Неомарксизм.

Объективности ради надо заметить, что марксизм в современной европейской общественной мысли не только не «умер», но и во мно­гом продолжает сохранять свою актуальность и привлекательность. В XX веке получили достаточно широкое распространение фило­софские течения, ориентированные на позитивное наследие класси­ческого марксизма. Их называют неомарксизмом или «западным марксизмом». Для них характерно «новое прочтение» Маркса и синтез его с современными теоретическими подходами, адаптация марксистской теории к новым социальным и историческим реалиям. Внеомарксизме были осмыслены как «вечные» философские вопро­сы (сущность человека, его отчуждение и свобода, гуманизм и др.), так и новые (перспективы современного капитализма, глобальные проблемы цивилизации). В «западном марксизме» обозначились два направления — «диалектико-гуманистическое» и «сциентистское».

В рамках первого из этих направлений получили известность как творчество отдельных ученых (А.Грамши, Д.Лукач и др.), так и конкретные течения и школы (неофрейдизм, Франкфуртская школа и др.). «Диалектико-гуманистическое» течение в центр своего внимания выдвинуло проблему человека как субъекта об­щественной жизни и истории, осмыслив ее в контексте современ­ных социальных реальностей. Для этого течения характерна ак­тивная интерпретация теоретического наследия «молодого Мар­кса», в работах которого получила развитие теория отчуждения человека и был сформулирован гуманистический идеал в его мар­ксистской версии. В этом смысле выделяется творчество

Э.Фромма, попытавшегося синтезировать идеи марксизма и фрей­дизма, исследовать новые формы отчуждения человека в совре­менном технологическом обществе (работа «Революция надежды» и др.). Попытка новой интерпретации классического марксизма содержится и в экзистенциальной философии, например, в творче­стве Ж.П.Сартра (работа «Критика диалектического разума»). Известность в европейской философии XX века получили юго­славский журнал «Праксис», Будапештская школа, польский фи­лософ А.Шафф и др.

«Сциентистское» направление в неомарксизме основной интерес проявило к проблемам марксистской методологии (Л.Альтюссер, Л.Коэн и др.). В рамках этого направления просматривается стрем­ление придать марксизму более научную форму, переосмыслить его методологические основы, особенно в части исторического мате­риализма. Так, французский философ Л.Альтюссер считал необхо­димым преодолевать излишнюю политизацию марксизма, делая ак­цент на его теоретических и методологических основаниях.

Конечно же, неомарксизм как течение неоднороден. В нем даже содержатся попытки синтеза марксизма с религиозными учениямии создания некоего «интегрального» гуманизма. Тем не менее, существование неомарксизма свидетельствует о большом влиянии клас­сического марксизма на современную общественную мысль, об ак­туальности многих его положений и идей. Ситуация разлома эпох, вступление человечества в XXI столетие и неопределенность буду­щего цивилизации наверняка будут побуждать философов активно обращаться к осмыслению глубинных проблем бытия человека и общества. В связи с этим позитивное наследие марксистской теории наверняка окажется востребованным жизнью.

Немецкая классическая философия сыграла значительную роль в развитии философской мысли (в том числе и в России). Во-первых, в ней была наиболее систематично и последовательно из­ложена диалектика как теория развития и метод философского мышления, разработаны ее принципы, понятия и законы. Во-вторых, обстоятельному философскому осмыслению была под­вергнута сфера духовногов различных ее проявлениях (инди­видуальное и общественное сознание), уделено особое внимание ее роли как весьма активного фактора жизни общества и всего исто­рического процесса. В-третьих, была подчеркнута активная, дея­тельная природа человека как субъекта познания и практики, спо­собного создать разнообразный мир культуры.

История общества предстала в немецкой классической философии как арена деятель­ности человека, единый и закономерный процесс смены состояний и эпох, отношений между людьми. Немецкая классика сумела дос­таточно глубоко и полно для своего времени объяснить мир. С призывом же к практическому изменению этого мира человеком выступили в последующем другие мыслители человечества.