Раздел III. Стратегия слушающего и стратегия говорящего
Риторика – наука не только о том, как эффективно говорить, но и о том, как правильно воспринимать информацию, чтобы ее усвоить, но не стать объектом недобросовестного манипулирования. Эффективно слушать – значит уметь распознать и оценить аргументацию говорящего.
Тема 7.Стратегия слушающего
Оценка доводов: достоверность информации, логическая непротиворечивость; состоятельность доводов к этосу; состоятельность доводов к пафосу.
1. Оценка достоверности сообщаемой информации. Принципы оценки:
- представление открытого перечня источников информации;
- указание на независимость источников информации;
- указание на компетентность источника информации;
- указание на достоверность источника.
2. Оценка логической непротиворечивости высказываний. Соответствие законам логики – необходимое условие логической непротиворечивости речи (законы исключенного третьего; противоречия; тождества; удаления двойного отрицания; введения двойного отрицания).
3. Логические уловки:
- отождествление вывода с самим аргументом;
- постановка некорректного вопроса, скрыто предполагающего ложную посылку;
- уловка «после того – значит потому».
4. Оценка доводов к пафосу.
Трудности такой оценки:
- действительно ли мне что-то навязывают или это что-то соответствует моей пользе? Оценка доводов: самоанализ потребностей и их классифицирование; самоанализ возможностей и вероятности их удовлетворения; синхронный самоанализ приоритетных потребностей;
- искренен ли говорящий, разделяет ли он сам чувства, которые хочет внушить? Проверка тщательным лингвистическим анализом (употребление фигур: употребление фигур прибавления (изобразительных средств, состоящих в повторе слов или других единиц языка) – свидетельство уверенности говорящего; употребление оратором, выражающим сомнение, фигур повтора – свидетельство его неискренности. Отсутствие фигур – свидетельство отсутствия сильных чувств и т. п.)
5. Оценка доводов к этосу.
Важность не смысловой истинности (соответствие действительности), а прагматической истинности (соотнесение речи с коммуникативной установкой). Критерии оценки: соответствие доводов контексту. Соответствие языка декларируемым установкам.
Соответствие доводов к этосу самому языку изложения.