Методические рекомендации по организации изучения дисциплины
Изучение дисциплины «Риторика» осуществляется в форме учебных занятий под руководством профессорско-преподавательского состава кафедры и самостоятельной подготовки обучающихся. Основными видами учебных занятий по изучению данной дисциплины являются лекции, семинарские занятия, консультации преподавателя.
При проведении учебных занятий используются элементы классических и современных педагогических технологий, в том числе проблемного и проблемно-деятельностного обучения.
Предусматриваются следующие формы работы обучающихся:
– составление различных видов вступлений, заключений;
– составление рассуждений-подтверждений и рассуждений-опровержений;
– составление текста на заданную тему;
– публичное выступление;
– проведение деловых игр.
Помимо устного изложения материала, в процессе проведения занятий предполагается использовать визуальную поддержку в виде мультимедийных презентаций. Они могут отражать основные тезисы, понятия, схемы, иллюстрации, выдержки из учебных, документальных и художественных фильмов по теме занятий.
Контроль знаний обучающихся проводится в форме текущей и промежуточной аттестации.
Контроль текущей успеваемости обучающихся — текущая аттестация – проводится в ходе изучения дисциплины с целью определения уровня усвоения обучающимися знаний; сформированности у них умений и навыков; своевременного выявления преподавателем недостатков в подготовке обучающихся ипринятия необходимых мер по их корректировке; совершенствования методики обучения; организации учебной работы и оказания обучающимся индивидуальной помощи.
К контролю текущей успеваемости относится проверка знаний, умений и навыков обучающихся:
– на занятиях;
– по результатам выполнения обучающимися индивидуальных заданий;
– по результатам отчета обучающихся по имеющимся задолженностям в ходе индивидуальной консультации преподавателя, проводимой в часы самоподготовки.
Контроль за выполнением обучающимися каждого вида работ может осуществляться поэтапно и служит основанием для аттестации по дисциплине. Промежуточная аттестация обучающихся проводится с целью выявления соответствия уровня теоретических знаний, практических умений и навыков обучающихся соответствующим требованиям ФГОС ВПО по специальности в форме зачета (заочная форма обучения) и экзамена после завершения изучения дисциплины в объеме рабочей учебной программы. Форма проведения экзамена определяется кафедрой (устная – по билетам или в форме собеседования (по вопросам); письменная работа, тестирование и др.). Оценка по результатам экзамена имеет дифференцированный характер.
Специфика дисциплины. Семинарские занятия предусматривают:
– риторический анализ художественных и профессиональных дискурсивных текстов, речей политических и судебных ораторов;
– работу над техникой ведения речи (речевые упражнения);
– импровизационные выступления;
– риторические игры (ведение бесед и споров);
– изучение правил речевого этикета.
Приложение 1