Ассоциация туроператоров России (АТОР).
18 января 2007 в Москве крупнейшими туроператорами было принято решение создать Ассоциацию Туроператоров – общественную организацию, включающую в себя компании- туроператоры, для которых развитие туристического рынка и заинтересованность в общих стандартах для отрасли являются основополагающими принципами работы. На данный момент в АТОР входит уже более 55 крупнейших компаний-туроператоров из различных регионов России, объединяющих порядка 70% всего туристического потока страны. Все члены АТОР внесены в Единый Федеральный реестр туроператоров России и имеют страховую гарантию.
Целями создания Ассоциации являются:
- Повышение конкурентоспособности предпринимательской и иной экономической деятельности российских туроператоров на внутреннем и международном рынках, а также их социальной ответственности перед гражданами, обществом и государством;
- Содействие развитию в Российской Федерации ответственного, устойчивого и всеобще доступного туризма как условия достойной жизни и свободного развития человека в социальном государстве, решающего фактора качества жизни граждан, а также привилегированного средства их индивидуального и коллективного совершенствования;
- Содействие реализации и защите прав и законных интересов юридических лиц, граждан Российской Федерации в области туризма, санаторно-курортной сферы и иных отраслях жизнедеятельности, связанных с туризмом;
- Содействие проведению фундаментальных и прикладных научных (научно-технических) исследований в сфере туристской деятельности, экспериментальных разработок, практическому внедрению научных и научно-технических результатов.
Предметом деятельности Ассоциации является:
- Содействие предпринимательской и иной экономической деятельности членов Ассоциации и ее координация;
- Развитие саморегулирования и конкуренции в туристской деятельности;
- Содействие урегулированию споров, возникающих между субъектами туристской индустрии, а также между субъектами туристской индустрии и гражданами;
- Содействие соблюдению законности и обеспечению правопорядка в сфере туристской деятельности;
- Поддержка интеграции туристской индустрии Российской Федерации в мировую экономику, защита интересов российских предпринимателей и граждан на международном рынке;
- Развитие человеческих ресурсов, повышение престижа трудовой и иной профессиональной деятельности в туристской индустрии;
- Повышение информированности граждан и их объединений, органов государственной власти и местного самоуправления о значении туризма в современном обществе, его индивидуальной и социальной ценности;
- Формирование представления о Российской Федерации как о стране, благоприятной для развития туризма;
- Содействие обеспечению безопасности туризма, либерализации туризма и упрощению туристских формальностей;
- Развитие информационных технологий и других видов инновационной туристской деятельности.
- Предоставление туристических информационных услуг;
- Издание журналов и периодических публикаций;
- Консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления;
- Исследование конъюнктуры рынка;
- Прочие виды издательской деятельности;
- Осуществление иной деятельности, не противоречащей целям Ассоциации и действующему законодательству Российской Федерации [6].
Вопросы для самоконтроля:
1. Перечислите основные виды туристских организаций и их роль в унификации туристских формальностей. Назовите основные нормативно-правовые акты в сфере туризма.
2. Перечислите основные главы и статьи ФЗ «Об основах туристской деятельности в РФ».
3. Охарактеризуйте Всемирную туристскую организацию (UNWTO).
4. Проведите сравнительный анализ двух международных неправительственных организаций специализированного характера - ICAO и IATA.
5. Охарактеризуйте одну из Международных профсоюзных и молодежных организаций - ISTC.
6. Проведите сравнительный анализ двух национальных организаций РФ по туризму – РСТ и АТОР.
Тема 3. Паспортные формальности.
Лекция 1. Паспортные формальности.
3.1. История возникновения и развития паспортной системы.
3.2. Особенности и характеристика основных понятий современной российской паспортно-визовой системы.
3.3. Порядок оформления и выдачи заграничных паспортов гражданам Российской Федерации.
3.4. Основные проблемы, затрудняющие интеграцию российской паспортно-визовой системы в мировую.
