Страховщик не освобождается от выплаты страхового возмещения туристу и (или) иному заказчику по ДСГО, если страховой случай наступил вследствие умысла туроператора.

Иск о возмещении реального ущерба, возникшего в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения туроператором обязательств по ДРТП, может быть предъявлен туристом туроператору либо туроператору и страховщику (гаранту) совместно.

 

Статья 17.5. Порядок выплаты страхового возмещения по ДСГО либо уплаты денежной суммы по БГ.

В случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения туроператором обязательств по ДРТП перед туристом и (или) иным заказчиком и наличия оснований для выплаты страхового возмещения по ДСГО либо уплаты денежной суммы по БГ туристи (или) иной заказчик или его законный представитель вправе в пределах суммы ФО предъявить письменное требование о выплате страхового возмещения или об уплате денежной суммы непосредственно организации, предоставившей финансовое обеспечение.

В требовании туриста и (или) иного заказчика указываются:

ФИО туриста;

дата выдачи, срок действия и иные реквизиты документа, представленного в качестве ФО ответственности туроператора;

номер ДРТП и дата его заключения;

наименование туроператора, которому предоставлено ФО;

наименование турагента (если ДРТП заключался между туристом и (или) иным заказчиком и турагентом, действующим по поручению туроператора, но от своего имени);

информация об обстоятельствах (фактах), свидетельствующих о неисполнении или ненадлежащем исполнении туроператором (турагентом) обязательств по ДРТП;

ссылка на обстоятельства, предусмотренные статьей 17.4 настоящего ФЗ, послужившие причиной обращения туриста и (или) иного заказчика к страховщику или гаранту;

размер денежных средств, подлежащих уплате туристуи (или) иному заказчику в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением туроператором обязательств по ДРТП, в том числе размер реального ущерба, понесенного туристом и (или) иным заказчиком в связи с его расходами по эвакуации;

в случае, если требование об уплате денежной суммы предъявляется по БГ гаранту, - реквизиты документа, свидетельствующегооб отказе туроператора в добровольном порядке удовлетворить требование о возмещении реального ущерба, понесенного туристоми (или) иным заказчиком в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения туроператором обязательств по ДРТП, и (или) номер и дата вступившего в законную силу судебного решения о возмещении туроператором указанного реального ущерба.

К требованию турист и (или) иной заказчик прилагают следующие документы:

копию документа, удостоверяющего личность (с предъявлением оригинала);

копию ДРТП (с предъявлением его оригинала);

документы, подтверждающие реальный ущерб, понесенный туристом и (или) иным заказчиком в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения туроператором (турагентом) обязательств по ДРТП.

Не подлежат возмещению страховщиком или гарантом расходы, произведенные туристом и не обусловленные требованиями к качеству туристского продукта, обычно предъявляемыми к туристскому продукту такого рода.

Для исполнения своих обязательств по финансовому обеспечению страховщик или гарант не вправе требовать представления иных документов.

Страховщик или гарант обязан удовлетворить требование туриста и (или) иного заказчика о выплате страхового возмещения по ДСГО или об уплате денежной суммы по БГ не позднее 30 календарных днейпосле дня получения указанного требования с приложением всех необходимых документов.

В случаях, если с требованиями о выплате страхового возмещения по ДСГО или об уплате денежной суммы по БГ к страховщику или гаранту обратились одновременно более одного туриста и (или) иного заказчика и общий размер денежных средств, подлежащих выплате, превышает сумму ФО, удовлетворение таких требований осуществляетсяпропорционально суммам денежных средств,указанным в требованиях к сумме ФО.

Туроператор не позднее 30 календарных дней со дня выплатыстрахового возмещения по ДСГО или уплаты денежной суммы по БГ обязан представить в Ростуризм документ, подтверждающий увеличение размера ФО туроператора до размеров, предусмотренных настоящим ФЗ.

В случае, если указанный документ не представлен, Ростуризм исключает сведения о туроператоре из реестране позднее 30 календарных дней со дня, следующего за днем, когда истек срок представления туроператором указанного документа.

