Схоластическая философия. Фома Аквинский. «Сумма теологии». Полемика номинализма и реализма.

 

Схоластическая философия (от греч. schola школьный, ученый) — второй из двух основных периодов христианской средневековой философии.

Схоластика разрабатывалась преимущественно в Западной Европе под эгидой католической церкви, в едином культурном пространстве, характеризовавшемся общностью веры и языка религии и образованности (латыни), в церковных центрах, монастырях, а также в светских школах (с XI в.) и университетах (с XII—XIII вв.).

В схоластике выделяется период становления (IX—X вв.), ранняя, зрелая и поздняя схоластика. В ранней схоластике (XI—XII вв.) преобладает платоновско-августиновское направление. Ее крупнейшие представители — Ансельм Кентерберийский(1033-1109)и Петр (Пьер) Абеляр(1079—1142).

В зрелой схоластике (XIII в.) верх берет ориентация на аристотелизм, которому придается ортодоксальный христианский ха­рактер усилиями выдающихся мыслителей доминиканского ордена Альбертом Великим (1193—1280) и его учеником Фомой Аквинским. Доминиканцам противостояли схоласты францисканского ордена Роджер Бэкон(1214—1294), Иоанн Дуне Скот (1266—1308), сохранявшие приверженность августинианскому волюнтаризму.

Поздняя схоластика (XIV—XV вв.) — время кризиса средневековой философии, когда происходит противопоставление философии и теологии, разума и веры, воли и интеллекта, догматов религии и положений науки; торжествует номинализм. У философии появляются собственные владения, она перестает быть служанкой теологии. Свое высшее выражение эти процессы находят в творчестве Уильяма Оккама(ок.1300—1349).

Схоластическая философия характеризуется тем, что на основе выработанной в эпоху патристики религиозной догматики и церковной ортодоксии схоласты создавали рациональным способом, широко используя приемы формальной логики, метод дедукции, спекулятивные системы и энциклопедические своды различных знаний — суммы.

Кроме того, схоластику отличают комментаторство (систематизация опиралась на комментирование текстов, имевших непререкаемый авторитет,— Священного писания и сочинений «отцов церкви») и дидактизм (придание теоретическим построениям формы учебного материала). Феодальный строй жизни базировался в Западной Европе на христианском вероучении, освящавшем личность и труд, взаимодействии церковных и светских властей, сложных правовых связях, фиксировавших вассальную и корпоративную структуру, и рациональных формах хозяйствования. Все это способствовало сохранению, а в некоторых направлениях и развитию античных, особенно римских, традиций юридизма, рационализма, историзма, психологизма, отчасти — индивидуализма.

Даже отношения Бог — человек — мир тогда во многом воспринимались как правовые, философская аргументация приобретала черты юридической. Теоретическая деятельность расценивалась как важная составная служения Богу. Крупнейшие орто-доксальные схоласты, например Ансельм Кентерберийский, Фома Аквинский, были канонизированы католической церковью. Схоластике противостояла мистическая философия, на Западе — оппозиционная, на христианском Востоке— более влиятельная, поскольку здесь духовно-культурные и социально-политические условия не благоприятствовали развертыванию юридизма, индивидуализма и рационализма. Однако и на Востоке находилось место для схоластического философствования.

Наиболее острые споры схоласты вели по проблемам веры и разума и универсалий. «Золотой век» схоластики — XIII, в нем возводились грандиозные теологическо-философские построения, представляющие все сущее как гармоничное, рационально упорядоченное единство во множестве. Наиболее совершенным из таких построений считается философия Фомы Аквинского.

Фома Аквинский (Аквинат) (1224/5—1274), прозванный за необычайную силу мысли Ангельским доктором (Dr. Angelicus), происходил из аристократического немецко-итальянского рода и с 19 лет был монахом-доминиканцем. Он создал наиболее влиятельное в католическом мире философское учение (томизм), которое в виде неотомизма признавалось со 2-й пол. XIX в. до нач. XXI в. официальной философией католицизма.

Главные произведения Фомы — «Сумма теологии», «Сумма против язычников» (ее другое название — «Сумма философии»), а также работа «О правлении государей». Философия Аквината развивается в русле аристотелизмаи несет такие его черты, как жизнеутверждающий оптимизм, уверенность в возможности и значимости теоретического познания мира, представление всего существующего как единства в многообразии, утверждение ценности единичного, индивидуального существования с его особым местом в общем строе. Фома Аквинский возвеличивает человека, утверждая, что ради него создан мир. Философ стремится представить гармонично отношения: Бог — человек — природа; существование — сущность; разум — воля; вера —знание; душа — тело; индивид — общество; мораль — право; церковь — государство.

В системе Фомы нашли продолжение античный рационализм, юридизм, индивидуализм вместе с христианским теопентризмом и персонализмом.

Фома принимает уже определившееся к XIII в. Различие между теологией и философией, путь первой— от Бога к миру, от причины к следствиям, второй — от мира к Богу, от следствий к причинам. Сферы разума и веры отчасти совпадают.

Часть догматов сверхразумна (например, о Троице), но некоторые рациональные доводы в обоснование догматов могут быть приведены.

Руководствуясь идеями аристотелевской метафизики, Фома выдвигает рациональные доводы в пользу бытия Бога. Это космологические и телеологические доказательства. Философ явным образом не прибегает к онтологическому аргументу, считая, что из понятия о Боге нельзя вывести его существования: поскольку сущность Бога непознаваема, человеческий ум лишен понятия о нем. Суть пяти доказательств Фомы Аквинского такова: в мире существует иерархия:

1 источников движения, значит, на вершине ее должен быть внешний перводви­гатель;

2 производящих причин, они должны восходить к конечной производящей причине;

3 необходимого, пределом здесь должна быть безусловная необходимость;

4 совершенного, венцом его должно быть абсолютное совершенство;

5целей, они должны подниматься к высшей цели. А перводвигатель, первичную производящую причину, безусловную необходимость, абсолютное совершенство, т. е., заключает Фома, «разумное существо, полагающее цель для всего, что происходит в природе [...] мы именуем Богом».

По проблеме универсалий Фома Аквинский, следуя Аристотелю, занимает позиции реализма. Он считает, что общие понятия существуют трояко:

до вещей (как образцы в уме Бога);

в вещах (как их сущности);

после вещей (в уме человека как понятия).