В области экологической экспертизы

Законодательство и нормативные документы

В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

ПРОВЕДЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ

ЗАКОНОДАТЕЛЬНО-НОРМАТИВНАЯ БАЗА

Законодательные документы.Систему белорусского законодательства в области экологической экспертизы составляют статьи (26-29) базового закона «Об охране окружающей среды» от 26 ноября 1992 года и целевого закона «О государственной экологической экспертизе», принятого 18.06.1993 г. и изложенного в новой редакции от 14.07.2000 г. [6]. Действующие законы регулируют в основном государственную экологическую экспертизу, в меньшей степени общественную экологическую экспертизу и практически не касаются процедуры оценки воздействия на окружающую среду.

Закон «Об охране окружающей среды» содержит специальный раздел (VIII), посвященный экологической экспертизе. Статьи закона определяют цели, принципы (ст. 26), объекты (ст. 27) государственной экологической экспертизы. Государственная экологическая экспертиза проводится с целью:

§ определения уровня экологической опасности, которая может возникнуть в процессе осуществления хозяйственной и иной деятельности;

§ оценки соответствия планируемой, проектируемой деятельности требованиям природоохранного законодательства;

§ определения достаточности предусматриваемых проектом мер по охране окружающей среды.

В законе названы, но не раскрыты по содержанию четыре основных принципа государственной экологической экспертизы в РБ:

§ законности;

§ научной обоснованности;

§ комплексности;

§ гласности.

Важным положением является указание на то, что реализация проектов, подлежащих экспертизе, без положительного заключения государственной экологической экспертизы запрещается и не подлежит финансированию. Здесь же указываются и объекты государственной экологической экспертизы, к которым относятся:

§ предплановая, предпроектная и проектная документация по хозяйственной и иной деятельности;

§ проекты планов (программ), основных направлений, схем развития и размещения производительных сил и отраслей народного хозяйства;

§ другие проекты, реализация которых может привести к нарушению норм экологической безопасности.

Специальная статья (ст. 28) закона посвящена общественной экологической экспертизе, которая ставится в зависимость от государственной экспертизы. Заключение общественной экспертизы учитывается органами, осуществляющими государственную экологическую экспертизу. Эта же статья указывает на независимость проведения общественной экологической экспертизы группами специалистов по инициативе общественных организаций, Советов народных депутатов и граждан, от государственной экологической экспертизы и за счет их собственных средств.

Помимо указанных статей закона, к данной области относится ст. 29, где указывается, что проекты объектов хозяйственной и иной деятельности должны содержать материалы по оценке воздействия на окружающую среду.

Закон «О государственной экологической экспертизе» развивает нормы базового закона «Об охране окружающей среды», подробно регулирует отношения в области проведения государственной экологической экспертизы и направлен на предотвращение негативного воздействия планируемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду. Накопленный положительный опыт проведения государственной экологической экспертизы в республике отражен в ряде новых статей и дополнений. В новой редакции закона дан ряд следующих основных понятий и определений (ст. 2):

§ воздействие на окружающую среду - единовременный, периодический или постоянный процесс, последствиями которого являются отрицательные изменения в окружающей среде;

§ изменения в окружающей среде - обратимые или необратимые перемены в состоянии природных объектов и комплексов в результате воздействия на них;

§ оценка воздействия на окружающую среду планируемой хозяйственной и иной деятельности - деятельность, осуществляемая на стадии проведения предпроектных и проектных работ и направленная на определение видов воздействия на окружающую среду в результате осуществления планируемой хозяйственной и иной деятельности, а также на определение соответствующих изменений в окружающей среде и прогнозирование ее состояния.

В ст. 2 также сформулировано понятие заключения государственной экологической экспертизы, представляющее собой документ, содержащий информацию о результатах проведения экспертизы, включая выводы о соответствии проектных решений планируемой хозяйственной и иной деятельности требованиям законодательства Республики Беларусь об охране окружающей среды, выводы о целесообразности (нецелесообразности) их реализации.

К планируемой хозяйственной и иной деятельности отнесено строительство, реконструкция, расширение, техническое перевооружение, модернизация, изменение профиля производства, его ликвидация и другая деятельность, которая может оказать воздействие на окружающую среду.

Целью государственной экологической экспертизы названа проверка соответствия проектных решений планируемой хозяйственной и иной деятельности требованиям законодательства Республики Беларусь об охране окружающей среды (ст. 3).