 

Статья 17.6. Договор страхования ответственности туроператора (ДСГО).

Туроператор в порядке и на условиях, которые установлены настоящим ФЗ, за свой счет осуществляет страхование риска своей ответственности, которая может наступить вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по ДРТП.

Объектом страхования ответственности туроператора являются имущественные интересы туроператора, связанные с риском возникновения обязанности возместить туристам и (или) иным заказчикам реальный ущерб, возникший в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения туроператором обязательств по ДРТП.

Страховым случаем по ДСГО является факт установления обязанности туроператора возместить туристу и (или) иному заказчику реальный ущерб, возникший в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по ДРТП, при условии, что это произошло в течение срока действия договора страхования ответственности туроператора.

Страховщик освобождается от выплаты страхового возмещения туристу и (или) иному заказчику, если турист и (или) иной заказчик обратились к страховщику с требованием о возмещении упущенной выгоды и (или) компенсации морального вреда, возникших в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения туроператором обязательств по ДРТП.

В ДСГО не может быть предусмотрено условие о частичном освобождении страховщика от выплаты страхового возмещения (условие о франшизе) при наступлении страхового случая.

Страховая сумма по ДСГО определяетсяпо соглашению туроператора и страховщика, но не может бытьменее размера ФО,предусмотренного настоящим ФЗ.

Страховой тариф по ДСГО определяется страховщиком исходя из сроков действия договора страхования и с учетом факторов, влияющих на степень страхового риска.

ДСГО заключается на срок не менее одного года. Договор страхования ответственности туроператора должен включать:

определение объекта страхования;

определение страхового случая;

размер страховой суммы;

срок действия договора страхования;

порядок и сроки уплаты страховой премии;

порядок и сроки уведомления туристом и (или) иным заказчиком страховщика о наступлении страхового случая;

порядок и сроки предъявления туристом и (или) иным заказчиком или их законными представителями заявления о выплате страхового возмещения по ДСГО непосредственно страховщику;

перечень документов, которые обязаны представить турист и (или) иной заказчик в обоснование своих требований к страхователю о возмещении реального ущерба;

последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств субъектами страхования.

Туроператор вправедля защиты своих имущественных интересов по отдельному договору страхования, заключаемому со страховщиком, страховать свою ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по ДРТП с учетом выплаты страхового возмещения туристам и (или) иным заказчикам по дополнительным основаниям, за исключением предусмотренных статьей 17.4 настоящего ФЗ [2, 3].

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Дайте определение понятию: «туристские формальности».

2. Перечислите основные виды туристских формальностей и их месту и роли в туристском бизнесе.

3. Назовите основные нормативно-правовые акты в сфере туризма.

4. Перечислите основные главы и статьи ФЗ «Об основах туристской деятельности в РФ».

5. Охарактеризуйте условия осуществления туроператорской деятельности в РФ и порядок внесения сведений о туроператоре в Единый федеральный реестр туроператоров.

6. Перечислите права и обязанности туристов.

7. Какова ответственность туроператораперед туристом за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору о реализации турпродукта?

8. Перечислите основные требования к предоставляемому финансовому обеспечению: что оно должно гарантировать каждому туристу, кто может быть страховщиком или гарантом.

9.Назовите размер финансового обеспечения, необходимого для осуществления различных видов туроператорской деятельности (в ред. ФЗ от 28.06.2009).

10. Каковы основания и порядок выплаты страхового возмещения по ДСГО либо уплаты денежной суммы по БГ?

11. Каково основное содержание договора страхования ответственности туроператора?

 

 

Тема 2. Виды туристских организаций и их роль в унификации туристских формальностей.

Лекция 1. Виды туристских организаций и их роль в унификации туристских формальностей.

2.1. Виды туристских организаций.

2.2. Всемирная туристская организация (UNWTO).

2.3. Международные неправительственные организации специализированного характера.

