Требования к результатам освоения дисциплины
МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОМСКАЯ АКАДЕМИЯ
ОДОБРЕНА | УТВЕРЖДАЮ | |
Ученым советом Омской академии МВД России Протокол № 3 27 ноября 2012 г. | Начальник Омской академии МВД России генерал-майор полиции Б. Б. Булатов «___» _____________ 201_ г. |
РИТОРИКА
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
по специальности 030901.65 Правовое обеспечение
национальной безопасности
Омск 2012
Рецензенты:
Г. Ч. Синченко – доктор философских наук, профессор;
С. Ф. Денисов – доктор философских наук, профессор
(Омский государственный педагогический университет)
Риторика: рабочая учебная программа дисциплины по специальности 030901.65 Правовое обеспечение национальной безопасности. – Омск: Омская академия МВД России, 2012. – 12 с.
Составитель:
Д. В. Попов – кандидат философских наук, доцент
© Омская академия МВД России, 2012
Цель и задачи дисциплины
Цель дисциплины:
– формирование и развитие коммуникативной компетенции специалиста – квалифицированного участника общения в сфере права, науки, технологий.
Задачи дисциплины:
– дать общее представление о профессиональных коммуникациях юриста и о речи как инструменте эффективного общения;
– формировать способность к оптимальному выбору языковых средств, необходимых для построения речи в соответствии с коммуникативной ситуацией и целью коммуникации;
– раскрыть основы ораторского искусства, повысить речевую ответственность обучающихся;
– формировать навыки спора и делового общения.
Место дисциплины в структуре ООП
Дисциплина относится к гуманитарному, социальному и экономическому циклу (С1), является дисциплиной базовой части С1 гуманитарного, социального и экономического цикла (С1.Б.10).
Знания, умения и компетенции, необходимые для начала изучения дисциплины, должны быть сформированы на предшествующем этапе обучения (среднее полное общее образование).
Требования к результатам освоения дисциплины
Обучающийся должен обладать следующими компетенциями:
– способностью уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социально-культурные различия (ОК-3);
– способностью ориентироваться в политических, социальных и экономических процессах, использовать знания и методы гуманитарных, экономических и социальных наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-4);
– способностью к толерантному поведению, социальному и профессиональному взаимодействию с учетом этнокультурных и конфессиональных различий, к работе в коллективе, кооперации с коллегами, предупреждению и конструктивному разрешению конфликтных ситуаций в процессе профессиональной деятельности (ОК-7);
– способностью анализировать свои возможности, самосовершенствоваться, адаптироваться к меняющимся условиям профессиональной деятельности и изменяющимся социокультурным условиям, приобретать новые знания и умения, повышать свой интеллектуальный и общекультурный уровень, развивать социальные и профессиональные компетенции, изменять вид и характер своей профессиональной деятельности (ОК-11);
– способностью осуществлять устную коммуникацию на русском языке, логически верно, аргументированно и ясно строить речь, публично представлять результаты исследований, вести полемику и дискуссии (ОК-14);
– способностью организовать работу малого коллектива исполнителей, планировать и организовывать служебную деятельность исполнителей, осуществлять контроль и учет ее результатов (ПК-24);
– способностью обобщать и формулировать выводы по теме исследования, готовить отчёты по результатам исследования (ПК-28).
В результате изучения дисциплины обучающийся должен:
знать:
– основы ораторского искусства (ОК-4, ОК-7, ОК-14);
– профессиональные коммуникации юриста (ОК-7, ОК-14, ПК-28);
– условия эффективной речевой коммуникации (ОК-7, ОК-14);
– традиции русского красноречия (ОК-3, ОК-4);
– вербальные и невербальные средства коммуникации (ОК-3, ОК-4, ОК-11);
– требования, предъявляемые к речи юриста (ОК-4, ОК-7, ОК-11, ОК-14);
– основы полемического мастерства (ОК-4, ОК-11, ОК-14);
– виды делового общения, методику его организации и проведения (ОК-7, ОК-14, ПК- 24, ПК-28);
– особенности построения речей разных типов (повествование, описание, рассуждение) (ОК-3, ОК-11, ОК-14);
уметь:
– грамотно использовать в необходимом объеме лексику современного русского литературного языка (ОК-14);
– оптимально использовать вербальные и невербальные средства выразительности речи (ОК-14, ПК-28);
– составлять тексты, готовить публичные выступления (ОК-3, ОК-7,ОК-14, ПК-28);
– правильно употреблять юридическую лексику в деловой речи (ОК-11, ПК-24, ПК-28);
– применять понятия с четко определенным содержанием; устанавливать логическое и предметное значение суждений; оценивать логические свойства вопросов и правильно строить ответы; вести диалог и дискуссию (ОК-11, ОК-14);
– пользоваться справочной литературой с целью получения нужной языковой информации (ОК-11, ОК-14);
владеть:
– основными нормами произношения и ударения современного русского языка (ОК-3, ОК-4);
– основами ораторского искусства (ОК-7, ОК-11, ОК-14);
– основами полемического мастерства (ОК-7, ОК-14);
– навыками проблемного мышления, использования приемов логичного построения речи и выбора доводов, распознания логических ошибок в материалах судебно-следственной, оперативно-служебной и других видов деятельности (ОК-11, ОК-14);
– навыками поведения в коллективе и общения с гражданами в соответствии с нормами служебного и общего этикета (ОК-3, ОК-7, ОК-11).