Закон более подробно раскрывает принципы экологической экспертизы, вводя принцип приоритета охраны жизни и здоровья человека. Правовой основой экологической оценки является принцип комплексной оценки социальных, природоохранных, экономических и других аспектов намечаемой хозяйственной деятельности и принцип учета суммарного воздействия вредных веществ, выбрасываемых (сбрасываемых) в окружающую среду, и других воздействий на нее в результате осуществляемой и планируемой хозяйственной и иной деятельности (ст. 4).

Новая редакция закона называет субъекты (ст. 5) государственной экологической экспертизы, к которым отнесены:

а) заказчики (инициаторы планируемой деятельности) - физические и юридические лица, включая иностранные, осуществляющие хозяйственную и иную деятельность на территории Республики Беларусь;

б) эксперты (экспертные комиссии), осуществляющие государственную экологическую экспертизу, - должностные лица Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь и его территориальных органов.

Для проведения экспертизы наиболее сложных проектных решений могут создаваться экспертные комиссии с привлечением высококвалифицированных специалистов.

В законе конкретизированы объекты государственной экологической экспертизы, к которым относятся (ст. 6):

§ концепции, программы (включая инвестиционные), схемы отраслевого и территориального социально-экономического развития;

§ схемы комплексного использования и охраны природных ресурсов;

§ градостроительная документация (генеральные планы городов и населенных пунктов, проекты и схемы детальной планировки);

§ обоснования инвестиций в строительство, проектная документация (архитектурный, строительный проекты и др.) на строительство, реконструкцию, расширение, техническое перевооружение, модернизацию, изменение профиля производства, ликвидацию объектов и комплексов независимо от ведомственной подчиненности и форм собственности.

Новая редакция закона регламентирует полномочия всех органов, осуществляющих государственное регулирование в области проведения государственной экологической экспертизы (ст. 7 – 10).

Правительство Республики Беларусь определяет государственную политику в данной области; осуществляет межправительственное сотрудничество и государственный контроль за деятельностью государственных органов в области проведения оценки воздействия на окружающую среду планируемой деятельности и в области проведения государственной экологической экспертизы.

Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды в пределах своей компетенции разрабатывает и обеспечивает проведение единой государственной политики в данной области; утверждает инструкции о порядке проведения государственной экологической экспертизы и о порядке проведения оценки воздействия на окружающую среду планируемой деятельности; перечень видов и объектов хозяйственной и иной деятельности, для которых обязательна оценка воздействия на окружающую среду, а также разрабатывает и утверждает в установленном порядке иные нормативные правовые акты Республики Беларусь. Также осуществляет методическое руководство эколого-экспертной деятельностью в Республике Беларусь; организует и проводит совместно с подведомственными ему территориальными органами государственную экологическую экспертизу; определяет персональный состав экспертных комиссий, привлекает для работы в них внештатных экспертов; осуществляет международное сотрудничество в данной области и др.

Местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы в области проведения государственной экологической экспертизы осуществляют контроль за соблюдением юридическими и физическими лицами требований нормативных правовых актов Республики Беларусь, информируют граждан и общественные организации (объединения) о возможном воздействии планируемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду.

Закон регламентирует место государственной экологической экспертизы в системе принятия решений, указывая на то, что экспертиза является обязательным элементом процесса планирования, проектирования и осуществления хозяйственной и иной деятельности (ст. 11).

До принятия заключения о реализации проектных решений инициатор планируемой хозяйственной деятельности представляет в Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь документы, характеризующие уровень экологической безопасности планируемой хозяйственной и иной деятельности и содержащие перечень мероприятий по предотвращению негативных воздействий на окружающую среду, а также материалы согласования с органами местного управления и самоуправления.

В новой редакции закона более четко оговариваются основные требования к проведению оценки воздействия на окружающую среду, которая должна предшествовать экологической экспертизе (ст. 12).

Оценка воздействия на окружающую среду планируемых объектов, подлежащих обязательному прохождению процедуры ОВОС, организуется заказчиком и проводится одновременно с разработкой проектной документации в целях выявления и принятия необходимых и достаточных мер по предупреждению или минимизации возможного негативного воздействия этой деятельности на окружающую среду. В составе документов представляется отчет о результатах проведения оценки, подготовленный в соответствии с требованиями инструкции о порядке проведения оценки воздействия на окружающую среду планируемой хозяйственной и иной деятельности.

