Конспект лекций

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Словарь философских терминов

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Человек не может мыслить свою судьбу независимо от судьбы человечества, того единого целого, в котором он живет и в котором ему раскрывается полный смысл жизни.

Во всех этапах развития человеческого общества рассуж­дения мыслителей-философов начинались с анализа того, что окружает человека, что находится в центре его созерцания и мысли, что лежит в основании мироздания, Космоса, что пред­ставляют собой протекающие в своем бесконечном многообра­зии явления. Человек всегда обладал любознательностью. Жела­ние понять суть загадочного, неизвестного являло собой склон­ность к философскому размышлению. Именно философия дает систему знания о мире как целом.

Сегодня жизнь настоятельно требует от человека умения самостоятельно, смело мыслить и действовать в непривычной обстановке. Только такой радикальный поворот позволит человеку вернуться к истинно ценным философским мыслям и благородным путям их достижения.

Философия как самосознание социума всегда обращала особое внимание на современное рефлексирование существен­ных перемен в обществе: высвечивание отживающих форм жиз­ни, обеспечение общественного сознания к необходимости пе­ремен.

Значимость любой зарождающейся новой философской системы устанавливается в конечном счете тем, в какой мере ей удавалось ответить на коренные вопросы общества. Никогда ранее философия не играла такой важной роли в жизни общества, как в современную эпоху. Вступление человечества в качест­венно новое состояние предопределяет необходимость переос­мысления экзистенциальных основ существования человека и определения новой системы ценностных ориентаций.


 

Абсолют – философское понятие, обозначающее всякую, бесконечную духовную первооснову Вселенной; первоначало всего сущего, которое не зависит ни от чего другого, само содержит все существующее и творил его. Для религии абсолют – это Бог, для Гегеля – Мировой дух, для Шопенгауэра - Воля и т.п.

Абсолютная истина – полное, исчерпывающее знание о реальной действительности. Сведения, которые тождественны своему предмету.

Абстракция – результат процесса абстрагирования, т.е. отвлечения, мысленного выделения какой-либо стороны, аспекта и отбрасывания всего того, что мешает целенаправленному рассмотрению предмета исследования.

Агностицизм – философское учение, отрицающее возможность достоверного познания сущности реальной действительности.

Аксиология – философское учение о ценностях, об их происхождении и сущности, об их месте в жизни общества и человека.

Альтруизм – нравственный принцип, заключающийся в бескорыстном служении другим людям.

Анализ и синтез – процедуры мысленного расчленения целого на части и создание целого из частей.

Аналогия – 1) сходство в каком-либо отношении между предметами, явлениями или понятиями; 2) форма умозаключения, когда на основании сходства двух предметов, явлений в каком-либо отношении делается вывод об их сходстве в других отношениях.

Антиномия – противоречие между положениями, каждое из которых признается логически доказуемым (например, прерывность и непрерывность материи).

Антропология – наука о происхождении и эволюции человека.

Антропоцентризм – философское учение, согласно которому человек есть центр Вселенной и конечная цель всего мироздания.

Апейрон – бесконечное, вечное, неизмеримое вещество, из которого состоят вещи.

Апория – в античной философии – логическое затруднение, проблема, неразрешимость которой обусловлена неявно содержащимся в ней противоречием.

Апостериорный – приобретенный опытным путем, основанный на опыте (противоп. - априорный).

Аскетизм – 1) учение и практический метод достижения нравственного совершенства посредством саморегуляции человеком своих телесных потребностей и ограничения и подавления чувственных влечений и желаний; 2) крайнее воздержание, отказ от жизненных благ.

Атеизм – система воззрений, отвергающая исходя из данных естествознания, всю совокупность религиозных представлений, в том числе и отрицание существования Бога.

Атрибут – неотъемлемое, существенное свойство объекта (например, движение – атрибут материи).

Атом – мельчайшая частица химического элемента, носитель его свойств, представляет собой сложную систему, состоящую из положительно заряженного ядра и движущихся вокруг него отрицательно заряженных электронов.

Бессмертие– качество живых существ, имеющее для человека значение высшей онтологической ценности. Приписывается сверхъестественным существам (Богу, ангелам, духам).

Бессознательное – процессы психологического характера, которые протекают вне сознания, не контролируются им и отличаются от феноменов сознания.

