МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТОВ

Учебная программа предусматривает самостоятельную внеаудиторную работу студентов. Она включает:

подготовку к семинарским занятиям путем изучения материалов лекций и рекомендованной кафедрой литературы по дисциплине;

проведение студентом самоконтроля усвоения тем предметов путем ответов на контрольные вопросы, содержащиеся в учебной литературе;

научную работу студента под руководством преподавателя в процессе подготовки докладов, рефератов, научных статей, выступлений на конференциях и в кружках.

Требования, предъявляемые к основным видам самостоятельной работы:

Эссе- научное сочинение небольшого объёма. Эссе выражает индивидуальные впечатления и соображения автора по конкретному поводу или предмету. Качество эссе зависит от трех взаимосвязанных составляющих, таких, как: 1) исходный материал, который вы собираетесь использовать (конспекты прочитанной литературы, лекций, записи результатов дискуссий, ваши собственные соображения и накопленный опыт по данной проблеме); 2) качество обработки имеющегося исходного материала (его организация, аргументация и доводы); 3) аргументация (насколько точно она соотносится с поднятыми в Вашем эссе проблемами).

Объем эссе – 5–6 страниц напечатанного текста.

Рефераткраткий обзор одной или нескольких книг, научных статей по определенной теме.

При написании реферата студент должен показать навыки самостоятельной работы с научной литературой, умение отобрать нужный материал, обобщить и изложить его в краткой форме, оформить. Объем реферата – от 5 до 15 страниц напечатанного на компьютере текста.

ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

 

Формой итоговой аттестации по изучению дисциплины «Риторика» является зачет.

Вопросы для подготовки к зачету/экзамену

1. Проблема дефиниции понятия "риторика". Предмет риторики и ее разделы. Место риторики в современном гуманитарном образовании.

2. Основные этапы становления и развития риторики. Античная риторика.

3. Становление и развитие отечественной риторики.

4. Охарактеризуйте современное состояние риторики как науки в соответствии с прочитанной вами литературой в этой области.

5. Современные школы риторики: представители, краткая характеристика.

6. Общая и частные риторики. Риторика теоретическая и прикладная.

7. Принципы и правила эффективного общения: проблема определения и соотношения понятий; правила Аристотеля, постулаты Х. Грайса, Р. Лакофф и др. Понятие риторической этики.

8. Риторика и лингвистическая прагматика: преемственность наук, основные понятия (речевое событие, речевая ситуация, речевая стратегия и др.). Выбор стратегий и тактик в профессиональных ситуациях общения.

9. Критерии эффективности речевого общения. Коммуникативные неудачи и их причины. Барьеры в речевом общении.

10. Классический риторический канон. Инвенция.

11. Диспозиция как учение о композиционном построении речи. Методы изложения материала.

12. Элокуция и ее разделы. Понятие риторического приема. Конвергенция (взаимодействие) риторических приемов.

13. Проблема классификации риторических приемов.

14. Троп и его разновидности. Дискуссионные вопросы в современной теории тропов.

15. Аргументация и доказательство (соотношение понятий). Структура и виды доказательств. Логические требования к аргументации и их нарушения.

16. Рациональная и иррациональная аргументация. Техника аргументации.

17. Запоминание речи. Виды памяти. Законы запоминания. Работа над улучшением памяти.

18. Особенности и техника звучащей речи. Искусство произнесения речи: способы установления и поддержания контакта с аудиторией, прямое и косвенное общение. Импровизация и экспромт.

19. Типы аудитории и типы ораторов: краткая характеристика классификаций.

20. Образ ритора как система свойств личности. Основные требования к поведению говорящего.

21. Этапы подготовки к устному публичному выступлению.

22. Роды и виды красноречия (их краткая характеристика).

23. Риторический портрет одного из выдающихся ораторов (по выбору).

24. Деловая беседа: понятие, функции, разновидности. Этапы проведения деловой беседы, их характеристика.

25. Светская беседа: понятие, функции, этапы проведения и их характеристика.

26. Спор и его разновидности. Психологические принципы и стратегии ведения спора. Общие требования, предъявляемые к спору.

27. Некорректные приемы ведения спора и техника их нейтрализации.

28. Риторический идеал: понятие, типы, компоненты. Особенности русского риторического идеала.

29. Понятие речевого манипулирования. Стратегии и тактики защиты от манипулятивного воздействия.

30. Поведение в конфликтных ситуациях.