Сроки проведения государственной экологической экспертизы установлены законом и составляют два месяца, в исключительных случаях срок может быть продлен, но не более чем на один месяц.

По результатам государственной экологической экспертизы Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды и его органы на местах выдают заключение, содержащее выводы о соответствии проектных решений планируемой хозяйственной и иной деятельности требованиям законодательства Республики Беларусь об охране окружающей среды и о целесообразности (нецелесообразности) их реализации (ст. 14).

Положительное заключение государственной экологической экспертизы действительно в течение пяти лет. Действие положительного заключения государственной экологической экспертизы прекращается в случаях реализации проектных решений планируемой деятельности с отступлениями или внесением изменений в проектную и иную документацию после получения положительного заключения государственной экологической экспертизы, если данные изменения связаны с вопросами охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов (ст. 15, 16).

Ряд статей закона регламентирует права, обязанности и определяет ответственность субъектов государственной экологической экспертизы (ст. 18-22). В частности, инициаторы планируемой хозяйственной и иной деятельности имеют право требовать устранения нарушений установленного порядка проведения государственной экологической экспертизы; обжаловать заключение государственной экологической экспертизы в вышестоящий орган и (или) суд. Эксперты имеют право требовать от заказчика представления дополнительных материалов, необходимых для проведения полной и объективной экспертизы; привлекать к проведению государственной экологической экспертизы специалистов, обладающих научными и практическими знаниями в определенной отрасли, формулировать особое мнение по объекту государственной экологической экспертизы в письменной форме и прилагать его к заключению государственной экологической экспертизы.

Правонарушениями в области проведения государственной экологической экспертизы является реализация проектных решений планируемой хозяйственной и иной деятельности, подлежащих государственной экологической экспертизе, без положительного заключения государственной экологической экспертизы; невыполнение заключения государственной экологической экспертизы; умышленное представление неполной и недостоверной информации; некачественное выполнение необходимых научно-исследовательских и проектно-изыскательских работ для оценки воздействия планируемой деятельности на состояние окружающей среды; несоответствие заключения государственной экологической экспертизы требованиям законодательства Республики Беларусь; несоблюдение срока проведения государственной экологической экспертизы.

Нормы права в области проведения государственной экологической экспертизы, содержащиеся в международных договорах Республики Беларусь, вступивших в силу, являются частью действующего на территории Республики Беларусь законодательства о государственной экологической экспертизе, подлежат непосредственному применению, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для применения таких норм требуется издание внутригосударственного акта (ст. 24).

Подзаконные нормативные документы.Рассмотренные законы формируют основы законодательства в области экологической экспертизы, но требуют наличия конкретизирующих и дополняющих их подзаконных нормативных документов. Подзаконные нормативные акты как источники экологического права представляют собой документы нормативного характера, принятые Президентом РБ, Правительством РБ, министерствами и ведомствами, а также иными органами и должностными лицами, имеющими право на принятие данных актов. В качестве таких документов выступают указы Президента РБ, постановления Совета Министров, инструкции, методические указания, методические рекомендации, приказы некоторых министерств и ведомств, стандарты, строительные нормы и правила, санитарные правила и нормы, принятые и утвержденные соответствующими компетентными государственными органами. Система экологического нормирования и стандартизации включает в себя нормативы качества окружающей среды, нормативы предельно допустимого вредного воздействия на окружающую среду, нормативы использования (изъятия) природных ресурсов, нормативы санитарных и защитных зон.

При проведении государственной экологической экспертизы, основным нормативным документом является «Инструкция о порядке проведения государственной экологической экспертизы проектной документации в Республике Беларусь», утвержденная Министром природных ресурсов и охраны окружающей среды от 18.01.95 г. Инструкция определяет требования к составу проектной документации, порядку ее представления, перечень видов деятельности, для которых в обязательном порядке проводится процедура ОВОС. Также указаны требования к содержанию сводного заключения государственной экологической экспертизы [3].

К нормативно-техническим документам и материалам, учитываемым при проведении экологической экспертизы, относятся стандарты, нормы, правила и порядки, перечни и классификаторы (ГОСТы, СНиПы, СП, СанПиНы, ОНД и др.), а также руководства, методики, методические рекомендации. Это нормативно-технические документы, содержащие конкретные количественные нормативы, показатели и критерии для проверки предлагаемых решений на соответствие этим экологическим требованиям.