Кассовое обслуживание клиентов банка

Классификация доходов и расходов

Результат финансово-хозяйственной деятельности организации за отчетный период определяется посредством сопоставления доходов и расходов этого отчетного периода.

 

Следует иметь в виду, что не все поступления денежных средств и иного имущества в организацию признаются ее доходами. Во-первых, не считаются доходами вклады собственников организации, т.к. такое увеличение собственного капитала не является результатом финансово-хозяйственной деятельности организации.

Кроме того, не являются доходамиорганизации следующие поступления от юридических и физических лиц:

суммы налога на добавленную стоимость, налога с продаж иных аналогичных обязательных платежей, т.к. они подлежат перечислению в бюджет;

- предварительная оплата продукции (товаров, работ, услуг), авансы в счет оплаты
продукции (товаров, работ, услуг), т.к. такие поступления полноправно будут считаться

 

 

собственностью предприятия только после выполнения им условий договоров по
поставке продукции (товаров, работ, услуг). В случае невыполнения условий договоров
предприятие может быть вынуждено возвратить поступившие в виде авансов денежные
средств и имущество;

- в погашение ранее предоставленного кредита, займа, т.к. такое поступление денежных
средств и иного имущества представляет собой эквивалентный возврат ранее выданных
денежных средств и иного имущества и не увеличивает капитал организации;

- другие поступления (залог, задаток и др.)

Не каждое выбытие денежных средств и имущества является расходом организации. По аналогии с доходами не считается расходом уменьшение собственного капитала в виде изъятий собственников, например, в виде уменьшения размера долей в уставном капитале, т.к. такое уменьшение собственного капитала не является результатом финансово-хозяйственной деятельности организации. Также не признается расходоморганизации выбытие денежных средств и другого имущества:

в порядке предварительной оплаты товарно-материальных ценностей (работ, услуг), т.к. для того, чтобы реально произошло уменьшение экономических выгод контрагент должен выполнить обязательство в соответствии с условиями заключенных договоров, т.е. поставить товарно-материальные ценности, выполнить работы, оказать услуги. В случае если он не выполнит условия договоров, аванс будет возвращен и уменьшения экономических выгод не произойдет;

- в погашение ранее полученных кредитов, займов, т.к. перечисление денежных средств
представляет собой эквивалентный возврат ранее полученных денежных средств и в
результате происходит уменьшение заемного, а не собственного капитала организации;

- другие выплаты (задаток и др.)

В случае превышения полученных за отчетный период доходов над произведенными за этот же отчетный период расходами, результатом финансово-хозяйственной деятельности организации является прибыль,при превышении расходов отчетного периода над доходами - убыток.Отметим, что прибыль увеличивает собственный капитал организации, а убыток его уменьшает.

В зависимости от характера, условий осуществления и направлений деятельности доходы и расходыорганизации подразделяются на несколько групп:

доходы и расходы по обычным видам деятельности

- операционные доходы и расходы

- внереализационные доходы и расходы

- чрезвычайные доходы и расходы.

Основным видом являются доходы и расходы по обычным видам деятельности, т.е. деятельности, связанной с производством и продажей готовой продукции (работ, услуг). Доходом по обычным видом деятельностиявляется выручка от продажи продукции, товаров, работ и услуг.

Расходами по обычным видам деятельностипризнаются расходы, связанные с изготовлением и продажей продукции, выполнением работ, оказанием услуг.

Расходы по обычным видам деятельности формируют:

- расходы, связанные с приобретением и потреблением в процессе производства
продукции (работ, услуг) сырья, материалов и иных материально-производственных
запасов;

расходы, возникающие непосредственно в процессе переработки (доработки) материально-производственных запасов для целей производства продукции, выполнения работ и оказания услуг и их продажи (расходы по содержанию и эксплуатации основных средств и иных внеоборотных активов, а также по поддержанию их в исправном состоянии, коммерческие расходы, управленческие расходы и др.).

При формировании расходов по обычным видам деятельности должна быть обеспечена их группировка по следующим элементам:

- материальные затраты;
затраты на оплату труда;
отчисления на социальные нужды;
амортизация;

прочие затраты.

хозяйственных процессов.

В составе операционных доходоворганизации отражаются:

поступления, связанные с предоставлением за плату во временное пользование (временное владение и пользование) активов организации, если этот вид деятельности не является для организации основным;

поступления, связанные с предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности, если данный вид деятельности не является для организации основным;

поступления, связанные с участием в уставных капиталах других организаций (включая проценты и иные доходы по ценным бумагам), если данный вид деятельности не является для организации основным;

прибыль, полученная организацией в результате совместной деятельности (по договору простого товарищества);

поступления от продажи основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), продукции, товаров;

проценты, полученные за предоставление в пользование денежных средств организации, а также проценты за использование банком денежных средств, находящихся на счете организации в этом банке.