Бог – основное понятие религиозного мировоззрения. Богу присваиваются высшие духовные совершенства, такие как: вечность, независимость, самобытность, неизменность, всеведение, премудрость, благость, любовь, праведность, истина, всемогущество, беспредельное величие и неприступная слава. Бог противопоставлен материальному миру, для которого характерны ограниченность и несовершенство.

Бытие – философская категория, обозначающая существование, действительность, объективная реальность, существующая независимо от сознания человека.

Вера – форма проявления духовной жизни, особое состояние сознания, жизненная позиция; в философии вера проявляется в утверждениях, принимаемых без основания, представляемых как самоочевидные аксиомы.

Верификация – проверка истинности теории через сопоставление ее с фактами действительности.

Вероятность – это возможность, взятая с ее количественной стороны, количественная мера возможности, характеризующая те пределы, в которых существует возможность.

«Вещь в себе» - по Канту – сущность предмета, которая не может быть познана человеком.

Возможность и действительность – если действительность есть актуальное бытие, то возможность – потенциальное бытие, это будущее, содержащееся в настоящем.

Всеединство – центральное понятие ряда философских учений, означающее принцип совершенного единства множества различных элементов. Это понятие основано на древней идее о том, что «все существует во всем».

Волюнтаризм– философское учение, объявляющее волю высшим признаком бытия, противопоставляющее ее законам бытия и утверждающее её независимость от мира.

Гелиоцентризм – учение о центральном положении Солнца в планетной системе, утвердившееся после работ Коперника и пришедшее на смену геоцентрической системе мира.

Генезис – происхождение, возникновение; процесс образования и становления развивающегося явления.

Гипотеза – научное предположение, истинность которого не доказана с абсолютной достоверностью, но является возможной или весьма вероятной.

Гносеология – раздел философии, в котором рассматриваются вопросы о сущности познания, о путях постижения истины, её основах и критериях.

Движение – всякое изменение вообще; способ существования, атрибут материи.

Дедукция– логическое умозаключение от общего к частному, от общих суждений к частным (срав. умозаключение от частных к общему - индукция).

Детерминизм – учение о всеобщей причинной обусловленности природных, общественных, психических явлений.

Деятельность – форма существования человеческого общества, проявление активности субъекта, выражающийся в целесообразном изменении окружающего мира, а также в преобразовании человеком самого себя.

Диалектический материализм– философия марксизма-ленинизма, отличительными чертами которой являются диалектика и материалистическое объяснение человека, природы, общества.

Добро и зло – категории этики, выражающие в обобщенном виде должное (нравственную ценность - добро) и недолжное (зло – ценностно-противоположная цель).

Догма – утверждение, лежащее в основании доктрины, принимаемое без доказательств.

Догматизм – некритический, односторонний тип мышления, отвергающий принцип конкретности, динамичности, отвергающий диалектику абсолютного и относительного в ней.

Душа – понятие, выражающее исторически изменившиеся воззрения на психику и внутренний мир человека.

Заблуждение – несоответствие знания его объекту, расхождение субъективного образа действительности с его объективным прообразом.

Закон – существенная, повторяющаяся, устойчивая связь явлений, обуславливающая их упорядоченное изменение.

Здравый смысл – чувство правильности и общего блага. Здравый ум выступает в качестве средства против излишних крайностей, запутанности и усложненности.

Знак – чувственно воспринимаемый предмет, который в процессе практической и духовной деятельности человека репрезентирует (представляет) другой, отличный от него предмет.

Знание – результат процесса познания, истинность которого проверяется практикой; это отражение действительности в сознании человека в виде восприятий, представлений, понятий, суждений, теорий.

Идеализм– направление в философии, считающее духовное первоосновой мира, природы, сущего. Идеализм является философским антиподом натурализма, материализма, реализма.

Идеальное – субъективный образ объективной реальности, возникающий в процессе целесообразной деятельности человека, выраженное в формах сознания и воли человека. В гносеологическом плане идеальное выступает в своей высшей форме – как способность сознания, разума отражать, воспроизводить, понимать реальность в чувствах, мыслях, языке и деятельности человека.

Интенция – направленность сознания, мышления на какой-нибудь предмет.

Иррационализм – в онтологии – учение, согласно которому в мире нет устойчивых, фиксированных элементов и связей между ними. В гносеологии – учение, отрицающее возможности разума в процессе познания действительности, признающее основным видом познания инстинкт, откровение, веру.

Истина– адекватное отражение объективной реальности познающим субъектом, воспроизводящее познаваемый предмет так, как он существует вне и независимо от сознания.

