Кассовое обслуживание клиентов банка
Классификация доходов и расходов
Результат финансово-хозяйственной деятельности организации за отчетный период определяется посредством сопоставления доходов и расходов этого отчетного периода.
Следует иметь в виду, что не все поступления денежных средств и иного имущества в организацию признаются ее доходами. Во-первых, не считаются доходами вклады собственников организации, т.к. такое увеличение собственного капитала не является результатом финансово-хозяйственной деятельности организации.
Кроме того, не являются доходамиорганизации следующие поступления от юридических и физических лиц:
суммы налога на добавленную стоимость, налога с продаж иных аналогичных обязательных платежей, т.к. они подлежат перечислению в бюджет;
- предварительная оплата продукции (товаров, работ, услуг), авансы в счет оплаты
продукции (товаров, работ, услуг), т.к. такие поступления полноправно будут считаться
собственностью предприятия только после выполнения им условий договоров по
поставке продукции (товаров, работ, услуг). В случае невыполнения условий договоров
предприятие может быть вынуждено возвратить поступившие в виде авансов денежные
средств и имущество;
- в погашение ранее предоставленного кредита, займа, т.к. такое поступление денежных
средств и иного имущества представляет собой эквивалентный возврат ранее выданных
денежных средств и иного имущества и не увеличивает капитал организации;
- другие поступления (залог, задаток и др.)
Не каждое выбытие денежных средств и имущества является расходом организации. По аналогии с доходами не считается расходом уменьшение собственного капитала в виде изъятий собственников, например, в виде уменьшения размера долей в уставном капитале, т.к. такое уменьшение собственного капитала не является результатом финансово-хозяйственной деятельности организации. Также не признается расходоморганизации выбытие денежных средств и другого имущества:
в порядке предварительной оплаты товарно-материальных ценностей (работ, услуг), т.к. для того, чтобы реально произошло уменьшение экономических выгод контрагент должен выполнить обязательство в соответствии с условиями заключенных договоров, т.е. поставить товарно-материальные ценности, выполнить работы, оказать услуги. В случае если он не выполнит условия договоров, аванс будет возвращен и уменьшения экономических выгод не произойдет;
- в погашение ранее полученных кредитов, займов, т.к. перечисление денежных средств
представляет собой эквивалентный возврат ранее полученных денежных средств и в
результате происходит уменьшение заемного, а не собственного капитала организации;
- другие выплаты (задаток и др.)
В случае превышения полученных за отчетный период доходов над произведенными за этот же отчетный период расходами, результатом финансово-хозяйственной деятельности организации является прибыль,при превышении расходов отчетного периода над доходами - убыток.Отметим, что прибыль увеличивает собственный капитал организации, а убыток его уменьшает.
В зависимости от характера, условий осуществления и направлений деятельности доходы и расходыорганизации подразделяются на несколько групп:
доходы и расходы по обычным видам деятельности
- операционные доходы и расходы
- внереализационные доходы и расходы
- чрезвычайные доходы и расходы.
Основным видом являются доходы и расходы по обычным видам деятельности, т.е. деятельности, связанной с производством и продажей готовой продукции (работ, услуг). Доходом по обычным видом деятельностиявляется выручка от продажи продукции, товаров, работ и услуг.
Расходами по обычным видам деятельностипризнаются расходы, связанные с изготовлением и продажей продукции, выполнением работ, оказанием услуг.
Расходы по обычным видам деятельности формируют:
- расходы, связанные с приобретением и потреблением в процессе производства
продукции (работ, услуг) сырья, материалов и иных материально-производственных
запасов;
расходы, возникающие непосредственно в процессе переработки (доработки) материально-производственных запасов для целей производства продукции, выполнения работ и оказания услуг и их продажи (расходы по содержанию и эксплуатации основных средств и иных внеоборотных активов, а также по поддержанию их в исправном состоянии, коммерческие расходы, управленческие расходы и др.).
При формировании расходов по обычным видам деятельности должна быть обеспечена их группировка по следующим элементам:
- материальные затраты;
затраты на оплату труда;
отчисления на социальные нужды;
амортизация;
прочие затраты.
хозяйственных процессов.
В составе операционных доходоворганизации отражаются:
поступления, связанные с предоставлением за плату во временное пользование (временное владение и пользование) активов организации, если этот вид деятельности не является для организации основным;
поступления, связанные с предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности, если данный вид деятельности не является для организации основным;
поступления, связанные с участием в уставных капиталах других организаций (включая проценты и иные доходы по ценным бумагам), если данный вид деятельности не является для организации основным;
прибыль, полученная организацией в результате совместной деятельности (по договору простого товарищества);
поступления от продажи основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), продукции, товаров;
проценты, полученные за предоставление в пользование денежных средств организации, а также проценты за использование банком денежных средств, находящихся на счете организации в этом банке.
