Анализ ассортимента продукции.

Риск невостребованной продукции. Причины его возникновения.

В процессе анализа и реализации продукции, необходимо оценить риск невостребованной продукции, который может возникнуть в результате падения спроса на нее.

Этот риск определяется величиной возмещения материального и морального ущерба предприятию по этой причине.

Что бы изучить последствия невостребованной продукции, необходимо изучить причины его возникновения:

· Внутренние:

1) не правильно составлен прогноз спроса на продукцию;

2) неправильная ценовая политика предприятия;

3) снижение конкурентоспособности продукции в результате снижения качества сырья, оборудования, низкой квалификации персонала и прочее;

4) неэффективная организация сбыта и рекламы продукции.

· Внешние причины:

1) неплатежеспособность покупателя;

2) высокие процентные ставки по вкладам;

3) социально-экономические причины;

4) демографические причины;

5) политические причины.

Риск подразделяется:

- преодолимый;

- непреодолимый.

В зависимости от того где и когда обнаружен риск невостребованной продукции можно предпринять разные шаги:

* если риск обнаружен на предпроизводственной стадии, то экономический ущерб минимален, он будет включать расходы на исследование рынка, разработку изделия;

* если риск обнаружен на производственной стадии, то предприниматель может нести значительный материальный ущерб;

* если обнаружен на прослепроизводственной стадии, то это серьезно влияет на состояние предприятия, материальный ущерб, включает затраты на подготовку, производство и частичную реализацию продукции.

В зависимости от времени обнаружения риска, управленческие решения могут быть разными.

Если на первой стадии можно не приступать к производству или заменить его, если во втором случае можно что-либо улучшить, то на третьей стадии большая вероятность банкротства.

Что бы оценить риск невостребованной продукции, необходимо:

- проанализировать обеспеченность предприятия контрактами и заявками;

- анализ динамики остатков готовой продукции, в целом по предприятию и по каждому виду продукции;

- определения доли поставок в общем объеме продаж;

- обобщающим показателем будет являться продукция находящаяся на стадии реализации = средний остаток готовой продукции / однодневные объем продаж, если этот показатель растет, то можно говорить о проблемах сбыта и повышения риска невостребованной продукции.

Большое влияние на результат хозяйственной деятельности оказывают ассортимент и структура производства и реализации продукции. Своевременное обновление ассортимента продукции с учетом потребности рынка является одним их индикаторов деловой активности предприятия.

При формировании ассортимента продукции предприятие должно учитывать:

· спрос на данный вид продукции;

· наиболее эффективное использование трудовых, сырьевых, технических и финансовых ресурсов предприятия.

Формирование ассортимента включает в себя основные моменты:

1) определение текущих и перспективных потребностей покупателя;

2) оценка уровня использованности выпущенной/планируемой к выпуску продукции;

3) изучение жизненного цикла изделия на рынке, принятие своевременных мер по внедрению новых видов, изъятие устаревших видов продукции.