. Примером софизма является высказывание древних философов: "Кто лжет, говорит то, чего нет. Но о том, чего нет, нельзя сказать. Следовательно, никто не может лгать".

Эклектикапредставляет собой соединение различных, часто противоположных взглядов и идей, принципов и теорий. Она возникает на почве стремления охватить все стороны предмета и выразить их в более полном знании. Однако в итоге действительность может быть искажена, поскольку из поля зрения исчезает основное качество предмета, его суть, которая как бы растворяется среди всех других характеристик изучаемого предмета.

Говоря о метафизике, было бы несправедливым принижать ее познавательные возможности. Ведь в своей повседневной жизни подавляющее большинство людей руководствуется не столько теоретическими знаниями, сколько простейшими обыденными представлениями. Поэтому в быту метафизика является основным способом рассудочного (нетеоретического) мышления. По выражению Ф.Энгельса, она обслуживает нужды человека в рамках "четырех стен его дома", и в этом состоит основная сфера ее применения. Вот почему метафизический тип сознания и познания совершенно естественен для большинства людей, что "оправдывает" метафизику. Неся в себе определенные "зерна" истины, она вполне может служить дополнением к диалектической картине мира, которая создается средствами теоретического мышления. Как видим, диалектика — это система философского знания о связях, взаимодействии и развитии в окружающем человека мире. В этом проявляется ее познавательное, мировоззренческое значение.

Значение диалектики как теории развития и способа философского мышления нельзя ни преувеличивать, ни преуменьшать. Она должна быть сохранена как важный фрагмент философской культуры человечества, достояние его познавательного опыта. Раскрывая природу критического и творческого мышления, она одновременно и сама есть такое мышление, обладающее богатым теоретическим и методологическим потенциалом.

Итак, диалектика воспринимает материальный мир с точки зрения его единства, внутренней противоречивости и движения, развития. Тем самым диалектика занимает специфическую нишу в структуре философского знания, являясь единством теории и метода мышления.