Лекция 3.2 Проблема сознания в философии и науке.
Контрольные вопросы
1. Выпишите из словарей и энциклопедий определение понятий «бытие», «субстанция», «материя». Что их объединяет и в чем их различие, какая между ними взаимосвязь?
2. Как соотносятся по своему содержанию понятия «реальность» и «материя»?
3. Вспомните, как шло формирование научного философского понятия материи?
4. Ленинское определение материи и его связь с диалектическим принципом развития и неисчерпаемости мира.
5. Поясните фундаментальную значимость категории материи в системе философии материализма.
6. Назовите основные формы движения материи; их качественная специфика и взаимосвязь.
7. Изложите современные представления о единстве пространства и времени /в философии, физике, космологии/.
8. Проблема размерности и бесконечности пространства - времени.
9. Почему нельзя отрывать материю от движения? Действительно ли движение материи несотворимо и неуничтожимо? А какова Ваша точка зрения на этот тезис? Сможете ли Вы убедить своих оппонентов в истинности собственной точки зрения, насколько она философски доказательна?
10. Правильно ли считать, что покой и движение абсолютно исключают друг друга? Покажите, что движение материи невозможно без относительного покоя и временных состояний равновесия?
11. Движение и развитие - одно и то же?
Вопросы для самостоятельного изучения (СРС)
1. Философское осмысление концепции расширяющейся Вселенной.
2. Эволюция понятия материи в истории философии и естествознания.
3. Движение и развитие, их единство и различие.
4. Проблема пространства и времени в современной физике и космологии.
5. Специфика пространственно-временных отношений в живой природе.
6. Материальное единство мира: современная наука о материальном единстве и многообразии мира.
7. О самоорганизации материальных систем в эволюции природы.
8. Биосфера, техносфера и ноосфера, их взаимосвязь и взаимообусловленность.
Учебная, учебно-методическая и дополнительная литература
1. Библия. Книги священного писания Ветхого и Нового Завета. – М., 1992.
2. Ахундов М.Д. Пространство и время в физическом понимании. — М., 1982.
3. Барашенков B.C. Существуют ли границы науки? — М., 1982.
4. Бердяев Н.А. Царство Духа и Царство Кесаря. – М., 1995.
5. Гут Алан Г., Стейнхард П. Дж. Раздувающаяся Вселенная // В мире науки. 1984. № 7.
6. Доброхотов А.Л. Категория бытия в классической западноевропейской философии. — М., 1986.
7. Иванов А.В. Сознание и мышление. — М., 1994.
8. Казютинский В.В., Степин B.C. Междисциплинарный синтез и развитие современной научной картины мира // Вопросы философии. 1988. № 4.
9. Новиков И.Д. Эволюция Вселенной. — М., 1983.
10. Налимов В.В. Спонтанность сознания. — М., 1989.
11. Пригожин И. Философия нестабильности//Вопросы философии.1991.№1.
12. Турсунов А. Человек и мировоззрение: взгляд науки и религии. — М., 1986.
13. Циолковский К.Э. Грезы о земле и небе. – М.,1995.
Дидактические единицы:
3.3.2 Бытие и сознание
1. Отражение, его сущность и формы проявления.
2. Сознание – социальное явление, высшая форма отражения мира. Мышление, логика и язык. Проблемы искусственного интеллекта.
3. Сознание и материя. Понятие идеального в философии. Самосознание личности.