Тема 3.3. Словесное оформление мысли (элокуция)

Риторический прием как мотивированное отклонение от нормы в ее широком (философском) понимании. Проблема классификации риторических приемов.
Понятие стилистического приема как мотивированного отклонения от языковой и/или речевой нормы. Проблема разграничения тропов и фигур. Тропеические стилистические приемы: лексические (сравнение, метафора, метонимия, их разновидности и употребление в речи) и грамматические (аллеотеты). Нетропеические стилистические приемы: фигуральные (фигуры) и нефигуральные. Стилистическая фигура как синтагматически формализованный стилистический прием, основанный на прагматически мотивированном отклонении от языковой или речевой нормы. Проблема классификации тропов и риторических фигур. Нефигуральные нетропеические стилистические приемы.
Конвергенция (взаимодействие) риторических приемов.
Удачное и неудачное использование риторических приемов в речи.
Проблема системности элокутивных понятий и терминов.
Тема 3.4. Запоминание и произнесение речи

Память как процесс запоминания, сохранения, воспоминания (узнавания) и воспроизведения информации. Типы памяти: произвольная и непроизвольная; оперативная, краткосрочная и долгосрочная. Законы памяти: общие (закон значимости информации, закон деятельности) и частные (закон осмысления, закон интереса, закон объема знания, закон установки и др.). Способы запоминания: рациональный, механический и мнемотехнический. Особенности мнемотехнического способа запоминания.
Необходимость написания речи. Степень целесообразности опоры на письменный текст при произнесении речи. "Освоение текста" (осмысление его проблемы, система обозначений и выделений, пересказ текста своими словами и т.п.).
^ Общие рекомендации по подготовке к выступлению (готовиться не накануне, а за несколько дней; во время репетиции представлять ситуацию будущей речи; речь репетировать не по "кускам", а как целое и др.).
Способы преодоления "актерской (ораторской) лихорадки". Приемы борьбы со стрессом. Звучащая речь и ее особенности. Речевой аппарат. Дыхание и его тренировка. Средства выразительной устной речи: "технические" (дыхание, голос, дикция, соблюдение/нарушение орфоэпических норм); интонационные (громкость, паузы, темп, ритм, мелодика (высота голоса), эмоциональный тон, тембр).