2.4. Международные профсоюзные и молодежные организации.

2.5. Национальные организации РФ по туризму.

2.1. Виды туристских организаций.

Постоянное расширение международного туристского обмена обусловило необходимость его международно-правовой регламентации: выработки различных правовых институтов и создания специализированных международных туристских организаций.

Туристские обмены связаны с пересечением границ государств, нахождением и перемещением туристов по территории иностранного государства, а эти вопросы регламентируются не столько Международным правом, сколько национальными законами и административными правилами. В каждой стране имеются особые условия, характеризующие туризм, действует свое национальное законодательство, регулирующее въезд и выезд туристов, размещение и использование иностранной валюты, и т. д. В силу этих причин организационные проблемы в области международного туризма довольно сложны.

Правовое регулирование международного туризма на многосторонней основе осуществляется прежде всего в рамках ООН, на которую возложена основная задача по налаживанию международного сотрудничества в решении проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера.

Необходимость развития через международные туристские связи отношений между государствами в политических и экономических, социальных и культурных направлениях еще в 1920-х годах выдвинула на повестку дня вопрос о согласовании совместных действий между национальными туристскими и транспортными организациями различных стран. В связи с эти стали создаваться различные международные организации по туризму.

Все организации, действующие на туристском рынке, можно разделить на две группы:

- правительственные

- неправительственные

В зависимости от того, кого они объединяют: отдельные туристские компании или государственные и общественные организации.

Правительственные организации созданы правительствами различных стран и обладают государственными полномочиями (местными, национальными или интернациональными).

Неправительственные организации подразделяются на:

- общественные организации

- ассоциации.

Общественная организация – основанное на членстве общественное объединении, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан.

Учредителямиобщественной организации могут быть:

- не менее трех физических лиц, достигших 18 лет;

- юридические лица (общественные объединения).

Членами общественной организации могут быть:

- юридические лица – общественные объединения;

- физические лица, достигшие 18 лет (молодежных организаций – граждане, достигшие 14 лет; детских организаций – дети от 8 лет).

Основными законодательными актами, регулирующими деятельность общественных организаций, являются:

- Гражданский кодекс РФ;

- ФЗ РФ «О некоммерческих организациях»;

- ФЗ РФ «Об общественных объединениях»;

- ФЗ РФ «О государственной поддержке молодежных и детскихобщественных объединений».

Ассоциация (союз) – добровольное объединение общественных организаций. Ассоциация может быть также добровольным объединением коммерческих организаций (в целях координации предпринимательской деятельности, представления и защиты имущественных интересов).

Учредителями являются юридические лица – коммерческие или некоммерческие организации.

Членами ассоциации могут быть юридические лица – коммерческие или некоммерческие организации.

Деятельность ассоциацийрегулируется:

- ФЗ РФ «О некоммерческих организациях»;

- ФЗ РФ «Об общественных объединениях» [1].

 

2.2. Всемирная туристская организация (UNWTO).

 

Первыми шагами на пути создания на международном рынке единого объединения или организации, которая бы занималась вопросами международного туризма, было учреждение

- в 1925 г. Международного конгресса официальных ассоциаций пропаганды туризма - (МКОАПТ);

- в 1927 г. Международного конгресса официальных туристских организаций (МКТО);

- в 1930 г. Международного союза организаций и пропаганды туризма.

В 1947 г. все три организации были реформированы, а на их базе в Париже учрежден Международный союз официальных туристских организаций (МСОТО).

В 1969 г. согласно резолюции Генеральной ассамблеи ООН МСОТО была реорганизована в межправительственную Всемирную туристскую организацию.

Юридическое создание ЮНВТО было оформлено 28 сентября 1970 г., вступившее в силу 2 января 1975 года после его ратификации 51 государством. Таким образом, ЮНВТО стала правопреемником МСОТО в проведении международной туристской политики.

В ЮНВТО входят 141 страна, 7 территорий, приблизительно 350 присоединившихся членов, и она является единственной специализированной международной правительственной организацией в области туризма.

