Понятие диалектики и ее исторические формы.

Контрольные вопросы

1. Перечислить формы отражения в неорганической природе и биологические формы отражения.

2. В чём состоит роль труда при становлении специфически человеческой формы отражения - сознания.

3. Значение языка в становлении и функционировании сознания.

4. Что такое идеальное?

5. Как связаны сознание и мозг.

6. В чём суть проблем «диалога» человека и компьютерных систем?

Вопросы для самостоятельного изучения (СРС)

  1. Человек как субъект сознания и его социальная сущность.
  2. Физиологический механизм сознания.
  3. Проблема идеального.
  4. Роль труда в формировании сознания: общепринятое и спор­ное.
  5. Самосознание: что это такое? как оно формируется?
  6. Творческая активность сознания.
  7. Язык - материальная форма мыслительной деятельности.
  8. Коммуникативная функция языка.
  9. Естественные и искусственные языки.
  10. Сознание и кибернетика.
  11. Моделирование психической деятельности мозга.
  12. Отражение как всеобщее свойство материи.
  13. Проблема разума в космосе.

Учебная, учебно-методическая и дополнительная литература

1. Библия. Книги священного писания Ветхого и Нового Завета. – М., 1992.

2. Вернадский В.И. Философские письма натуралиета. — М., 1988. Разд. 2.

3. Выготский Л.С. Развитие высших нервных функций. – М., 1990.

4. Дарвин Ч. Происхождение видов путем естественного отбора. – М., 1998.

5. Иванов А.В. Сознание и мышление. — М., 1994.

6. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. — М., 1981.

7. Мамардашвили К. Сознание как философская проблема // Вопросы философии.

8. 1990. № 10.

9. Налимов В.В. Спонтанность сознания. — М., 1989.

Тема 3.3 Диалектическая концепция понимания бытия

 

  1. Понятие диалектики и ее исторические формы.
  2. Объективная и субъективная диалектика. Основные принципы диалектики.
  3. Принцип всеобщей связи: детерминизм и индетерминизм.
  4. Диалектика и специальные научные теории развития. Характерные черты развития.
  5. Диалектика и ее альтернативы: метафизика, догматизм, софистика и эклектика.

6. Динамические и статистические закономерности.

Основные законы диалектики:

- закон перехода количественных изменений в качественные;

- закон отрицания отрицания;

- закон единства и борьбы противоположностей.

 

В философии существуют две теоретические системы материализм и идеализм и два противоположных метода познания: диалектика и метафизика. Основной вопрос философии подразумевает ответ на вопрос, что происходит с миром, изменяется ли он? К числу наиболее важных вопросов диалектики относятся такие: "Что такое развитие?", "Почему оно происходит?", "Как оно «протекает»?" и "Куда направлено?." Ответ на эти вопрос дает раздел философии, который называется диалектика. Слово диалектика древнегреческого происхождения. Скорее всего этот термин употребил Сократ и первоначально под ним понималось умение вести спор, беседу, добиваясь истины путем выявления противоречий. Мастером такого диалога является Сократ.

Аристотель включает диалектику в сферу логики, этой точки зрения придерживались и стоики Зенон, Хрисипп. Философская школа стоицизма различала логику, как науку о законах и формах мышления, риторику, как науку красноречия (умение связно говорить при помощи рассуждений) и диалектику, как науку правильно спорить при помощи рассуждений.

Одним из основоположников диалектики является Гераклит, который первым отметил, что весь мир находится в непрерывном развитии, движении. Создание первой исторической формы диалектики - важная заслуга древнегреческой философии. Эта диалектика была еще стихийной, разрабатывалась на материале обыденного опыта, нередко она применялась в субъективных целях (софизм), а также для обоснования скептицизма, поэтому встала задача превращения диалектики из субъективного искусства в теоретическую систему. Дальнейшее развитие диалектика получила в средние века, что проявилось в творчестве ряда мыслителей той эпохи. Так философ и монах Пьер Абеляр, применял диалектику в качестве способа достижения истины путем обсуждения различных суждений. Он учил, что целью познания является истина, а диалектика- это искусство для различения истины и лжи.

А.Августинсоздал учение о развитии всемирной истории, выделив ней периоды детства, юности, зрелости, старости и смерти.

Фома Аквинскийвыдвинул и обосновал идею иерархичности, т.е. упорядоченности мира который якобы был сотворен Богом. Поскольку предметы дискуссий в средние века были, как правило, абстрактны и отдалены от жизни, то впоследствии для мыслителей Нового времени диалектика стала отождествляться со схоластической философией.

Диалектика в философии и естествознании эпохи Возрождения и Нового времени развивалась такими известными мыслителями, как Д.Бруно, Н.Кузанский, Р.Декарт, Б. Спиноза.С позиций диалектического мышления они рассматривали развитие природы как великого целого, выделяли и анализировали в ней внутренние и внешние взаимосвязи и противоречия. Новый поворот этого термина связан с немецкой классической философией и особенно с именем Гегеля. Философские системы философов Канта, Фихте, Шеллинга и Гегеля объединяет стремление к созданию целостной теоретической системы на основе принципа развития.

Высшим достижением немецкой философии явилась идеалистическая теория Гегеля. Он открыл основные принципы диалектики, исследовал более 100 различных категорий, в его трудах диалектика представляет собой уже стройную теоретическую систему. Он впервые сформулировал три основные положения диалектики:

1. универсальной связи явлений;

2. единство противоположностей;

3. развитие через диалектическое отрицание.

Основная заслуга Гегеля в истории диалектики состояла в том, что он по словам Ф.Энгельса, впервые сумел представить природный и социальный мир в виде процесса, т.е. закономерной смены форм и состояний. Им было разработано учение о всемирной истории («европоцентризм»), логики и внутренних связей исторического процесса.

Он подчеркнул, что окончательные, завершенные результаты познания и практики человека невозможны. Но его диалектика носит мистический, идеалистический характер, так как систему законов и категорий он применяет не для анализа общества и, природы, а для анализа развития некой абсолютной идеи. Тем самым природа лишалась внутренних источников развития и обрекалась вечно воспроизводить одни и те же состояния, двигаясь как бы по замкнутому кругу. Духовное начало рассматривалось Гегелем как нечто несравненно более высокое, нежели природное начало. В этом смысле диалектика Гегеля была по выражению К. Маркса, искажена и перевернута с ног на голову, затушевывая и даже мистифицируя подлинные причины развития природы и общества. Именно с Гегеля устанавливается традиция понимать диалектику как антипод метафизики, потому что Гегель впервые рассматривает диалектику как метод познания действительности.

Материалистическая диалектика в классической марксистской философии в корне отличалась от идеалистической диалектики Г.Гегеля, хотя и имела тесную связь с ней. Диалектика Гегеля было освобождена от мистической формы, но в ней было сохранено ее основное рациональное зерно — идея развития, как метода познания мира.

В русской философии диалектические идеи развивались А.И.Герценом, В.И.Лениным и другими материалистами, а так же представителями русского космизма (К.Э.Циолковский, В.И.Вернадский и др.). Тема единства мира и его духовной эволюции представлена в творчестве Я.С. Соловьева. Н.А.Бердяева, С.Л.Франка.

Диалектика, как теория развития и метод мышления, является значительным пластом истории философской культуры. Ее основная идея — идея развития всего сущего — явилась результатом не только созерцания мира, но и отражением в философии восходящего, т.е. прогрессивного развития человечества, науки и практики. Рассматривая мир как единое и динамичное целое, она тем самым является обобщением материала естественных и иных наук.