Социально-экономическая статистика

Тема 13. Система статистических показателей отраслей и секторов экономики, основные группировки и классификации в статистике

Социально-экономическая статистика  это:

■ отрасль знаний  наука, представляющая собой сложную и разветвленную систему научных дисциплин (разделов), обладающих определенной спецификой и изучающих количественную сторону массовых явлений и процессов в неразрывной связи с их качественной стороной;

■ отрасль практической деятельности  сбор, обработка, анализ и публикация массовых данных о явлениях и процессах общественной жизни;

■ совокупность цифровых сведений, характеризующих состояние массовых явлений и процессов общественной жизни или их совокупность;

■ отрасль статистики, использующая методы математической статистики для изучения социально-экономических процессов и явлений.

В настоящее время социально-экономическая статистика (или статистика)  это общественная наука, которая изучает закономерности формирования и изменения количественных отношений общественных явлений, рассматриваемых в непосредственной связи с их качественным содержанием.

Объектом изучения социально-экономической статистики является общество во всем многообразии его форм и проявлений. Это связывает социально-экономическую статистику и все другие науки, изучающие общество и протекающие в нем процессы, закономерности его развития, с политической экономией, экономикой промышленности, сельского хозяйства, социологией и др. В этом общем для всех общественных наук объекте каждая из них находит свой специфический аспект изучения , какие-либо характерные существенные свойства, стороны, отношения явлений общественной жизни, определенные сферы деятельности людей и т. п.

Явлениям общественной жизни наряду с качественной присуща и количественная определенность. Обе эти стороны неразрывно связаны между собой. В каждый конкретный исторический момент социальные и экономические явления имеют определенные размеры, уровни, между ними существуют количественные соотношения. Таковы, например, численность населения страны на определенную дату, соотношение между численностью мужчин и женщин, темпы роста валового внутреннего продукта, темпы его прироста и многое другое. Вот эти объективно существующие размеры, уровни, количественные отношения, находящиеся в состоянии непрерывного движения и изменения, представляющие собой в общем количественную сторону экономических и социальных явлений, закономерности их изменения, и составляют предмет познания социально-экономической статистики.

Таким образом, социально-экономическая статистика изучает количественную сторону массовых социальных и экономических явлений в неразрывной связи с их качественной стороной, т. е. качественно определенные количества и проявляющиеся в них закономерности. Социально-экономическая статистика изучает производство и потребление материальных и духовных благ в обществе, закономерности их изменения, экономические и социальные условия жизни людей.

При помощи системы количественных показателей социально-экономическая статистика дает характеристику качественных сторон явлений, общественных отношений, структуры общества и т. п. Предметом изучения социально-экономической статистики становятся и процессы, протекающие в народонаселении,  рождаемость, браки, продолжительность жизни и т. п. В статистических данных отражаются характерные особенности, тенденции, закономерности развития социальных и экономических явлений и процессов, связи и зависимости между ними.

Система показателей статистики - это совокупность взаимосвязанных блоков экономической информации, характеризующих, как различные аспекты экономического процесса, так и его развитие на макро и микро уровне.

Исследование количественной стороны общественных явлений проходит в несколько этапов. На первом этапе собираются статистические данные, в процессе чего получается статистическая информация о явлениях и процессах, подлежащих статистическому анализу. Регистрация существенных признаков элементов статистической совокупности называется статистическим наблюдением. Так, при переписи населения регистрируются заранее определенные признаки всех жителей страны по тщательно разработанному плану.

Наблюдение позволяет охарактеризовать все разнообразие условий и способов проявлений изучаемых общественных закономерностей и получить характеристики процессов в целом.

На втором этапе статистические данные, собранные в результате проведения наблюдений, подвергаются систематизации и группировке. Этот этап называется сводкой статистических данных. Важнейшим методом, применяемым на этом этапе, является метод статистических группировок. Многообразие явлений общественной жизни требует выявления их типов, структуры. Например, по данным переписи населения необходимо определить его социальные группы и классы, группы по полу, возрасту.