Главная цельЮНВТО, согласно Уставу:

поощрение и развитие туризма, с тем, чтобы внести вклад в экономическое развитие, международное взаимопонимание, мир, прогресс, всеобщее уважение и соблюдение прав человека и основных свобод для всех, независимо от расы, пола, языка и религии.

Основные направлениядеятельности ЮНВТО:

- упрощение туристского обмена и формальностей;

- определение и согласование законодательного порядка регулирования туризма, в том числе при возникновении чрезвычайных обстоятельств (эпидемий, стихийных бедствий и др.);

- помощь в разработке государственной политики в области установления рационального взаимодействия между сторонами, участвующими в туризме";

- сотрудничество в целях развития туризма. Рекомендации и помощь правительствам по широкому кругу вопросов, касающихся туризма, включая генеральные планы и технико-экономические обоснования, определение потребности в инвестициях и передаче технологий, а также маркетинг и продвижение туризма;

- развитие людских ресурсов. Базовая структура для организации системы образования и профессиональной подготовки в области туризма, включая курсы по "обучению обучающих", краткосрочные и заочные курсы, а также расширяющаяся сеть цент­ров образования и профессиональной подготовки ЮНВТО;

- окружающая среда. ЮНВТО содействует обеспечению устойчивого развития туризма и принятию практических мер для решения экологических проблем;

- качество развития туризма. ЮНВТО работает над устранением барьеров на пути развития туризма и стимулирует либерализацию торговли туристскими услугами, а также принимает меры по охране здоровья туристов и их безопасности;

- статистика, экономический анализ и исследования рынка. ЮНВТО является основным центром сбора, анализа и распространения данных по туризму из более чем 180 стран и территорий. ЮНВТО ведет постоянное наблюдение и анализирует тенденции развития туризма в мире. Для членов ВТО и туристской индустрии в целом издается комплексная серия публикаций;

- коммуникации и документация. Отдел ЮНВТО по связям с прессой и коммуникациям действует в качестве издательского подразделения. В центре документации ВТО сосредоточено значительное количество источников информации и разнообразных данных в области туризма.

Устав предусматривает 3 категории членствав ЮНВТО:

- действительные,

- ассоциированные,

- присоединившиеся члены.

Статусдействительногочлена доступен для всех суверенных государств.

Статус ассоциированногочлена - для групп или территорий, не являющихся ответственными за внешние сношения (на сегодняшний день их 7, например, это остров Мадейра, государство Пуэрто-Рико и др).

Статусприсоединившихсячленов - международные организации, межправительственные, неправительственные, а также коммерческие организации, осуществляющие свою деятельность в туризме.

Постоянным наблюдателем за деятельностью ЮНВТО является Ватикан.

Устав ЮНВТО определяет руководящие органы, которыми являются Генеральная ассамблея, Исполнительный совет и Секретариат.

Генеральная ассамблея – высший органЮНВТО,состоящий из делегатов, представляющих действительных членов. Генеральная ассамблея учредила 6 региональных комиссий(Европа, Африка, Америка, Южная Азия, Ближний Восток, Восточная Азия и Тихий океан), а также Международный высший учебный центр по туризму в Мексике. РФ входит в Комиссию по Европе. Очередные сессии ассамблеи созываются 1 раз в 2 года, чрезвычайные – когда этого требуют обстоятельства.

В промежутках между ассамблеями работает Исполнительный совет, объединяющий 20-30 стран – членов Совета, выбранных на Ассамблее. Заседают 2 раза в год, срок полномочий членов совета – 4 года.

СекретариатЮНВТО состоит из Генерального секретаря Франческо Франжиалли (Франция) и 85 международных представителей. Штаб-квартира находится в Мадриде, официальные языки – английский, французский, русский, испанский.

В 2001 г. Россия вступилав ЮНВТО и вошла в состав ее Исполнительного совета, а на 2003 г. была избрана на роль его председателя[1, 4].

2.3. Международные неправительственные организации специализированного характера