Сознание и материя. Понятие идеального в философии. Самосознание личности.

Раскрывая соотношение сознания и материи, следует сказать об осо­бой роли мозгав отражении человеком окружающего мира. Появление мозга было одной из важнейших предпосылок формирования сознания. Человеческий мозг представляет собой весьма сложную структуру, которая координирует психическую деятельность индивида. Деятельность мозгаэтофизиологическая основа сознания. Сам же мозг является продуктом длительной биологической и социальной эволюции челове­ка. Каждое из двух его полушарий отвечает за те или иные психические функции: левое — за рациональное мышление, а правое — за образное восприятие мира. Что еще известно современной науке о мозге?

Мозг новорожденного весит около 350, у взрослых людей — око­ло 1300 — 1400 граммов. А вот мозг В.И Ленинаимел вес 2004 грамма. Эта сложнейшая структура вещества вмещает в себя около 40 — 50 миллиар­дов клеток (нейронов), каждая из которых имеет контакты примерно с 10 тысячами своих соседей. В обычной жизни функционирует всего лишь около 15 % клеток, а остальные составляют своеобразный резерв. Нормальный мозг способен вместить в себя информацию, равную по своему объему примерно 500 Британским энциклопедиям, которая состоит из 33 томов. Сеть нейронов человеческого мозга примерно в 1500 раз сложнее всей телефонной сети земного шара. Существенно отличается женский мозг от мужского: у первого более развито пра­вое полушарие, и поэтому женщинам в большей степени присуще об­разное восприятие мира, интуиция и чувственно-эмоциональные ре­акции на окружающую действительность.

Но мыслит все же не мозг, асам человек при помощи мозга. Мозгэто всего лишь орудие для мышления. В истории философии и естествоз­нания иногда высказывались идеи о якобы независимости сознания от мозга, а психического — от физиологического, как бы обособленного их существования. В данном случае речь идет о концепции "психофи­зического параллелизма", получившей некоторое распространение в XVIII — XIX вв. (Г.Лейбниц и др.). В конце XIX в. успехи биологии и физиологии подготовили почву для раскрытия подлинных механизмов сознания. Русскими учеными И.М.Сеченовым, И.И.Мечниковым. И.П.Павловымбыло создано учение о физиологических основах чело­веческой психики, ее рефлекторной (отражательной) природе. Было вы­явлено и убедительно показано, что психическое и физиологическое представляют собой два уровня (высший и низший) в деятельности мозга. Психика человека напрямую зависит и от его физиологии (на пример, его наследственные данные), и от социальной среды (характер деятельности, уровень жизни, отношения в семье и т.д.).

При раскрытии сущности и природы сознания часто употребля­ется понятие "идеальное". В философии оно имеет несколько иной смысл, нежели в обыденной жизни и искусстве, где под идеальным обычно принято понимать степень совершенства и изящности вещей и творений человека. Впервые проблема идеального была обозначена Платономв его Учении о "мире идей" как некоей творческой силе. Позже эта тема была обстоятельно осмыслена в творчестве Г.Гегеля. В философском идеа­лизме идеальное обычно рассматривается как духовная основа и творец ("демиург") всего сущего.

В современной научной философии идеальное воспринимается как субъективная реальность, создаваемая человеком с помощью своего со­знания и представляющая собой специфический способ существования вещей—в форме их образов. Это понятие раскрывает уникальную твор­ческую природу человека, его способность создавать новый мир, в отли­чие от уже существующей действительности. Идеальное есть как бы иноебытие(другое, новое бытие) материи, ее "превращенная" (измененная) форма, которая создана с помощью сознания. Образно говоря, идеаль­ное — это "двойник", "заместитель" материи, ее нематериальная копия. По определению К. Маркса,".. .идеальное есть не что иное, как материаль­ное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней".

Мир идеальноговключает в себя ощущения и эмоции, воображе­ние и фантазию, понятия и представления, идеи, идеал и т.д., которые ориентированы на творческую деятельность человека. Идеальное яв­ляет собой чувственные и мысленные образы, созданные человеком и отражающие внешний мир. Оно содержит в себе не только образы того, что уже есть. Идеальное включает, прежде всего, образы того, что нужночеловеку. В этом смысле прав В.И.Ленин, говоря, что чело­веческое сознание "...не только отражает объективный мир, но и тво­рит его". Неудивительно, что в структуре идеального особую роль играет идеал как своеобразный образец, высшая цель, которая при­звана выводить человека за рамки его повседневного существования, преодолевать наличное бытие в порыве созидательного творчества.

Идеальное — это продукт природной и социальной организации человека, его духовно-практической деятельности. Работы упомянутых нами выше психологов А .И. Мещерякова и С.И. Соколянскогопоказали, что идеальное формируется только в обществе и на почве деятельнос­ти, а не является прирожденным свойством человека. (Один из воспи­танников этих ученых — А.В.Суворов— успешно окончил Московс­кий университет, защитил диссертацию доктора психологических наук). Основным условием его формирования может быть лишь активное при­общение человека к духовно-практической деятельности, к миру куль­туры как воплощению совокупного опыта человечества. Без этого че­ловек останется всего лишь "кандидатом" в люди, т.е. неразвившимся существом, неким придатком дикого природного мира.

Идеальное является очень важным элементом сущностных, творческих сил человека. С появлением "мира духа" возникли прин­ципиально иные источники развития мира, до сих пор в природе не существовавшие. В итоге дальнейшая эволюция материального мира (в пределах Земли) под воздействием человека постепенно ста­ла приобретать управляемый характер и высокий динамизм, а сам человек превратился из раба обстоятельств и стихий в творца но­вого — искусственного мира.

Понятие идеального раскрывает человеческое сознание с точки зре­ния результатов отражательного процесса, которые отлиты в те или иные формы—в идеи, образы, представления. Что же касается нередко употребляемого в философии понятия "сознательность", то оно в дан­ном случае характеризует человека с другой стороны. А именно — с точки зрения его способности действовать практически и творить мир сознанием дела. Иначе говоря, сознательность означает разумность дей­ствий человека, наличие в этих действиях рациональной компоненты (сознательность гражданина, сознательные поступки и т.п.). Напро­тив, отсутствие сознательности указывает на стихийность и непредска­зуемость, неразумность в действиях людей, в совокупном историчес­ком процессе. Сознательность — это показатель того, насколько люди способны контролировать свою деятельность с помощью знаний об окружающем мире. Проблема сознательности есть, таким образом, про­блема превращения сознания человека в реальную и активную силу со­вокупного социально-культурного и исторического процесса.

Итак, обладание сознанием характеризует человека как су­щество, способное действовать в этом мире разумно и творчес­ки. Сознание создает необходимые предпосылки для самоутвер­ждения человека как существа познающего и деятельного. Со­знание — это единство дара, обретения и бремени человека.