Группировки имеют принципиальное значение, поскольку позволяют выделить однородные совокупности, разделить их на группы и подгруппы по существенным признакам и тем самым дать обобщающую характеристику всего объекта. На этом этапе переходят от описания отдельных единиц к описанию их групп и объекта в целом посредством подсчета итогов, вычисления обобщающих показателей в виде относительных и средних величин.

На третьем этапе статистического исследования проводится анализ и обобщение фактов и обнаруживаются закономерности в изучаемых явлениях. Для данного этапа исследования характерно применение всего арсенала статистических методов исследования. Статистический анализ позволяет сделать выводы о состоянии изучаемого социально-экономического явления, о закономерностях его развития. Выводы и анализ излагаются, как правило, в текстовой форме и сопровождаются графическими и табличными иллюстрациями.

Методологической основойсоциально-экономической статистики являются диалектический и исторический материализм и политэкономия. Общие принципы и методы научного познания, разработанные в материалистической диалектике, служат фундаментом для понимания и правильного использования статистической методологии. Особенно большое значение для вскрытия специфики статистики имеет диалектико-материалистическая трактовка таких философских категорий, как качество и количество, причинность, необходимость и случайность, общее, частное и отдельное, закон и закономерность.

Опираясь на законы такой трактовки, социально-экономическая статистика разрабатывает специфические приемы, способы исследований, соответствующие природе изучаемых ею явлений и составляющие в целом метод социально-экономической статистики, или, иначе, ее методологии. Социально-экономическая статистика применяет в своих исследованиях методы дедукции и индукции.

Рассмотрим некоторые особенности статистической методологии. Их можно объединить в следующие обобщенные положения:

■ точное измерение и описание массовых данных;

■ измерение и анализ дифференциации явлений;

■ применение сводных (обобщающих) показателей для характеристики явлений и закономерностей их развития.

Первая особенность настолько свойственна статистике, что часто статистику определяют как науку о массовых явлениях. Это неточно, ибо все науки имеют дело с массовыми явлениями. Но для статистических методов наиболее характерно не изучение отдельных объектов, отдельных единиц совокупности, а измерение общих количественных соотношений и установление тенденций и закономерностей развития совокупности явлений. Например, статистика изучает изменение производительности труда не отдельного рабочего, а совокупности рабочих на совокупности предприятий. Так же обстоит дело и с изучением себестоимости, движения цен и т. д.

Исключительное значение для статистической методологии имеет закон больших чисел. Его содержание таково: в массе индивидуальных явлений общая закономерность проявляется тем полнее и точнее, чем больше их охвачено наблюдением. В числах, суммирующих результат массового наблюдения, выступают определенные закономерности, которые не могут быть обнаружены на небольшом количестве фактов. Закон больших чисел выражает диалектику случайного и необходимого. При определенных условиях величину отдельного элемента в совокупности можно рассматривать как случайную величину, учитывая, что она не только автоматически подчиняется какой-то общей закономерности, но и определяется действием множества факторов, не зависящих от этой общей закономерности. Так, продолжительность жизни отдельного человека определяется и общими условиями жизни в стране, и многими индивидуальными особенностями его жизни и организма. Невозможно судить о продолжительности жизни людей, об изменении ее за определенный период по небольшой группе отрывочных данных, ибо каждая отдельно взятая величина будет случайной: «Внутренний закон, прокладывающий себе дорогу через эти случайности и регулирующий их, становится видимым лишь тогда, когда они охватываются в больших массах»1.

Вследствие взаимопогашения случайных отклонений средние, исчисленные для величин одного и того же вида, становятся типичными, отражающими действие постоянных и существенных факторов в данных условиях времени и места. Тенденция и закономерности, вскрытые с помощью закона больших чисел, имеют силу лишь как массовые тенденции, но не как законы для каждого отдельного элемента.

В основе статистического исследования всегда лежит массовое наблюдение фактов. Но закон больших чисел не является регулятором процессов, изучаемых статистикой, не объясняет внутренний механизм процессов формирования закономерности качественных изменений явлений. Он характеризует лишь одну из форм проявления закономерностей в массовых количественных отношениях.

