Стоицизм

Стоицизм - философия спасения. Он выразил ощущение ненадежности и неопределенности мира, настроение неуверенности и страха, которые были присущи эпохе распада рабовладельческого общества. Свое название это направление получило от названия портика -«стоя». Портик-это узорчатая колоннада Основателем направления является Зенон из города Кития, одного из девяти главных городов тогдашнего Кипра. Он обучался у Киника Кратета и философов мегарской школы. Рассказывают, что Зенон жил в Афинах, когда услышал о крушении своего корабля, сказанная при этом им фраза стала знаменитой: «Как хорошо, что удача сама толкает меня заняться философией». И тогда он купил для себя и своих друзей узорчатый портик колонаду и основал здесь же в Афинах свою философскую школу, получившее название стоической. На территории, приобретенной Зеноном, собирались философы и поэты, которые уже тогда, по месту встречи, стали называться стоиками.

В центре учения стоиков - этические проблемы, но в отличие этики стоиков от прежних этических учений состоит в том, что если ранее нравственное совершенствование понималось как общественное служение, то стоики главной целью считали освобождение от внешнего мира. Идеалом для стоиков стал человек, который безропотно, но мужественно и с достоинством стоически повинуется судьбе и воле богов.

Философия прежде всего жизненная мудрость, цель которой научить человека сохранять чувство достоинства в любых ситуациях. Главным в поведении человека должны стать покой, невозмутимость (атараксия) и терпение (апатия). Свобода человека в том, чтобы не быть рабом собственных страстей. Мудрец тот, кто не желает счастья и не проявляет никакой деятельной энергии. Очевидно, что стоицизм прямо противоположен эпикурейству.

Если для эпикуризма характерна установка на оптимизм и активность, то стоики - это сторонники пессимизма, пассивности и апатии как мироощущения и образа жизни человека.

Если сравнивать философские установки эпикурейства и стоицизма, то бросается в глаза их полная противоположность. Эпикур имел свою собственную философскую школу, сад Эпикура, который просуществовал после его смерти около 8 веков. На дверях этой школы была надпись: «Странник, тебе будет здесь хорошо, здесь удовольствие - высшее благо». Однако после смерти философа слово эпикуреец стали называть людей, придающимся чувственным наслаждениям.

В средние века эпикурейство было запрещено официально церковью, как якобы растлевающее учение. Но причина была в другом, в том, что Эпикур отрицал богов и загробную жизнь. Эпикур отстаивал права человека на земные, а не загробные удовольствия.

В стоицизме же наоборот - сформировался фатализм, как учение о неумолимой судьбе, которая властвует над миром и не оставляет человеку места для свободной и творческой деятельности. Исходя из установок фатализма («рок» - фатум), стоики полагали, что человек должен смириться со своей судьбой (космическим порядком) и ничего не изменять в этом мире, безропотно подчиняться его законам. Самыми знаменитыми стоиками были римский император Марк Аврелий (1 век до нашей эры) и римский философ, политик и поэт Сенека. Сенека знаменит так же тем, что был воспитателем императора Нерона. Он принадлежал высшему сенаторскому сословию, имел высшую в римской империи должность консула и был известен так же как автор знаменитых трагедий, таких как «Медея», «Федра», «Эдип», «Агамемнон" Сенека считал, что в окружающем мире все находится во власти жесткой необходимости и предопределенности.

Существование человека всегда кратко, мимолетно, поэтому не следует стремиться к сомнительным целям, накоплению богатства и обретению власти в обществе, более важно совершенствовать свою душу и обретать спокойствие. Лучше всего искать укрытие в «тихой заводи», чем подставлять себя под удары судьбы в бурном и неспокойном океане жизни. Сенека сформулировал золотое правило морали: «Обходись со стоящими ниже так, как ты хотел бы, чтобы с тобой обходились стоящие выше тебя».

Знаменитый римский император Марк Аврелий прославился тем, что
умел владеть собой в любых ситуациях, и лицо его оставалось спокойным и в горе и радости.

Скептицизм (от греческого «скептис» - это рассматривающий, исследующий). Скептицизм как философское учение отвергал возможность получения человеком достоверных знаний об окружающем мире. Античный скептицизм был критикой всего и вся и отвергал саму возможность получения достоверного знания. Наиболее ярким представителем является Пиррон. По его убеждению, вещи не могут быть постигнуты ни чувствами, ни умом. Поэтому, лучше всего воздержаться от суждений о вещах. Воздержание от всего и невозмутимость - вот в чем должна состоять подлинная мудрость. B повседневной жизни надо следовать обычаю и здравому смыслу. Основной тезис скептицизма воздержание от суждений, обосновывался ссылками на уязвимость природы и недостоверность получаемых знаний о мире. Вполне естественное сомнение о возможности получения знаний было в скептицизме доведено до агностицизма, т.е. учение которое отрицает познание мира.

Яркими направления философских концепций эпохи эллинизма является сибаритство и киническая школа философии. Греческий философ Аристиппсоздал учение, которое легло в основу жизни колонии Сибарис, расположенный на юге Аппенинского полуострова в 5 веке до нашей эры, в центре древнегреческой цивилизации.

Ребенок, родившийся в семье, гражданина этого города, богатого рабовладельца аристократа с раннего возраста уяснил главное: жизнь - цена заложенным в ней удовольствием, а наука жизни в том, чтобы это удовольствие извлечь из жизни. Идеал Аристиппа – тонкообразованный. Независимый человек, живущий вдалеке от городских дрязг и войны, несвязанный гражданскими узами ни с каким государством, не имеющим семейных и других забот, застраховавший себя по мере сил от огорчений и неожиданностей и постоянно доставляющий себе удовольствие как физические, так и духовные. Лозунг сибаритов: «Будущее и прошлое не в нашей власти». Отсюда вывод: искусство жить заключается в умениях наслаждаться моментом.