Организация питания школьников с разным режимом обучения

Основные принципы, которые следует соблюдать при организации рационального питания школьников, заключаются в следующем:

1) соответствие энергетической ценности пищевого рациона суточным энерготратам;

2) соответствие химического состава, энергетической ценности и объема рациона возрастным потребностям и особенностям организма;

3) сбалансированность основных и незаменимых пищевых веществ в рационе при соотношении белков, жиров и углеводов 1:1:4 и правильном сочетании компонентов животного и растительного происхождения;

4) широкий ассортимент продуктов - разнообразные мясные, рыбные, молочные, хлебные, крупяные продукты, овощи и фрукты, необходимые для обеспечения полноценного химического состава рациона;

5) замена недостающих продуктов рациона производится лишь в исключительных случаях и только равноценными продуктами, особенно по количеству белка и жира;

6) правильная кулинарно-технологическая обработка продуктов с целью сохранения биологической и пищевой ценности, органолептических свойств приготовляемых блюд и высокой усвояемости пищевых веществ;

7) строгое соблюдение режима питания, предусматривающего
4 - 5-разовый прием пищи, сохранение интервалов между ними 3 - 3,5 ч, но не более 4 - 4,5 ч.

Режим питания в школе, количественное и качественное распределение пищи имеют некоторые различия в зависимости от характера учебного процесса и расписания занятий. Умственное напряжение и большая физическая подвижность учащихся во время занятий в общеобразовательной школе сопровождаются расходом энергии, в среднем это составляет
2512 кДж (600 ккал). Исходя из этого, завтрак для детей младшего возраста должен содержать не менее 2093 кДж (500 ккал), старшего школьного возраста – 2931 кДж (700 ккал), что составляет 20 % от общей суточной энергетической ценности рациона. Завтрак должен быть сбалансирован по основным пищевым веществам и энергии, сохраняя соотношение белков, жиров, углеводов 1:1:4. Второй прием пищи в виде горячего или холодного молочно-фруктового блюда организуют в школе во время большой перемены в 10.30 - 11 ч. Учащиеся, получающие второй завтрак, меньше утомляются и надолго сохраняют бодрость и работоспособность.

Для того, чтобы школьное питание обеспечивало потребность растущего организма, необходим определенный ассортимент продуктов и соответствующие меню-раскладки с горячим завтраком. Если школьная столовая располагает достаточным количеством помещений, пищу готовят на месте из сырых продуктов или полуфабрикатов. Эта форма организации горячего питания является наиболее благоприятной для сохранения биологической ценности пищи. Меню горячего завтрака включает мясное или рыбное блюдо с гарниром из различных овощей, творожное, яичное или крупяное блюдо, фрукты, сок или витаминизированный напиток шиповника, кофе с молоком, чай с булочкой или кусочком хлеба.

Там, где нет условий для правильного подогрева и хранения горячих завтраков, необходимо рекомендовать молочно-фруктовые холодные завтраки. В их состав может входить большой ассортимент молочных и кисломолочных продуктов: молоко, кефир, простокваша, ацидофилин или ряженка и др.; хлебобулочных и кондитерских изделий: булочки, ватрушки, пирожки, слойки; фрукты: яблоки, апельсины, мандарины и т.д., а также соки. К этому завтраку полезно добавить детские творожные и плавленые сырки в 50-граммовой расфасовке.

Основные принципы, которые следует соблюдать при организации рационального питания учащихся в школах с группами продленного дня, остаются в основном теми же, что и для учащихся обычных общеобразовательных школ. Увеличивается лишь количество приемов пищи в школе. В группах продленного дня школьники должны быть обеспечены 3-разовым питанием (горячий завтрак, обед, полдник), составляющим 65 - 70 % от суточной потребности в пищевых веществах и энергии. При этом школьный завтрак должен составлять 20 %, обед – 35 % и полдник - 10 - 15 % от суточной энергетической ценности рациона.

Завтрак в школе должен состоять из двух блюд: горячего блюда (мясного, творожного или яичного) и питья (кофе, чай, простокваша), дополненного бутербродом с сыром, маслом, джемом или сдобной булочкой с творогом. Обед желательно составить из 4 блюд: закуска – салат из овощей, винегрет, сельдь с луком, яйцо с зеленым горошком и т.д.; 1-е блюдо – щи, борщ, суп овощной или крупяной и т.д. с кусочком ржаного или пшеничного хлеба; 2-е блюдо мясное или рыбное с овощным или крупяным гарниром; 3-е блюдо – компот, соки, фрукты и т.д. В полдник следует давать молоко с кусочком хлеба.

Данный суточный рацион может быть положен в основу питания учащихся в течение всего дня. Для приготовления домашнего завтрака и ужина в первую очередь следует использовать: молоко, творог, сыр, яйца, мясные, рыбные изделия, фрукты, овощи, свежую зелень, богатые полноценными белками, кальцием, витаминами.

Утром до занятий в школе следует давать завтрак, состоящий из молочного, творожного или яичного блюда, чая с молоком или кофе с молоком и бутерброда с маслом, колбасой, сыром. Утренний завтрак дома должен составлять 15 % от суточной энергетической ценности рациона.

Легкий домашний ужин следует давать за 1,5 - 2 ч до сна, так как еда перед сном нарушает ночной отдых. Можно предложить овощной салат, рыбное, яичное, творожное или крупяное блюдо, чай, молоко или кефир. Ужин составляет не более 20 % от суточной энергетической ценности рациона.

Большое значение для формирования растущего организма и профилактики хронических заболеваний органов пищеварительной системы имеет строгое соблюдение режима питания. Прием пищи как в школе, так и дома должен проводиться в одно и то же время с интервалами не менее 3 - 3,5 ч и не более 4 - 4,5 ч. Исходя из этого, рекомендуется следующий режим питания: домашний завтрак в 7.00 - 7.30, 2-й горячий завтрак в школе на 2-й или З-й перемене, обед в 13.00 - 14.00 после занятий, полдник – в 16 - 17 ч, ужин – 19 - 20 ч.

Важное значение имеет организация щадящего питания в школе и дома для детей, больных хроническими заболеваниями печени и желчевыводящих путей (хронический гепатит, дискинезии желчных путей); перенесших болезнь Боткина (фаза реконвалесценции), болезни почек (гломерулонефрит, пиелонефрит), заболевания пищеварительного тракта (гастрит с повышенной и пониженной кислотностью, язвенная болезнь желудка, двенадцатиперстной кишки).

Питание школьников с нарушениями функций органов пищеварительной системы должно соответствовать лечебным диетам по профилю заболевания и направлено на ликвидацию остаточных воспалительных явлений в поврежденных органах. В рацион могут входить: молочные, яичные блюда, каши из различных круп, блюда из отварных, тушеных и пюрированных овощей, творожные, крупяные, овощные запеканки, широкий ассортимент мясных блюд: котлеты, тефтели, суфле, рулеты, зразы, бефстроганов, отварное мясо, рыба, куры. Исключаются: свиное, говяжье, баранье сало, маргарин, жирные сорта мяса и рыбы, птица, субпродукты, копчености, сдобное тесто, торты, пельмени, блины, какао, шоколад, мороженое, острые приправы. Режим питания предусматривает 5-разовое питание.

 

Вопросы для самоподготовки:

1. Какие физиологические особенности пищеварения у детей Вы знаете?

2. Перечислите принципы построения рациона питания школьников.

3. Приведите примеры организации питания школьников с различным режимом обучения.

4. Каковы потребности детей в белках, жирах, углеводах?

5. Как изменяются нормы потребления витаминов и минеральных веществ в процессе взросления ребенка?