Альтернативные теории внешней торговли.
· теория технологического разрыва М. Познера (1961 г.);
· теория эффекта масштаба С. Кэмпа (1964 г.);
· теория несовершенной конкуренции П. Кругмана (1979 г.);
· теория богатства
· теория жизненного цикла товара Р. Вернона (1966 г.);
· теория конкурентного преимущества нации М. Портера (1986 г.) и др.
Теория технологического разрыва. В результате НТП нововведения в одной из отраслей первоначально возникают в одной или нескольких ведущих странах. Эти страны в течение определенного времени занимают монопольное положение в мире в производстве продукта-новинки. Таким образом, преимущество, получаемое страной-новатором — результат возникшего технологического разрыва в уровнях развития отдельных стран. Это может внести изменения во внешнеторговую специализацию страны, поощряя ее к частичному отказу от выпуска традиционной продукции, в которой она обладает относительными преимуществами, и к переходу к выпуску оригинальной, не имеющей аналогов в мире продукции.
Теория эффекта масштаба. При определенных технологии и организации производства долговременные средние издержки сокращаются при увеличении объема выпускаемой продукции, т.е. возникает экономия, обусловленная массовым производством. Согласно теории многие страны (особенно, развитые) обеспечены основными факторами производства в сходных пропорциях, и в этих условиях им будет выгодно торговать между собой при специализации в тех отраслях, которые характеризуются наличием эффекта массового производства. Чтобы эффект массового производства был реализован, необходим емкий рынок. Международная торговля играет в этом решающую роль, расширяя рынки сбыта. Она позволяет сформировать единый интегрированный рынок, более емкий, чем рынок отдельно взятой страны. В итоге потребителям предлагается больше продукции и по более низким ценам.
AC=AFC+AVC(постоянные и переменные издержки)
| |||||
|
Rиздержек= П/ с/с
Теория богатства:чем обеспеченнее страна( трудовые ресурсы, природные ресурсы) ,тем она богаче.
Теория жизненного цикла товара. Теория разработана во второй половине 60-х гг. Р. Верноном, Ч. Киндельбергом и Л. Уэльсом. Согласно концепции, новый продукт проходит жизненный цикл со стадиями: внедрения, расширения, зрелости и старения, на основе которого могут быть объяснены современные торговые связи между странами при обмене готовыми изделиями. В соответствии с жизненным циклом, страны специализируются на производстве экспорта одного и того же товара на разных стадиях зрелости.
|
|
Когда рынок насыщается экспортёры становятся импортёрами.
Теория конкурентного преимущества нации М. Портера. Основная идея: на международном рынке конкурируют фирмы, а не страны, в связи с чем важно понять, как фирма создает и удерживает конкурентные преимущества, и уяснить роль страны в этом процессе. Конкурентоспособность страны в международной торговле определяется воздействием и взаимосвязью четырех основных составляющих, называемых «конкурентным ромбом».
Конкурентоспособность страны в международном обмене определяется взаимодействием и взаимосвязью основных компонентов (детерминант конкурентного преимущества):
факторные условия — конкретные факторы производства, которые нужны для успешной конкуренции в данной отрасли;
условия спроса на товары и услуги, т.е. каков спрос на внутреннем рынке на продукцию и услуги, предлагаемые отраслью;
стратегия фирм данной страны, их структура и соперничество, т.е. каковы условия в стране, определяющие то, как создаются и управляются фирмы, и каков характер конкуренции на внутреннем рынке;
характер родственных и поддерживающих отраслей, имеющихся в стране — наличие или отсутствие в стране родственных или поддерживающих отраслей, конкурентоспособных на мировом рынке.
В эту систему также включаются случайные события и действия правительства, которые могут усиливать или ослаблять конкурентное преимущество страны.
Тема 2 Внешняя торговля: неоднородность преимуществ.
ПЛАН:
- Внешняя торговля: преимущества для потребителей, производителей, нации в целом.
- Преимущества ВТ в коротком и долгом периоде.
1. Внешняя торговля: преимущества для потребителей, производителей, нации в целом.
Рассмотрим рынок товара, который включает импорт.
P0, Q0- до установления торговых отношений
Pw –мировая цена
Посмотрим выгоду производителей(Sd) и потребителей (Dd)
TW= Q+P0=TC+R
TC-издержки
R-доход
Производители:
Выигрыш производителей = -а
Они теряют за счёт снижения цен и снижения объёма уровня продаж до уровня S. Следовательно, конкуренция мирового рынка приводит к потере отечественного бизнеса (снижение ВВП, снижение налогов на прибыль, снижение занятости, повышение безработицы).
Потребители: