Анализ качества продукции.

Анализ положения товаров на рынке.

От рынка сбыта зависит объем продаж, средний уровень цен, выручка от реализации продукции, прибыль и др. поэтому важно изучить динамику положения каждого вида продукции на рынке сбыта за последние годы, по объему продаж, по прибыли.

По результатам анализа выделяют следующие категории товаров:

- звезды;

- доходные коровы;

- трудные дети;

- мертвый груз / неудачники.

Кроме того, необходимо учитывать на какой стадии жизненного цикла находится товар:

а) нулевая стадия (характеризуется изучением рынка, разработкой товара);

б) первая стадия (выпуск товара на рынок и внедрение его);

в) вторая стадия (рост и развитие продаж, товар приносит прибыль, покрывает все затраты);

г) третья стадия (зрелость, имеет стабильный рынок, пользуется спросом, приносит доход, расходов нет);

д) четвертая стадия (насыщение и спад, объем продаж постепенно снижается, затем резко сокращается).

Результаты такого анализа помогают руководству предприятия разработать необходимый ассортимент продукции и товаров, в соответствии с требованиями рынка.

В процессе анализа выявляют реальных и потенциальных конкурентов, анализ деятельности, определение сильных и слабых сторон, изучают их технологию, ценовую политику, это позволяет предугадать поведение конкурентов и выбрать наиболее приемлемые способы конкурентной борьбы.

Повышение качества продукции – это одна из форм конкурентной борьбы.

Высокий уровень качества продукции позволяет повышать спрос, объем продаж и прибыль.

1.Обобщающие показатели, характеризующие качество продукции:

(не зависят от вида и назначения продукции)

1) удельный вес новой продукции в общем выпуске;

2) удельный вес продукции высшей категории качества;

3) средневзвешенный бал продукции;

4) средний Кт сортности = Ст.пр.пр-ии/Ст.по цене 1сорта;

5) удельный вес аттестованной / неаттестованной продукции;

6) удельный все сертифицированной продукции;

7) удельный все продукции соответствующей мировым стандартам;

8) удельный вес экспортной продукции = экспортная продукция / все виды продукции;

2.Индивидуальные показатели качества:

1) полезность (жирность молока, содержание белка);

2) надежность (долговечность, безотказность в работе);

3) технологичность (энергоемкость, трудоемкость);

4) эстетичность изделия.

3. Косвенные показатели:

1) штрафы за некачественную продукцию;

2) объем и удельный вес за бракованную продукцию;

3) потери от брака.

Задачи анализа качества продукции:

1) изучить динамику перечисленных показателей;

2) динамику выполнения плана по уровню этих показателей;

3) определить причины их изменения.

4) Определить влияние качества продукции на стоимостные показатели работы предприятия (выпуск продукции, прибыль, выручка)

∆ВП = (Ц1 – Ц2) * Qвп

∆Выручки = (Ц1 – Ц2) * Qреализованной продукции

∆Прибыли = (Ц1 – Ц2) * Qреализованной продукции – (с/с1 – с/с2) * Qреализованной продукции

Если предприятие выпуская продукцию различную по сортам, то рассчитывается как изменяется средневзвешенная цена, средневзвешенная с/с, а затем определяют влияние сортового состава на выпуск продукции, на выручку, на прибыль.

В анализе важно рассмотреть косвенные показатели качества, в основном это брак:

- исправимый;

- неисправимы;

- внутренний (выявленный на предприятии);

- внешний (выявленный потребителем).

Он всегда увеличивает с/с и уменьшает прибыль.

Обязательно изучают динамику брака по абсолютной сумме и удельному весу, в общем выпуске товарной продукции.

Важно определить потери от брака = с/с забракованной продукции + расходы на исправление брака – стоимость брака по цене возможной реализации – сумма удержаний с виновных лиц.

С помощью этого показателя можно определять потери товарной продукции = потери от брака * уровень рентабельности.

Изучают причины дополнительного брака (по месту возникновению) и разрабатываются мероприятия по устранению этих причин.