Соблюдение норм, как и выполнение санкций, делает наше поведение предсказуемым.

Каждый из нас знает, что за выдающееся научное открытие ожидает официальная награда, а за тяжкое преступление – тюремное заключение. Когда мы ожидаем от другого человека определенного поступка, то надеемся, что он знает не только норму, но и следующую за ней санкцию.

Таким образом, нормы и санкции объединены в единое целое. Если у какой-то нормы отсутствует сопровождающая ее санкция, то она становится лозунгом, призывом, воззванием и перестает регулировать реальное поведение, быть элементом социального контроля.

Применение социальных санкций в одних случаях требует присутствия посторонних лиц, а в других – не требует. Например, увольнение оформляется отделом кадров учреждения и предполагает предварительное издание распоряжения или приказа; тюремное заключение требует сложной процедуры судебного разбирательства, на основании которого выносится судебное решение.

Следовательно:

- санкции к нарушителям групповых привычек требуют наличия меньшего числа лиц.

- санкции никогда не применяются по отношению к самому себе.

- если применение санкций совершается самим человеком, направлено на себя и происходит внутри, то такую форму контроля надо считать самоконтролем.

 

Агенты формального и неформального контроля.

Внешний контроль – это совокупность институтов и механизмов, гарантирующих соблюдение общепринятых норм поведения и законов. Он подразделяется на формальный и неформальный.

Неформальный контроль – основан на одобрении или осуждении со стороны группы родственников, друзей, коллег, знакомых, а также со стороны общественного мнения, которое выражается через традиции и обычаи, либо через СМИ.

Формальный контроль – основан на одобрении или осуждении со стороны официальных органов власти и администрации.

Формальный контроль исторически возник позже неформального. Однако в современном обществе значение формального контроля сильно возросло, т.к. в сложном обществе, особенно в многомиллионной стране, все труднее поддерживать порядок и стабильность.

Неформальный контроль ограничен небольшой группой людей, в большой группе он неэффективен, поэтому его называют локальным (местным). Напротив, формальный контроль действует на всей территории страны, он глобален. Его осуществляют специальные люди – агенты формального контроля. Это лица, специально обученные и получающие заработную плату за выполнение контрольных функций. Они – носители социальных статусов и ролей. К ним причисляют судей, полицейских, врачей-психиатров, социальных работников, специальных должностных лиц церкви и т.д.

Если в традиционном обществе социальный контроль держался на неписаных правилах, то в современном его основой выступают писаные нормы: инструкции, указы, постановления, законы. Социальный контроль приобрел институциональную поддержку.

Формальный контроль осуществляют такие институты современного общества, как суды, образование, армия, СМИ, политические партии, правительство. Школа контролирует через экзаменационные оценки, правительство – через систему налогообложения и социальную помощь населению, государство – через полицию, секретную службу, государственные каналы радио, телевидения, органы печати.

Методы контроля в зависимости от применяемых санкций подразделяются на: жесткие, мягкие, прямые и косвенные.

Их содержание во многом сходно с санкциями. Эти методы могут пересекаться.

 

 
 

 


Рис. 5. Типология методов формального контроля.

Примеры:

1. СМИ относятся к инструментам косвенного мягкого контроля.

2. Политические репрессии, рэкет, организованная преступность – к инструментам прямого жесткого контроля.

3. Действие Конституции и Уголовного Кодекса – к инструментам прямого мягкого контроля.

4. Экономические санкции международного сообщества – к инструментам косвенного жесткого контроля.

 

Кроме того, в организациях (учреждениях и на предприятиях) существуют: общий контроль, детальный контроль.

 

Примеры:

1. Если менеджер дает подчиненному задание и не контролирует ход его выполнения, то он прибегает к общему контролю.

2. Если менеджер вмешивается в каждое действие, поправляет, одергивает и т.п., он использует детальный контроль.

 

Детальный контроль называют также надзором. Надзор осуществляется не только на микро-, но и на макроуровне общества. Его субъектом становится государство, и он превращается в неосновной социальный институт. Надзор разрастается до размеров крупномасштабной социальной системы, покрывающей страну. В такую систему входят: сыскные бюро, детективные агентства, полицейские участки, служба осведомителей, тюремные надзиратели, конвойные войска, суды, цензура.

 

Соблюдение норм

Организация и общество в целом могут быть перегружены огромным количеством норм. Если различными органами власти (от президента до начальника цеха) выпускается тысячи постановлений, распоряжений, нормативов и т.д. то у рядовых граждан возникает информационная перегрузка.

Занормированнось общества так же плоха, как недостаток или отсутствие социальный норм. Население отказывается их выполнять, а власти неспособны проконтролировать каждую мелочь. Но давно замечено: чем хуже исполняются законы, тем больше их издается.

Существует совершенно объективное уравнение между нормами и санкциями: каждая норма должна покрываться соответствующим числом санкций и количеством агентов контроля.

Если у вас не хватает налоговых инспекторов или они не наделены соответствующими властными полномочиями, то не следует издавать массу постановлений и законов. Их все равно не выполнят.

От нормативных перегрузок население загораживается неисполнением. Если большинству людей, на которых рассчитана эта норма, удается обойти ее, считается, что она – мертва. Люди обязательно увильнут от закона, от нормы при двух условиях:

- если эта норма им невыгодна, противоречит их интересам, причиняет больше вреда, чем дает пользы;

- если нет строгого и безусловного для всех граждан механизма контроля исполнения закона.

 

Одним из первых вопрос о том, как подчиненные обходят закон, изучил выдающийся дореволюционный статист А. Кауфман.

Еще более сильно выразился А. Солженицын: «В России нет закона, есть столб, вокруг балкон, чтоб обходить закон».

 

Искусство обходить закон очень развито в незаконопослушном обществе. В нем со временем формируется самобытная культура непослушания – совокупность традиций, которые передаются по наследству, которым обучаются молодые поколения, приглядывая за тем, как ведет себя в различных ситуациях старшее поколение. В основе культуры непослушания лежат неформальные нормы, предаваемые через каналы распространения слухов и общественного мнения. Она формируется стихийно как оппозиция формальной культуре послушания. Кто из них окажется сильнее, тот и определит морально-психологическую атмосферу в обществе.

Если культура непослушания формируется снизу, то укрепляется она действиями тех, кто стоит наверху. Если высокопоставленные чиновники, нарушив закон, легко уклоняются от правосудия, то рядовые граждане, чувствуя несправедливость нормативно-судебной системы, обязательно найдут лазейки и для себя. Когда начальство ворует по-крупному, подчиненные непременно будут воровать по-мелкому. Но если высокопоставленных чиновников прощают за крупные преступления, то это вовсе не означает, что с еще большей легкостью суды станут прощать за мелкие. В этом случае существует асимметрия преступлений и возмездия: в авторитарном обществе гораздо чаще прощают топ-менеджеров за крупные преступления, нежели рядовых исполнителей за мелкие.

Когда правительство видит, что подданные не соблюдают строгие законы, то первой его реакцией выступает не желание ослабить эту строгость, а, напротив, усилить ее. Типичный пример – социалистические методы планирования и наведения жесткой дисциплины. Но усиление карательных мер не приводит к долговременному успеху, хотя на коротком отрезке времени может оказаться вполне эффективным. Важно помнить о цене такого эффекта. Это хронический страх, который воспитывается у подчиненных. Стоит ему ослабеть, как уклонение от закона станет нормой. Так и произошло в 80-е годы, когда социализм обвалился под накопившимся грузом запретительных бюрократических норм и неспособности быстро реагировать на изменяющиеся условия жизни.

Психология уклониста – это по существу «психология временщика». Спускаемые сверху законы все равно останутся чужими для тех, кто их соблюдает. В них заинтересована только одна сторона – стоящие наверху пирамиды.

Чувство страха и чувство ответственности внешне схожи, но составляют совершенно разную социальную базу управления. Ответственность при исполнении закона возникает лишь в том случае, если перед законом граждане: а) отвечают одинаково, несмотря на статусные различия, и б) заинтересованы в действии данного закона.

Взаимовыгодные законы, постановления, приказы и вообще социальные нормы удобны тем, что исполняются добровольно и не требуют содержания дополнительного штата контролеров.

Итак, если общество устроено нормально, то максимальная власть наверху равна максимальной ответственности. Это означает, что за крупные проступки должно следовать крупное наказание, которое не смягчается, а, напротив, ужесточается, если провинившийся занимает высокий пост. Отсюда вытекает ряд следствий: