Деловая этика — это научная дисциплина, изучающая применение этических принципов в деловых ситуациях.

Тема 1 Деловая этика: понятие, нормы и принципы, значение для современного бизнеса

 

Общество во все времена различало понятия добра и зла, т.е. имело определенную мораль. Историей развития разграничения этих понятий занимается этика.

В центре этики стоит мораль, т.е. система нравственных отно­шений, мотивов действия, чувств и сознания. Эти системы опре­деляют "рамочные" границы отношений, поступков и взаимодей­ствий людей в обществе. Конкретное наполнение этих систем (эти­ческие нормы, стандарты, правила, требования) зависит от исторического этапа развития общества, т.е. от того, как обществом этого исторического периода понимаются категории доб­ра и зла, какова трактовка высшего блага. Суть высшего блага могут составлять политическая, экономическая, социальная, ре­лигиозная и прочие концепции, каждая из которых может иметь различную форму: например, в политической сфере - капиталис­тическая мораль, буржуазная мораль; в экономической сфере -мораль социально-рыночной экономики.

Изучение исторического развития морали, стоящей в центре этики, показывает, что в разные исторические периоды общество имело различия в складе мышления, в представлениях о мире, в системах духовных ценностей.

Сегодня для нашего общества характерны новые требо­вания к личности, к ее морали, к ее поведению и поступкам.

Роль этики как науки для современноговелика:

1) она должна проана­лизировать нравственное состояние общества,

2) указать причины, вызвавшие это состояние,

3) предложить решения, которые помог­ли бы обновить моральные ориентиры общества.

Различают этику общечеловеческую (ее еще называют универ­сальной) и профессиональную (или деловую) этику.

Профессиональная этика вырабатывает нормы, стандарты, требования, характерные для определенных видов деятельности.

Таким образом, деловая этика - это кодекс поведения, предписываемый тип отношений, которые представляются наи­лучшими с точки зрения выполнения работниками своих служеб­ных обязанностей в той или иной профессиональной сфере (в про­изводстве продукции, в сфере предоставления услуг и пр.).

 

Взаимоотношение между этикой бизнеса и другими областями знаний

 

 

Традиционно этику бизнеса принято разделять на макроэтику и микроэтику.

Под макроэтикойпонимается та часть этики бизнеса, которая рассматривает специфику моральных отношений между как макросубъектами социальной и экономической структуры общества: корпорациями, государством и обществом в целом, так и его частями.

Под микроэтикой— исследование специфики моральных отношений внутри корпорации, между корпорацией как моральным субъектом и ее работниками, а также держателями акций.

В системе моральных отношений между макросубъектами специалисты выделяют два уровня: горизонтальный и вертикальный. На горизонтальном уровне рассмистеме моральных отношений между макросубъектами специалисты выделяют два уровня: горизонтальный и вертикальный. На горизонтальном уровне рассматривают моральные отношения между субъектами, обладающими одинаковыми характеристиками, между различными корпорациями; на вертикальном — моральные отношения между субъектами, обладающими разными характеристиками и свойствами. К этому уровню принадлежат отношения между корпорациями и государством, между корпорациями и обществом в целом (или его частью) и между корпорациями и окружающей средой.

Большинство людей принимает этические решения на микроуровне, т. е. когда человек отвечает за свое поведение или принимает решения, которые касаются других людей, например в отношении благосостояния своих близких, коллег или даже небольшого сообщества. Но некоторые люди рано или поздно начинают принимать решения на макроуровне, например, непосредственно участвовать в формировании государственной национальной политики.

 

Любое профессиональное общение должно протекать в соот­ветствии с профессионально-этическими нормами и стандартами, овладение которыми зависит от ряда факторов, которые можно объе­динить в две группы:

первая группа - комплекс этических представлений, норм, оценок, которыми личность владеет от рождения, представление о том, что такое добро и что такое зло - т.е. собственный этичес­кий кодекс, с которым человек живет и работает, какую бы долж­ность он ни занимал и какую бы работу ни исполнял;

вторая группа - те нормы и стандарты, привносимые извне: правила внутреннего распорядка организации, этический кодекс фирмы, устные указания руководства, профессиональный этичес­кий кодекс.

 

Хорошо, если собственные представления о том, что этично и что неэтично, совпадают с привнесенными извне профессиональ­ными этическими нормами, поскольку, если такое совпадение от­сутствует - полностью или частично, то могут возникнуть про­блемы большей или меньшей степени трудности при уяснении, освоении и практическом приложении этических правил, не вхо­дящих в комплекс личных моральных представлений.

Деловая этика является профессиональной этикой, регулирующей систему отношений между людьми в сфере бизнеса.