Объем дисциплины и виды учебной работы
Специальность 030901.65 Правовое обеспечение национальной безопасности,
форма обучения очная
Вид учебной работы | Всего часов/ зачетных единиц | семестр |
Аудиторные занятия (всего) | ||
Лекции (Л) | ||
Семинары (С) | ||
Самостоятельная работа (всего) | ||
Самостоятельная работа, обеспечивающая подготовку к аудиторным занятиям | ||
Подготовка к семинарским занятиям | ||
Другие виды самостоятельной работы | ||
Экзамен | ||
Общая трудоемкость часы зачетные единицы |
Специальность 030901.65 Правовое обеспечение национальной безопасности,
форма обучения заочная
Вид учебной работы | Всего часов/ зачетных единиц | семестр |
Аудиторные занятия (всего) | ||
Лекции (Л) | ||
Семинары (С) | ||
Самостоятельная работа (всего) | ||
Самостоятельная работа, обеспечивающая подготовку к аудиторным занятиям | ||
Подготовка к семинарским занятиям | ||
Другие виды самостоятельной работы | ||
Самостоятельное изучение тем | ||
Зачет | ||
Общая трудоемкость часы зачетные единицы |
Содержание дисциплины
Содержание тем дисциплины
Тема 1. Предмет, основные понятия и задачи риторики.
История риторики
Предмет современной общей риторики. Основные понятия, описывающие речевое поведение: речевое событие, речевая ситуация, речевой акт.
Становление ораторского искусства и риторики в Древней Греции. Риторика в Древнем Риме. Модели риторического идеала античности. Риторика в Средние века и эпоху Возрождения. Становление русского красноречия. Особенности древнерусского риторического идеала. Русская риторика в XVIII–XIX вв. Судебное красноречие. Возрождение риторики в России и мире во второй половине XX в. Проблема современного риторического идеала.
Тема 2. Законы современной риторики.
Условия эффективной речевой коммуникации
Основные законы современной общей риторики.Организационные принципы речевой коммуникации: принцип кооперации, принцип вежливости. Психологические принципы: принцип равной безопасности, принцип адекватности. Условия эффективного слушания. Приёмы правильного слушания.
Сообщение и метасообщение. Палитра средств речевого воздействия. Вербальные и невербальные компоненты потока речевого поведения. Мимика. Жесты. Виды жестов: ритмические, эмоциональные, указательные, изобразительные, символические и подражательные. Национальный характер жестов. Жесты и характер человека. Эмоционально-экспрессивная оценка – принадлежность слова. Стилистически окрашенные слова.