Камеральная обработка результатов горизонтальной и вертикальной съемок трассы
В камеральных условиях увязывают превышения, вычисляют отметки, составляют план и профиль трассы.
Увязка превышений предусматривает устранение несоответствия между суммой полученных nревышений
∑hпри ее теоретическим значением ∑hт в ходе. В замкнутом ходе ∑hт равна нулю, в разомкнутом - разности отметок конечного Нк начального Нн реперов. Невязки в замкнутом и разомкнутом ходах вычисляют по формулам
fh =∑hпр
fh =∑hпр-( Нк- Нн)
Если невязка не превышает допустимую, в средние превышения вводят одинаковые поправки ωh (с округлением до целых миллиметров) со знаком, обратным знаку невязки. В нивелирном журнале их указывают над средними превышениями, а ниже - исправленные превышения.
Вычисление отметок. Высоту связующих точек вычисляют по (35) последовательным алгебраическим суммированием исправленного превышения с отметкой задней связующей точки. Правильность вычислений на каждой странице журнала контролируют по соблюдению равенства
Нn –Н1=∑hиспр
В котором Нп и Н1 - отметки связующих точек, записанных на данной странице соответственно последней и первой в графе «Отметка»; ∑hиспр - сумма исправленных превышений на данной странице.
Высоту промежуточных точек рассчитывают, определив высоту связующих через горизонт нивелира, который находят по (37) дважды - по отметкам задней и передней связующих точек и отсчетам по черным сторонам реек, стоявших на этих точках. В журнал записывают среднее из двух определений. Отметку любой промежуточной точки, отнивелированной с данной станции, находят как разность между горизонтом нивелира и отсчетом по рейке, стоявшей на ней.
План и профиль трассы. План составляют в масштабах 1:1 0000-1:5000. Вершины углов поворота наносят на план по их координатам. На предварительных изысканиях трассу можно наносить по измеренным румбам и расстояниям. На плане показывают ситуацию в снятой полосе местности, положение главных точек кривых и поперечников с надписями их пикетажных обозначений. Профиль трассы составляют на миллиметровой бумаге в том же горизонтальном масштабе, что и план. Его вертикальный масштаб в 5-10 раз крупнее горизонтального. Сначала делают разграфку сетки профиля, руководствуясь требованиями к этому документу. Заполнение сетки начинают с нанесения пикетов в графу «Расстояния». Их концы обозначают вертикальными черточками, под которыми указывают номера пикетов. Внутри последних отмечают положение плюсовых точек с указанием расстояний от них до пикетов или соседних промежуточных точек. Расстояния между пикетами не указывают, если между ними нет плюсовых точек. Над каждой черточкой в графе «Отметки земли» записывают округленную до 0,01 м высоту соответствующих пикетов и плюсовых точек. Ниже, в графе «План трассы», схематически показывают кривые участки и соединяющие их прямые. Дужкой, обращенной выпуклостью вверх, обозначают кривую, вписываемую в правый угол поворота, дужкой вниз - в левый. На схеме указывают данные об элементах кривых, длину и румб прямых вставок. В графе «Ситуация» вычерчивают условный план местности с показом данных о грунтах.
Профильную линию строят от верхней линии сетки (линии условного горизонта). На перпендикулярах к ней откладывают в вертикальном масштабе чертежа отрезки, соответствующие отметкам точек, уменьшенным на число, равное отметке линии условного горизонта. Ее выбирают так, чтобы самая нижняя точка профильной линии была на 5-7 см выше линии условного горизонта. Соединив верхние концы отрезков прямыми линиями, получают профиль трассы. Поперечные профили строят один под другим справа от продольного профиля по правилам, рассмотренным выше.