Виды и средства товарной информации

Информацию о товаре с позиций товароведения классифицируют на виды (рис.4). Средствами товарной информации служат маркировка, технические документы, нормативные документы, справочная, учебная и научная литература, реклама.

 

 

 


Рис. 4. Виды товарной информации

 

Маркировачно-справочная информациядолжна нести определенную товароведную информацию, предусмотренную соответствующей нормативно-технической документацией. Основным средством маркировочно-справочной информации служит маркировка - обязательная информация, нанесенная на изделие или упаковку в виде условных рисунков, цифровых, буквенно-числовых или символических знаков, характеризующих это изделие. Носителями маркировки могут быть:

· этикетка-это элемент упаковки, представляющий собой до нанесения на упаковку самостоятельное изделие небольших размеров с комплексом текстов и изобразительной информации. В зависимости от назначения выделяют основные фирменные этикетки - их располагают в зоне оптимальной видимости. Дополнительные шрифтовые этикетки - это чаще всего контрэтикетки (наносятся с противоположной стороны от основных этикеток и содержат основной объем информации), субконтрэтикетки (располагаются ниже контрэтикеток, меньше по размеру), кольеретки (имеют особую форму и наклеиваются на горлышки бутылок, не несут большой информационной нагрузки). Упаковочные этикетки - выполняют все функции этикеток, но превосходят их по размерам и, следовательно, имеют преимущества в возможностях художественного оформления.

· бирки и ярлыки- носители маркировки, которые приклеиваются, прикладываются или подвешиваются к товару. Они выполняют идентификационную функцию относительно товаров и производителей. Они содержат преимущественно регламентированный минимальный комплекс сведений. Ярлыки чаще применяются для изделий легкой промышленности, а также в оформлении упаковок сувенирного типа.

· вкладыши- выполняют информационную функцию. Их выпускают для качественно новых товаров, обращение с которыми требует навыков или

· опасно при неправильном использовании; дня товаров сложного устройства. Наносимая информация должна быть объективной и достоверной.

· контрольные ленты- это носители краткой дублирующей товарной информации, выполняемой на небольшой ленте и предназначенной для контроля или восстановления сведений о товаре в случае утраты этикетки, бирки или ярлыка.

· клейма и штампы- носители информации, предназначенные для нанесения идентифицирующих условных обозначений на товары, упаковку, этикетки с помощью специальных приспособлений установленной формы.

К маркировочно-условнойотносят информацию, выраженную в виде условных знаков. Информационные знаки - условные обозначения, предназначенные для идентификации отдельных или совокупных характеристик товара. Им свойственны краткость, выразительность, наглядность и быстрая узнаваемость. Основными средствами маркировочно-условной информации являются:

· Товарные знаки- обозначения, позволяющие отличать товары и услуги одних юридических лиц от однородных товаров и услуг других юридических лиц. На практике товарный знак представляет собой торговую марку, обеспеченную правовой защитой, которая призвана:

1. Вызывать доверие покупателя благодаря достаточно высокой репутации на рынке владельца товарного знака.

2. Стимулировать спрос и запоминание товара;

3. Дифференцировать особенности данного товара.

· Знаки происхождения товара- название географического объекта, используемое для обозначения товара, особые свойства которого определяются характерными для данного географического объекта природными условиями.

· Знаки соответствия или качестваразрешается использовать только для сертифицированной продукции, он выступает одной из гарантий безопасности товара.

· Экологические знаки- (эко-знаки) предназначены для информации об экологической чистоте потребительских товаров или экологически безопасных способах их эксплуатации, использования или утилизации. Экологический знак является одним из определяющих факторов конкурентоспособности товаров.

· Компонентные знаки- знаки, предназначенные для информации о применяемых пищевых добавках или компонентах.

· Эксплуатационные знаки- знаки, предназначенные для информации потребителя о правилах эксплуатации, способах ухода за потребительскими товарами.

· Манипуляционные знаки- знаки, предназначенные для информации о способах обращения с товарами, как правило, наносятся на транспортную тару.

· Предупредительные знаки- знаки, предназначенные для обеспечения безопасности потребителя и окружающей среды при эксплуатации потенциально опасных товаров путем предупреждения об опасности или указания на действия по предупреждению опасности.

Рекламно-справочная информацияпредназначена для заочного ознакомления потенциальных потребителей с перечнем товаров, предлагаемых для продажи. К основным средствам рекламно-справочной информации относятся:

· товарный каталог- это систематизированный перечень товаров, предлагаемых для продажи, с соответствующими иллюстрациями, кратким описанием потребительских свойств и указанием цены.

· товарные альбомыв отличие от каталогов издаются для более полной характеристики потребительских свойств товаров одной группы или одного предприятия-изготовителя.

· рекламно-справочные проспекты- предназначены для мотивации выбора потребителей, они подчеркивают достоинства предлагаемого товара.