Действие закона больших чисел может быть выражено средствами математики. Так, в теории вероятности доказывается, что средняя арифметическая случайных величин при достаточно большом их числе с вероятностью, близкой к единице (т. е. к достоверности), сколь угодно мало отличается от математического ожидания этой средней. Это значит, что чем больше объем наблюдения, тем точнее наблюдаемые средние величины воспроизводят закономерности изучаемой совокупности. На этом основано применение имеющего существенное значение в статистике выборочного метода. Вместе с тем следует отметить, что некоторые ученые отвергают, а иногда просто приуменьшают или замалчивают значение закона больших чисел.

Важную роль играет понятие «статистическая закономерность». Статистическая закономерность есть объективная количественная закономерность массового процесса. Она обнаруживается в итоге массового статистического наблюдения. Этим обусловливается ее взаимосвязь с законом больших чисел. Любое заметное изменение условий существования данного множества окажет воздействие на статистическую закономерность. В этом смысле она является своего рода лакмусовой бумажкой на постоянство факторов.

Статистическая закономерность обусловливает малую вероятность больших отклонений фактических частот вариантов признака от теоретических. Например, в магазинах имеется ассортимент, соответствующий среднему спросу с резервным запасом, обеспечивающим возможные колебания спроса в нормальных условиях. Удельный вес резервного запаса товаров уменьшается с ростом числа покупателей. Статистическая закономерность с определенной вероятностью обусловливает устойчивость средних величин при сохранении постоянного комплекса условий, порождающих данное явление.

Официальная статистическая методология, утверждаемая Федеральной службой государственной статистики, является обязательной для федеральных органов исполнительной государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, юридических лиц, их филиалов и представительств граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, при проведении государственных наблюдений.

Для устранения информационной разобщенности органов федеральной исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, обеспечения единства методологии и принципов формирования статистической информации, создания на федеральном уровне единого информационно-статистического пространства в составе федеральной программы статистических работ выделен специальный раздел, содержащий статистические работы, выполняемые федеральными органами исполнительной власти по вопросам, отнесенным к их ведению.

 

Задачи социально-экономической статистики определяются социально-экономическими потребностями общества. Социально-экономическая статистика решает широкий круг задач. Прежде всего, это всестороннее и глубокое изучение состояния и развития экономики страны, различных социальных и экономических процессов, происходящих в ней, и их закономерностей путем сбора, обработки, анализа и обобщения данных о них.

Особое внимание должно быть уделено совершенствованию методологии анализа важнейших пропорций: между производством и потреблением, потреблением и накоплением, между производством средств производства и производством предметов потребления, между отдельными отраслями; изучению структуры экономики и технико-экономических сдвигов, научно-технического прогресса; выявлению диспропорций, которые могут возникнуть в экономике; вскрытию и более полному использованию всех возможностей рыночной экономики. Большое значение имеет также оценка состояния экономики и уровня жизни населения.

На современном этапе, когда все более ограниченными становятся экстенсивные факторы развития экономики, исключительную важность приобретает задача социально-экономической статистики по анализу эффективности экономики в новых условиях.

В настоящее время статистика представляет собой важнейший элемент информационной инфраструктуры общества. Она служит удовлетворению потребности в информации всех пользователей  как органов государственной власти, так и агентов новых рыночных отношений. Статистические данные нужны предпринимателям, научной общественности, средствам массовой информации, населению.

Главной функцией органов государственной статистики является количественное и качественное описание важнейших социально-экономических процессов, происходящих в стране. Это достигается с помощью системы статистических показателей, рассчитываемых на основе информации, собираемой посредством проведения статистических обследований. Адекватность описания происходящих процессов во многом зависит от используемых методов сбора и обработки первичных данных.

В России в соответствии с Основополагающими принципами официальной статистики, принятыми Статистической комиссией ООН в 1994 г., были предприняты специальные меры, гарантирующие конфиденциальность собираемой статистической информации. На бланках форм федерального государственного статистического наблюдения была введена соответствующая запись, способствующая получению от предприятия более качественной и объективной информации.