Операционными расходамиявляются:
- расходы, связанные с предоставлением за плату во временное пользование (временное
владение и пользование) активов организации, если такая деятельность для организации
не является основной;
расходы, связанные с предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности, если такая деятельность для организации не является основной;
- расходы, связанные с участием в уставных капиталах других организаций, если такая
деятельность не является для организации основной;
расходы, связанные с продажей, выбытием и прочим списанием основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), товаров, продукции;
проценты, уплачиваемые организацией за предоставление ей в пользование денежных средств (кредитов, займов);
расходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых кредитными организациями;
отчисления в оценочные резервы, создаваемые в соответствии с правилами бухгалтерского учета (резервы по сомнительным долгам, под обесценение вложений в ценные бумаги и др.), а также резервы, создаваемые в связи с признанием условных фактов хозяйственной деятельности;
прочие операционные расходы.
В составе внереализационных доходоворганизации отражаются:
- штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров;
- активы, полученные безвозмездно, в том числе по договору дарения;
- поступления в возмещение причиненных организации убытков;
- прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году;
- суммы кредиторской и депонентской задолженности, по которым истек срок давности;
- курсовые разницы; сумма дооценки активов;
- прочие внереализационные доходы.
К внереализационным расходамотносятся:
штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров; возмещение причиненных организацией убытков;
убытки прошлых лет, признанные в отчетном году;
суммы дебиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности, других долгов, нереальных для взыскания;
курсовые разницы; сумма уценки активов;
- перечисление средств (взносов, выплат и т.д.), связанных с благотворительной деятельностью, расходы на осуществление спортивных мероприятий, отдыха, развлечений, мероприятий культурно - просветительского характера и иных аналогичных мероприятий;
прочие внереализационные расходы.
Чрезвычайные доходы и расходывозникают в деятельности организация как последствия чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности (стихийного бедствия, пожара, аварии, национализации имущества и т.п.). В частности, в качестве чрезвычайных доходов классифицируются суммы страхового возмещения, стоимость материальных ценностей, остающихся от списания непригодных к восстановлению и дальнейшему использованию активов в результате чрезвычайных обстоятельств, и т.п.
Все вышесказанное обобщенно можно представить в виде следующей схемы формирования результата финансово-хозяйственной деятельности организации (рис. 1)
Рисунок 1. Схема формирования результата финансово-хозяйственной деятельности организации
Расчетное обслуживание предприятий, как правило, начинается с кассового обслуживания. Организация коммерческим банком налично-денежного оборота регулируется следующими основными положениями:
• наличные деньги, полученные в банке, должны использоваться строго по целевому назначению;
• - предприятия и организации могут держать в кассе наличные деньги в пределах лимита. Лимит остатка кассы ежегодно устанавливается банком с учетом конкретных условий работы клиента.
• превышение установленных лимитов остатка кассы допускается только в дни выплаты заработной платы, пособий по социальному страхованию, пенсий, стипендий, но не свыше трех рабочих дней, включая и день получения денег в банке. Не выплаченные своевременно суммы должны возвращаться в банк;
• всю полученную наличными деньгами выручку (за исключением той ее части, которая в соответствии с Уставом предприятия может расходоваться на зарплату и некоторые хозяйственные расходы) предприятие обязано своевременно сдавать для зачисления на счета в порядке, согласованном с банком.
После открытия расчетного счета для получения постоянного свидетельства о регистрации требуется представить справку о внесении половины уставного капитала. Банк выдает такой документ после внесения средств на расчетный счет в сумме 50% определенного в учредительном договоре размера уставного капитала в денежной сумме. Для этого учредители оформляют объявление на взнос наличными. В данном случае оправдательным документом является квитанция, заполняемая вместе с объявлением, отмеченная банком. Эти же документы используются в дальнейших взаимоотношениях с банком при внесении сумм наличной выручки на расчетный счет либо оплате банковских услуг наличными деньгами (за открытие счета, выдачу чековой книжки и др.).
Банк выдает наличные деньги клиенту по денежному чеку стандартной формы. Клиент, имеющий счет в банке и состоящий на кассовом обслуживании, оформляет получение чековой книжки. Для этого в банк следует представить заявление стандартной формы на выдачу чековой книжки с указанием номера расчетного счета, наименования организации (предприятия) и лица, которое будет получать деньги (обычно кассира). Кроме кассира (при необходимости) чеки и наличные деньги могут выдаваться и другим работникам данного предприятия (исключение составляет главный бухгалтер).
Периодически (не реже 1 раза в год) банк должен проверить обслуживаемые предприятия и организации по поводу соблюдения кассовой дисциплины.
Выдача денег клиентам на выплату заработной платы производится коммерческими банками в сроки, установленные коллективными договорами, постановлениями правительства и указаниями Центрального банка Российской Федерации. Контроль за использованием предприятия ми средств на потребление носит текущий и последующий характер. В последнем случае банковский работник сверяет данные об использовании средств на потребление с данными отчетов предприятия (баланса с соответствующими приложениями; отчета по труду; отчета о финансовых результатах), с проверкой первичных документов на предприятии.