МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТОВ
Учебная программа предусматривает самостоятельную внеаудиторную работу студентов. Она включает:
подготовку к семинарским занятиям путем изучения материалов лекций и рекомендованной кафедрой литературы по дисциплине;
проведение студентом самоконтроля усвоения тем предметов путем ответов на контрольные вопросы, содержащиеся в учебной литературе;
научную работу студента под руководством преподавателя в процессе подготовки докладов, рефератов, научных статей, выступлений на конференциях и в кружках.
Требования, предъявляемые к основным видам самостоятельной работы:
Эссе- научное сочинение небольшого объёма. Эссе выражает индивидуальные впечатления и соображения автора по конкретному поводу или предмету. Качество эссе зависит от трех взаимосвязанных составляющих, таких, как: 1) исходный материал, который вы собираетесь использовать (конспекты прочитанной литературы, лекций, записи результатов дискуссий, ваши собственные соображения и накопленный опыт по данной проблеме); 2) качество обработки имеющегося исходного материала (его организация, аргументация и доводы); 3) аргументация (насколько точно она соотносится с поднятыми в Вашем эссе проблемами).
Объем эссе – 5–6 страниц напечатанного текста.
Реферат–краткий обзор одной или нескольких книг, научных статей по определенной теме.
При написании реферата студент должен показать навыки самостоятельной работы с научной литературой, умение отобрать нужный материал, обобщить и изложить его в краткой форме, оформить. Объем реферата – от 5 до 15 страниц напечатанного на компьютере текста.
ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
Формой итоговой аттестации по изучению дисциплины «Риторика» является зачет.
Вопросы для подготовки к зачету/экзамену
1. Проблема дефиниции понятия "риторика". Предмет риторики и ее разделы. Место риторики в современном гуманитарном образовании.
2. Основные этапы становления и развития риторики. Античная риторика.
3. Становление и развитие отечественной риторики.
4. Охарактеризуйте современное состояние риторики как науки в соответствии с прочитанной вами литературой в этой области.
5. Современные школы риторики: представители, краткая характеристика.
6. Общая и частные риторики. Риторика теоретическая и прикладная.
7. Принципы и правила эффективного общения: проблема определения и соотношения понятий; правила Аристотеля, постулаты Х. Грайса, Р. Лакофф и др. Понятие риторической этики.
8. Риторика и лингвистическая прагматика: преемственность наук, основные понятия (речевое событие, речевая ситуация, речевая стратегия и др.). Выбор стратегий и тактик в профессиональных ситуациях общения.
9. Критерии эффективности речевого общения. Коммуникативные неудачи и их причины. Барьеры в речевом общении.
10. Классический риторический канон. Инвенция.
11. Диспозиция как учение о композиционном построении речи. Методы изложения материала.
12. Элокуция и ее разделы. Понятие риторического приема. Конвергенция (взаимодействие) риторических приемов.
13. Проблема классификации риторических приемов.
14. Троп и его разновидности. Дискуссионные вопросы в современной теории тропов.
15. Аргументация и доказательство (соотношение понятий). Структура и виды доказательств. Логические требования к аргументации и их нарушения.
16. Рациональная и иррациональная аргументация. Техника аргументации.
17. Запоминание речи. Виды памяти. Законы запоминания. Работа над улучшением памяти.
18. Особенности и техника звучащей речи. Искусство произнесения речи: способы установления и поддержания контакта с аудиторией, прямое и косвенное общение. Импровизация и экспромт.
19. Типы аудитории и типы ораторов: краткая характеристика классификаций.
20. Образ ритора как система свойств личности. Основные требования к поведению говорящего.
21. Этапы подготовки к устному публичному выступлению.
22. Роды и виды красноречия (их краткая характеристика).
23. Риторический портрет одного из выдающихся ораторов (по выбору).
24. Деловая беседа: понятие, функции, разновидности. Этапы проведения деловой беседы, их характеристика.
25. Светская беседа: понятие, функции, этапы проведения и их характеристика.
26. Спор и его разновидности. Психологические принципы и стратегии ведения спора. Общие требования, предъявляемые к спору.
27. Некорректные приемы ведения спора и техника их нейтрализации.
28. Риторический идеал: понятие, типы, компоненты. Особенности русского риторического идеала.
29. Понятие речевого манипулирования. Стратегии и тактики защиты от манипулятивного воздействия.
30. Поведение в конфликтных ситуациях.