Георг Зиммель.
Вильгельм Дильтей.
В Германии философия жизни представлена творчеством Вильгельма Дильтея (1833—1911). Центральной категорией его философии — также жизнь, рассматриваемая им как способ бытия человека и всей культурно-исторической реальности. Задача философии и состоит в том, чтобы понять жизнь исходя из нее самой. В соответствии с этим формулируется и метод ее познания — «понимание» жизни который призван обеспечить ее непосредственное постижение. Он состоит в переживании жизни и по своей сущности противоположен позитивистскому методу «объяснения» мира в «науках о природе».
При этом понимание различных сторон жизни осуществляется по-разному. Понимание собственной внутренней жизни достигается посредством самонаблюдения (интроспекции). Понимание чужой жизни — путем «чувствования», сопереживания. А понимание культуры прошлого — посредством интерпретации, или герменевтики.Под герменевтикой он имеет в виду искусство истолкования литературных памятников, различных письменно зафиксированных проявлений жизни. Таким образом, Дильтей явился одним из основателей философской герменевтики как методологической основы гуманитарного знания.
Дильтей оказал большое влияние на развитие философской мысли XX в., особенно на экзистенциализм и философскую герменевтику.
В концепции видного представителя философии жизни в Германии Георга Зиммеля(1858 — 1918) речь идет не об универсальной жизни, а лишь о жизни человека. Ее содержание сводится им к чувству, опыту, мысли индивида. Жизнь — это «творческий» и индивидуальный процесс, исключающий всеобщность и закономерность. Поэтому она нее подвластна познанию разумом, а подчиняется «индивидуальному закону», который есть не что иное, как судьба, которую можно постигнуть лишь через интуицию. Вся человеческая история есть взаимодействие случайных, неповторимых, индивидуальных судеб. Поэтому в обществе никаких законов, в отличие от природы, нет и быть не может. А высшее «жизненное искусство» человека состоит в умении приспособиться к судьбе.
В своей социальной концепции Зиммель дал яркую критику современного западного общества, всеобщего отчуждения в нем личности. Он показал негативное влияние рыночных отношений на развитие человека (работа «Философия денег», 1900): финансово-денежные отношения, всеобщее господство денег приводит к утрате традиционных ценностей и обесцениванию всей культуры, и в этих условиях видимая свобода индивида оказывается оборотной стороной его отчуждения. Таково лицо «судьбы», перед которой человек должен проявить смирение и покорность.
Известный представитель философии жизни Освальд Шпенглер (1880—1936) — также один из основоположников современной философии культуры. Основная задача философии, по Шпенглеру, — изучение жизни, которая представляет собой осуществление души в мире. Существует бесконечное множество «душ», которые по-своему творят соответствующие им индивидуальные миры. «Все вообще, что стало, все, что является, есть символ, выражение души».
В рамках философии жизни Шпенглер разрабатывает свою концепцию культуры и идею циклического развития общества. В философии культуры он исходит из понятия «органической жизни», которое Шпенглер расширяет безгранично. Поэтому культура у него — это тоже «организм», который обладает внутренним единством, но вместе с тем обособлен от других «организмов». Следовательно, нет и не может быть единой общечеловеческой культуры. Идее единства и преемственности всемирно-исторического процесса философ противопоставляет концепцию множественности обособленных в пространстве и времени культур— «организмов».
С понятием «культура» непосредственно связано понятие «цивилизация, которое у него означает поздний этап развития культуры. Умирая, культура перерождается в цивилизацию, которая, таким образом, является противоположностью культуры. Переход от культуры к цивилизации — это переход от творчества к стагнации и распаду жизни организма, переход от героических дел к рутинной механической работе. При этом цивилизация — это явление, неизбежное для любой культуры, это явление «возрастное», означающее старость культуры. Например, для греко-римской культуры такой переход к цивилизации произошел в эпоху эллинизма, а для стран западной Европы — в XIX в., когда начался «закат Европы».
Человеческая история, по Шпенглеру, есть проявление «единой жизни». Выражением ее является и каждая культура, которая является уникальной, но характер этой уникальности не социальный, а биологический. Каждая культура — организм, развивающийся циклически. Подобно организму, она проходит три основные стадии: рождение, развитие и гибель. Когда цель достигнута и полнота внутренних возможностей исчерпана, цивилизация внезапно коченеет, она принимает направление к смерти, кровь сворачивается, силы убывают, наступает стадия упадка. В соответствии с этой теорией Шпенглер выступил против европоцентристской концепции исторического процесса, представленной схемой: «Древний мир — Средневековье — Новое время».
В рамках философии жизни решается им вопрос и о социальном детерминизме, и о познании истории. В отличие от природы в истории нет причины, а есть судьба. Причина — «законообразна», она поддается интеллектуальному осмыслению и познанию. Судьба же рационально непознаваема и невыразима. Сравнивая естественнонаучное и историческое познание, Шпенглер пишет, что историческое познание — это творчество, оно основано на ощущении и переживании жизни, оно имеет дело с образом, подобием и символом, которые одушевляют исторические явления. Между тем естествознание — это не творчество, а рутинная работа, оно имеет дело с законом, понятием, формулой, которые, «познавая, умерщвляют» саму жизнь. Соотношение естествознания и исторического познания — это «соотношение жизни и смерти, созидания и разрушения». Поэтому историк, как и художник, только созерцает жизнь и переживает ее в этом созерцании. Отсюда: «естествознанию можно научиться: историком нужно родиться».
Таким образом, история не имеет никаких законов. Она имеет только судьбу, которая выражается в форме переживания жизни. При этом в обoем и целом судьба каждой культуры ясна, — как и всякий организм, ее ждет неминуемая гибель.
Виднейший представитель философии жизни Франции — Анри Бергсон (1859—1941). Согласно его учению, подлинной реальностью является жизнь — такая целостность, которая не сводима ни к механическим, искусственным образованиям, ни биологическим процессам и системам. Главные характеристики жизни — «длительность и «жизненный порыв», который и является движущей силой развития и обозначает все то, что противоположно механицизму, косности, плоскому эволюционизму. Жизнь А. Бергсон характеризует в таких терминах, как порыв, стремление, непрерывность, длительность, целостность. Подобно деятельности духа, сознания жизнь — это бесконечное становление и развитие, непрерывная «творческая эволюция».
С таким пониманием онтологии жизни А. Бергсон согласуется и ее гносеология.
Рациональное познание, наука, применимые к механическим и мертвым системам, к жизни не подходят. Жизнь характеризуется длительностью, но в отличие от протяженности она не поддается научному анализу. «В самом деле, анализировать можно вещь, но не процесс; можно расчленить протяженность, но не длительность». Сущность жизни постигается с помощью интуиции, через которую жизнь познает самое себя. Для познания жизни каждому следует обратиться к собственному сознанию и к собственной жизни, ибо универсальная жизнь познается через свое индивидуальное проявление. А индивидуальную жизнь мы «схватываем изнутри, путем интуиции, а не просто анализом». При этом следует отметить, что само понятие интуиция у Бергсона является непродуктивным, потому что интуиция у него противопоставляется интеллекту и логике.
Учение Бергсона оказало большое влияние на такие философские течения, как прагматизм, персонализм и экзистенциализм.