Переход к принципу получения статистической информации от предприятий предполагает, прежде всего, ведение Единого государственного регистра предприятий и организаций (ЕГРПО). В регистре по каждому хозяйствующему субъекту имеются сведения о его юридическом и фактическом нахождении, отраслевой принадлежности, основных экономических характеристиках (объеме продукции, стоимости основных средств, численности работающих и др.). На базе ЕГРПО создаются и ведутся субрегистры малых предприятий, строительных организаций, организаций розничной и оптовой торговли и др.

Субрегистры являются источником формирования генеральной совокупности объектов наблюдения, представляющей собой перечень действующих юридических лиц, их представительств и филиалов. Создание генеральной совокупности позволяет обеспечить методологическую основу для перехода к интегрированному принципу сбора информации и проведению статистического анализа по сопоставимому кругу объектов.

В субрегистры постоянно вносятся изменения: исключаются ликвидированные единицы, уточняются данные о реорганизуемых предприятиях, отмечаются все происшедшие в них изменения, добавляются вновь созданные предприятия. Следует отметить, что в каждом регистре имеется значительное количество недействующих предприятий, для их выявления и уточнения их положения используются бухгалтерская отчетность, данные налоговых органов, МВД России и др.

Ведение субрегистров позволит обеспечить полноту и достоверность совокупности объектов статистического наблюдения. ЕГРПО и субрегистры используются для формирования выборочных совокупностей в выборочных наблюдениях, в то же время сами регистры служат источником статистических данных.

Изменение функций многих федеральных органов исполнительной власти и отказ от административных методов управления хозяйствующими субъектами привели к необходимости обеспечения сбора и обработки статистической информации по ряду секторов экономики (транспорту, связи, жилищно-коммунальному хозяйству, торговле, отдельным отраслям социальной сферы) через органы государственной статистики, а не по линии соответствующих министерств и ведомств, как это было ранее. Появилась явная тенденция к централизации формирования статистической отчетности в системе статистики и к освобождению от этих функций других ведомств.

В целях актуализации и совершенствования системы показателей, характеризующих социально-экономические и демографические процессы в обществе, с учетом требований построения системы национальных счетов, а также потребностей федеральных органов государственной власти и других пользователей Федеральная служба государственной статистики (ранее  Госкомстат России) регулярно пересматривает действующие формы федерального государственного статистического наблюдения, централизованные в органах государственной статистики.

Основными принципами формирования статистической информационной базы при утверждении форм федерального государственного статистического наблюдения являются унификация и упрощение форм и состава их показателей, устранение фактов дублирования информации, снижение нагрузки на отчитывающиеся организации и бюджет.

Унифицированные формы статистического наблюдения включают в себя формы № 1-предприятие «Основные сведения о деятельности предприятия», № П-1 «Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг», № П-2 «Сведения об инвестициях», № П-3 «Сведения о финансовом состоянии организации», № П-4 «Сведения о численности, заработной плате и движении работников».

Субъекты малого предпринимательства заполняют форму № ПМ.

Единый государственный регистр предприятий и организаций  государственная информационная система, состоящая из организационно упорядоченной совокупности документов и информационных технологий, обеспечивающих учет и идентификацию хозяйствующих субъектов, проходящих государственную регистрацию на территории Российской Федерации.

База данных Генеральной совокупности (БД ГС)  информационная система, созданная на основе ЕГРПО, банка данных «Бухгалтерская отчетность организаций» и данных статистического наблюдения, построенная на основе единых методологических, программно-технологических и технических решений по всем уровням органов государственной статистики.

Генеральная совокупность объектов статистического наблюдения (ГС)  перечень юридических лиц, их филиалов, представительств, других объектов статистического наблюдения, осуществляющих деятельность на территории Российской Федерации, характеризующийся установленным набором индивидуальных признаков, необходимых для организации конкретных статистических наблюдений.

В генеральной совокупности предусмотрена идентификация основного вида деятельности кодами по ОКДП. Заполнение этого реквизита будет корректироваться по мере внедрения ОКДП в соответствии с дополнительными методическими материалами. Данные о наличии лицензий на право занятия отдельными видами деятельности, включая код деятельности, будут включаться в ГС после соответствующей доработки методологии и программно-технологических средств взаимодействия ЕГРПО с реестрами юридических и физических лиц  лицензиатов (эти реестры ведут органы, специально уполномоченные на лицензионную деятельность).