3.5. Порядок действий при утере загранпаспорта за границей.
3.1. История возникновения и развития паспортной системы.
Паспортная система зародилась еще в XV в., а первенство в ее изобретении принадлежит Германии. Нужно было каким-то образом отделить честных путешественников, торговцев и ремесленников от огромного числа бродяг, разбойников и нищих, скитавшихся по Европе. С этой целью были введены особые документы, удостоверяющие личность. Позднее такие документы стали называться паспортами.
Слово«паспорт»происходит от французского“pasesport”,означавшего«разрешение на проезд через порт».
Постепенно значение паспорта возрастало. В XVII в. в ряде стран Европы вводятся особые паспорта для ремесленных учеников, появляются специальные паспорта для людей из стран, где свирепствовала чума. Эти паспорта так и называли «чумные».
Роль паспорта как средства «легчайшего нахождения лиц, опасных для государства» становится незаменимой и в революционные периоды. Например, изобретение, столь необходимое для абсолютистской монархии, с удовольствием стала использовать революционная Франция конца XVIII в. И это несмотря на то, что слово «свобода» стояло первым в основном лозунге революции. Тогда, оправдываясь революционной целесообразностью, пришедшие к власти деятели ввели строгий запрет «всякой отлучке… без взятия установленного паспорта». С введением и укреплением этой системы возникло понятие «полицейское государство», которое жестко контролировало граждан. Последнее, вводя институт паспорта, преследовало две цели: полицейскую – облегчение поимки преступников и контроль «за подозрительными лицами в виде охраны государственной безопасности» и фискальную – взимание определенных сборов за паспорт.
Со временем многие государства стали вводить у себя паспорта. В том, что паспортная система явилась не только благом, сколько тормозом, особенно на пути экономических связей, государства Европы смогли убедиться уже к середине XIX в. К этому времени все паспортные ограничения для передвижения были отменены в Германии, Дании, Италии и ряде других стран.
К концу XIX в. на смену паспортной системе в европейских государствах пришел так называемый легитимационный порядок, согласно которому гражданин не обязан иметь паспорт, а при необходимости его личность могла быть удостоверена другим документом. Паспорт становится обязательным документом лишь при выезде гражданина за границу.
Важное значение для понимания современных интеграционных проблем мировых паспортных систем имеет тот факт, что в большинстве развитых стран давно пришли к выводу – паспортная система в традиционном, историческом ее понимании вступает в противоречие с основными правами и свободами личности. В связи с этим возник вопрос о целесообразности паспортной системы в современном мире. Отрицательные последствия паспортной системы сказываются не только на эволюции государственного либерализма, но и на самом государстве. Ограничение свободы передвижения человека является одним из тормозов экономического прогресса: неравномерное распределение рабочей силы делает невозможным поступательное развитие промышленности.
Слабая экономика, в свою очередь, делает хрупкой основу силового государства. Это обстоятельство стало сознаваться европейским законодательством с середины XIX в., к началу ХХ в. «паспортные стеснения» в ведущих европейских странах упрощаются до минимума, а в Англии и Швейцарии и вовсе уничтожаются. Паспорт становится не обязанностью, а правом лица, «желающего удостоверить свою личность».
В практике международного права процесс подтверждения личности при отсутствии паспорта называется легитимацией. Например, в США граждане для удостоверения своей личности чаще всего пользуются водительскими правами, но могут предъявить и другие документы, например, кредитную карту, страховой полис.
В США и странах ЕС в последнее время решено ввести новую форму удостоверения личности – электронный паспорт. На вид ЭП будет похож на кредитную карточку, на которую наносятся установочные данные владельца: гражданство, фотография в виде цветной голограммы, место проживания, отпечатки пальцев, радужная оболочка глаз, теплометрия лица и пр.
Въезжающий турист помещает свой ЭП на специальный сканер, соединенный электронной связью с единой компьютерной системой, который моментально устанавливает его личность и проверяет законность визы (если она требуется для въезда в данную страну). Подобная система контроля уже опробована при входе в секретные учреждения США и в целом нашла одобрение в странах ЕС.