Операционными расходамиявляются:

- расходы, связанные с предоставлением за плату во временное пользование (временное
владение и пользование) активов организации, если такая деятельность для организации
не является основной;

расходы, связанные с предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности, если такая деятельность для организации не является основной;

- расходы, связанные с участием в уставных капиталах других организаций, если такая
деятельность не является для организации основной;

расходы, связанные с продажей, выбытием и прочим списанием основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), товаров, продукции;

проценты, уплачиваемые организацией за предоставление ей в пользование денежных средств (кредитов, займов);

расходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых кредитными организациями;

отчисления в оценочные резервы, создаваемые в соответствии с правилами бухгалтерского учета (резервы по сомнительным долгам, под обесценение вложений в ценные бумаги и др.), а также резервы, создаваемые в связи с признанием условных фактов хозяйственной деятельности;

прочие операционные расходы.

В составе внереализационных доходоворганизации отражаются:

- штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров;

- активы, полученные безвозмездно, в том числе по договору дарения;

- поступления в возмещение причиненных организации убытков;

- прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году;

- суммы кредиторской и депонентской задолженности, по которым истек срок давности;

- курсовые разницы; сумма дооценки активов;

- прочие внереализационные доходы.

К внереализационным расходамотносятся:

штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров; возмещение причиненных организацией убытков;

убытки прошлых лет, признанные в отчетном году;

суммы дебиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности, других долгов, нереальных для взыскания;

курсовые разницы; сумма уценки активов;

- перечисление средств (взносов, выплат и т.д.), связанных с благотворительной деятельностью, расходы на осуществление спортивных мероприятий, отдыха, развлечений, мероприятий культурно - просветительского характера и иных аналогичных мероприятий;

прочие внереализационные расходы.

Чрезвычайные доходы и расходывозникают в деятельности организация как последствия чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности (стихийного бедствия, пожара, аварии, национализации имущества и т.п.). В частности, в качестве чрезвычайных доходов классифицируются суммы страхового возмещения, стоимость материальных ценностей, остающихся от списания непригодных к восстановлению и дальнейшему использованию активов в результате чрезвычайных обстоятельств, и т.п.

Все вышесказанное обобщенно можно представить в виде следующей схемы формирования результата финансово-хозяйственной деятельности организации (рис. 1)

Рисунок 1. Схема формирования результата финансово-хозяйственной деятельности организации

 

Расчетное обслуживание предприятий, как правило, на­чинается с кассового обслуживания. Организация ком­мерческим банком налично-денежного оборота регулируется следующими основными положениями:

• наличные деньги, полученные в банке, должны исполь­зоваться строго по целевому назначению;

• - предприятия и организации могут держать в кассе на­личные деньги в пределах лимита. Лимит остатка кассы ежегодно устанавливается банком с учетом конкретных ус­ловий работы клиента.

• превышение установленных лимитов остатка кассы до­пускается только в дни выплаты заработной платы, пособий по социальному страхованию, пенсий, стипендий, но не свыше трех рабочих дней, включая и день получения денег в банке. Не выплаченные своевременно суммы должны воз­вращаться в банк;

• всю полученную наличными деньгами выручку (за ис­ключением той ее части, которая в соответствии с Уставом предприятия может расходоваться на зарплату и некоторые хозяйственные расходы) предприятие обязано своевременно сдавать для зачисления на счета в порядке, согласованном с банком.

После открытия расчетного счета для получения постоян­ного свидетельства о регистрации требуется представить справку о внесении половины уставного капитала. Банк вы­дает такой документ после внесения средств на расчетный счет в сумме 50% определенного в учредительном договоре размера уставного капитала в денежной сумме. Для этого уч­редители оформляют объявление на взнос наличными. В дан­ном случае оправдательным документом является квитан­ция, заполняемая вместе с объявлением, отмеченная банком. Эти же документы используются в дальнейших взаимоотно­шениях с банком при внесении сумм наличной выручки на расчетный счет либо оплате банковских услуг наличными деньгами (за открытие счета, выдачу чековой книжки и др.).

Банк выдает наличные деньги клиенту по денежному чеку стандартной формы. Клиент, имеющий счет в банке и состоя­щий на кассовом обслуживании, оформляет получение чеко­вой книжки. Для этого в банк следует представить заявление стандартной формы на выдачу чековой книжки с указанием номера расчетного счета, наименования организации (пред­приятия) и лица, которое будет получать деньги (обычно кас­сира). Кроме кассира (при необходимости) чеки и наличные деньги могут выдаваться и другим работникам данного пред­приятия (исключение составляет главный бухгалтер).

Периодически (не реже 1 раза в год) банк должен прове­рить обслуживаемые предприятия и организации по поводу соблюдения кассовой дисциплины.

Выдача денег клиентам на выплату заработной платы производится коммерческими банками в сроки, установлен­ные коллективными договорами, постановлениями прави­тельства и указаниями Центрального банка Российской Фе­дерации. Контроль за использованием предприятия ми средств на потребление носит текущий и последующий характер. В последнем случае банковский работник сверяет данные об использовании средств на потребление с данными отчетов предприятия (баланса с соответствующими прило­жениями; отчета по труду; отчета о финансовых результа­тах), с проверкой первичных документов на предприятии.