Свойства и показатели ассортимента
Для характеристики ассортимента используют понятие свойства и показатели.
Свойство ассортимента - это специфическая особенность ассортимента, проявляющаяся при его формировании.
Показатель ассортимента - это количественное выражение свойств ассортимента.
К показателям ассортимента относятся широта и полнота ассортимента, которые характеризуют рациональность структуры ассортимента.
Широта ассортимента– это количество наименований товаров (видов и разновидностей) однородных и разнородных групп, выпускаемых промышленностью и находящихся в продаже.
Действительная широта (Шд) - это фактическое количество наименований товаров, имеющихся в наличии.
Базовая широта (Шб)- это широта, принятая за основу для сравнения. В качестве базовой широты может быть принято количество наименований (видов, разновидностей), регламентированных различными документами (стандартами, прейскурантами, каталогами и т.п.) или максимально возможное.
Полнота ассортимента - это способность товаров однородной группы удовлетворять потребности и характеризуется количеством наименований товаров данной группы.
Действительная полнота - характеризуется фактическим количеством наименований товаров однородной группы, а базовая полнота - регламентируемым или планируемым количеством товаров.
На основании указанных свойств рассчитываются коэффициенты:
Коэффициент широты ,
где Шд – широта действительная, шт;
Шб – широта базовая, шт.
Коэффициент полноты ,
где Пд – полнота действительная, шт;
Пб – полнота базовая, шт.