Существует несколько видов паспортов, признающихся в международной практике официальными документами, удостоверяющими личность:
- паспорт почетного консула выдается правительствами ряда государств (Монако, Исландия, Сан-Марино, Турция, Австрия, Мальта, некоторые страны Латинской Америки) так называемым «Друзьям своей страны», среди которых политические и общественные деятели, а также бизнесмены, оказавшие ей существенную помощь или спонсирующие крупные спортивные и иные мероприятия.
Аналогичная ситуация и с белизским паспортом. В соответствии с принятым в 1981-1985 гг. законом, государство Белиз (гос-во Британского Содружества в Центральной Африке) предлагает богатым инвесторам получить гражданство и паспорт.
- паспорт Ватикана во всех странах мира официально признается дипломатическим паспортом и выдается официальным католическим лицам в ранге не ниже кардинала.
- паспорт римского католического Ордена рыцарей Мальты выдается миссионерам и врачам, следующим к месту выполнения благотворительных акций и оказания помощи.
- камуфляжный паспорт (паспорт так называемой «исчезнувшей страны»), выданный страной, сменившей название (Британская Гайана, Британский Гондурас, Бирма, Датская Гайана, Новая Каледония, Родезия, Занзибар, Британская Вест Индия, Нидерландская Ист Индия, Цейлон, Верхняя Вольта, Новые Гебриды). Срок действия такого паспорта – 10 лет. В конце прошлого века международное сообщество относило к камуфляжным заграничные паспорта российских граждан, оформленные на бланках СССР [1].
3.2. Особенности и характеристика основных понятий современной российской паспортно-визовой системы.
Не вызывает сомнений, что российская паспортно-визовая система претерпела серьезные отношения.
На конференции по международным путешествиям и туризму (Рим, 1963) были выдвинуты универсальные и актуальные до настоящего времени рекомендации, касающиеся паспортных формальностей:
- децентрализовать паспортные службы;
- выдавать заграничные паспорта в короткие сроки;
- не требовать при выдаче ЗП никаких лишних документов (справок, свидетельств о лояльности, порядочности, нравственности и законопослушности);
- предоставлять ЗП сроком действия не менее 5 лет и на неограниченное число поездок за границу;
- взимать разумную плату за оформление ЗП;
- невозможность конфискации или задержания ЗП, который должен находиться у владельца;
- привести ЗП всех государств соответствие со стандартами ICAO для возможности проверки компьютерными системами (открытый на первых страницах паспорт кладется на сканер, где автоматически происходит считывание установочных данных туриста).
Началом очередного этапа всероссийской паспортизации населения страны с выдачей заграничных документов с российской символикой считается 21 октября 1996 г.
Выдаваемые с ноября 1996 г. новые российские ЗП по сравнению со старыми образцами имеют более высокую степень защиты, в них также указывается личный код владельца, имеется голограмма, фотокарточка ламинирована. Привычное расположение фотографии и установочных данных владельца изменено и в соответствии с мировой практикой перенесено на последние страницы [1].
Паспортная система – совокупность урегулированных правом общественных отношений, возникающих преимущественно между органами внутренних дел и гражданами в связи с выдачей гражданам паспортов (видов на жительство) и регистрационным учетом граждан по месту жительства и месту пребывания.
Главными субъектами этих правоотношений являются граждане и органы внутренних дел. Но определенное участие в них принимают:
- военкоматы,
- органы ЗАГСа,
- медицинские учреждения,
- жилищно-коммунальные организации,
- иные организации, занимающиеся регистрационным учетом граждан.
В соответствии с Законом РФ «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ» основными документами,по которым граждане РФ осуществляют выезд из РФ и въезд в РФ, являются:
- дипломатическийпаспорт(зеленого цвета),
- служебныйпаспорт (синего цвета),
- паспортморяка (удостоверение личности моряка),