Не путать с понятием «формализм» - соблюдение внешней формы в чем-либо в ущерб существу дела!

Значительную роль в установлении, оптимизации и реализации правил ведения деятельности на всех уровнях и всеми участниками туррынка играют различные российские и международные организации. Некоторый обзор их деятельности позволит будущим работникам турбизнеса лучше ориентироваться на сложном поле туристских взаимоотношений.

Все туристские формальности связывают участников турдеятельности в единую систему, но диктуют при этом различные уровни ответственности за их невыполнение.

Ряд формальностей выполняется непосредственно туристами:

- получить загранпаспорт;

- собрать и предоставить пакет документов для оформления визы;

- при необходимости сделать прививки;

- пройти паспортный и таможенный контроль.

При этом важнейшим элементом деятельности менеджера турфирмы является квалифицированная подготовка туриста к этим и другим формальным процедурам. Неверное информирование туриста об особенностях исполнения турформальностей может быть поставлено в вину сотруднику турфирмы [1].

Важно! В связи с активной динамикой изменения правовых актов, регулирующих различные сферы многогранной деятельности туристского бизнеса, специалистам туризма необходимо постоянно проводить их мониторинг.

 

1.2. Основные нормативно-правовые документы в сфере туризма в РФ.

 

1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12.12.1993 г.).

2. Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. №273-ФЗ "О противодействии коррупции".

3. Федеральный закон от 24 ноября 1996г. №132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" (в ред. 28.06.2009).

4. Федеральный Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей".

5. Федеральный закон от 22 июля 2005 г. N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации".

6. Федеральный Закон Российской Федерации "О лицензировании отдельных видов деятельности".

Лицензирование туроператорской деятельности прекращено с 1 января 2007 года (пункт 6 статьи 18 данного документа).

 

99) туроператорская деятельность;

 

Лицензирование турагентской деятельности прекращено с 1 января 2007 года (пункт 6 статьи 18 данного документа).

 

100) турагентская деятельность;

101) - 103) утратили силу с 1 июля 2007 года. - Федеральный закон от 29.12.2006 N 252-ФЗ.

7. Федеральный закон РФ «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ» от 15 августа 1996 г. № 1140-Ф3.

 

Развитие международного туризма в РФ в последние 20 лет потребовало создания соответствующей нормативно-правовой базы. В СССР специального закона о туризме не было, все вопросы функционирования туристского комплекса решались в соответствии с нормативными актами задействованных в туризме ведомств. Международный туризм был монополиейГос. комитета СССР по иностранному туризму (Госкоминтурист), который решал правовые вопросы, связанные с выездом советских граждан за рубеж, порядком заключения договоров с иностранными партнерами, вопросы страхования туристов, требования к персоналу, обслуживающему иностранных туристов, и др. Молодежным иностранным туризмом занималось Бюро международного молодежного туризма «Спутник».

После ликвидации Госкоминтуриста СССР в 1989 г. в нашей стране на протяжении трех лет не было организации, которая отвечала за развитие туризма. В 1992 г. было образовано Министерство культуры и туризма РФ, которое менее чем через год разделилось на два независимых ведомства: Министерство культуры и Комитет по туризму. Впоследствии функции управления туристской отраслью были переданы Гос. комитету РФ по физической культуре и туризму, а в 2000 г. – Министерству экономического развития и торговли РФ. Следующим субъектом управления туризмом стало Министерство РФ по физической культуре, спорту и туризму.

И вот 4 октября 1996 Гос. Думой был принят, а 14 ноября 1996 г. Советом Федерации был принят ФЗ РФ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации".

Достоверный текст закона опубликован на официальном сайте Федерального агентства по туризму (Ростуризм) [3].

 

1.3. Основные положения ФЗ «Об основах туристской деятельности в РФ».

Настоящий ФЗ определяет принципы государственной политики, направленной на установление правовых основ единого туристского рынка в РФ, и регулирует отношения, возникающие при реализации права граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства на отдых, свободу передвижения и иных прав при совершении путешествий, а также определяет порядок рационального использования турресурсов РФ.

 

Рассмотрим наиболее значимые статьи.

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ. Статья 1. Основные понятия.

В настоящем ФЗ используются следующие основные понятия:

туризм, туристская деятельность, туризм внутренний, туризм выездной, туризм въездной, туризм международный, туризм социальный, туризм самодеятельный, турист, туристские ресурсы, туристская индустрия, туристский продукт, туроператорская деятельность, турагентская деятельность, заказчик туристского продукта, формирование туристского продукта, продвижение туристского продукта, реализация туристского продукта, экскурсант, экскурсовод (гид), гид-переводчик, инструктор-проводник, туристская путевка.

 

Статья 4.1. Условия осуществления туроператорской деятельности. Единый федеральный реестр туроператоров (введена ФЗ от 05.02.2007).

В целях защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц осуществление туроператорской деятельности на территории РФ допускается юридическим лицом при наличии у него договора страхования гражданской ответственности (ДСГО) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта либо банковской гарантии (БГ) исполнения обязательств по договору о реализации туристского продукта (ДРТП).

Финансовое обеспечение (ФО)не требуется для:

организаций, осуществляющих экскурсионное обслуживание на территории Российской Федерации в течение не более 24 часов подряд;

государственных и муниципальных унитарных предприятий, а также государственных и муниципальных учреждений, осуществляющих деятельность по организации путешествий в пределах территории РФ по установленным государством ценам в целях решения социальных задач.

Сведения о туроператоре, имеющем ФО, вносятся в реестр.

В реестре содержатся следующие сведения о туроператоре:

полное и сокращенное наименования;

адрес (место нахождения) и почтовый адрес;

сведения об учредителях туроператора;

серия, номер и дата выдачи документа, подтверждающего факт внесения записи о юридическом лице, осуществляющем туроператорскую деятельность, в единый государственный реестр юридических лиц;

серия, номер и дата выдачи свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, идентификационный номер налогоплательщика;

ФИО руководителя юридического лица, осуществляющего туроператорскую деятельность (далее - руководитель туроператора);

размер ФО, номер, дата и срок действия ДСГО либо БГ, наименование организации, предоставившей ФО;

сфера туроператорской деятельности (международный туризм, внутренний туризм, международный и внутренний туризм);

адреса (места нахождения) и почтовые адреса структурных подразделений туроператора, осуществляющих туроператорскую деятельность.