Качество – система важнейших, необходимых свойств предметов; внешняя и внутренняя определенность, система характерных черт предметов, теряя которую предметы перестают быть тем, что они есть.

Конфликт – понятие, означающее противоборство противоположностей.

Концепция – 1) система взглядов; 2) единый, определяющий замысел, ведущая мыль какого-либо научного труда.

Креационизм – религиозное учение о сотворении мира Богом из ничего.

Культура– исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.

Ложь – преднамеренное искажение истины, умышленное утаивание истины.

Любовь – чувство, которое переживают и понимают как влечение, привязанность, страсть. Это свободное, не подвластное ни внешнему принуждению, ни разуму проявление человеческого существа, экзистенциальное, а не рассудочно-рациональное отношение к человеку, предмету, знанию, деятельности, природе, отечеству.

Марксизм – учение К.Маркса и Ф.Энгельса, представляющее с собой комплекс экономических, философских, политических взглядов.

Материализм – направление в философии, теоретическим ядром которого является сведение сущего к материи, т.е. материя первична.

Материя – объективная реальность, существующая независимо от человеческого сознания и отражаемая им. Все объективно существующее представляет собой различные формы существования и движения материи в пространстве и времени: материальные объекты упорядочены и различны по типам (элементарные частицы, поля, макротела, планетарные структуры, звездные и галактические системы, биологические и социальные организации). Признание первичности материи по отношению к сознанию и её независимости от сознания – основной принцип философского материализма.

Метафизика – «после физики» (так были названы философские сочинения Аристотеля, помещенные после его трактатов по физике) – 1) философское учение о наиболее общих основаниях бытия, в том числе существования человека, выраженных в отвлеченных, непосредственно не выводимых из опыта, понятиях; 2) метод познания, противоположный диалектике, рассматривающий явления вне их взаимной связи и развития.

Метод – 1) способ познания, исследования явлений природы и общественной жизни; 2) прием, способ или образ действия.

Методология – 1) учение о научном методе познания; 2) совокупность методов, применяемых в какой-либо науке.

Мировоззрение – система наиболее общих представлений о мире в целом и месте человека в этом мире.

Наблюдение- познавательная деятельность, связанная с преднамеренным целенаправленным восприятием предметов и явлений внешнего мира.

Наука – деятельность, связанная с выработкой и теоретической систематизацией знаний о действительности.

Натурфилософия – философия природы; философское учение, особенностью которого является преимущественно умозрительное истолкование природы, рассматриваемой в её целостности.

Норма – 1) узаконенное установление, признанный обязательным порядок, строй чего-либо; 2) установленная мера, средняя величина чего-либо.

Ноосфера – сфера взаимодействия природы и общества, в пределах которой целенаправленная человеческая деятельность становится главным определяющим фактором.

Общественно-экономическая формация – определенный исторический тип общества, особый социальный организм, который функционирует и развивается по законам господствующих в обществе производственных отношений (экономический базис), а также соответствующая им политико-правовая и идеологическая надстройка.

Общественное сознание – категория для обозначения той социальной реальности, которая обуславливается в итоге общественным бытием и является в основном его отражением.

Отражение – свойство материальных систем в процессе взаимодействия воспроизводить посредством своих особенностей особенности других систем. Основой и признаком отражения является взаимодействие материальных систем и возникающие в ходе его адекватные внешним воздействиям изменения (отпечаток, след). Отражение связано с передачей вещества и энергии.

Отрицание – неприятие какого-либо положения.

Пантеизм – философское учение, отождествляющее Бога с природой и рассматривающее природу как воплощение божества.

Патристика– произведения отцов церкви II-VIII вв., в которых изложены основы христианского богословия и философии.

Плюрализм – 1) философское учение, утверждающее, что в основе бытия лежит множество независимых начал; 2) множественность, многообразие чего-либо, напр. мнений, взглядов, форм собственности.

Познание – процесс человеческой деятельности, направленный на отражение объективной действительности в сознании человека.

Политеизм – многобожие – религия, основанная на вере во многих богов (противоп. монотеизм).

Потенция – скрытая возможность, способность, сила, могущая проявиться при известных условиях.

Практика – целенаправленная, предметно-чувственная деятельность человека по преобразованию материальных систем.

Психика – (душа) – способность организма к отражению внешней и внутренней среды.

Разум – философская категория, обозначающая абсолютное начало, которое составляет ядро родовой сущности человека и проявляет себя в формах познания, целеполагания, организации и производства.

Развитие – вид движения, качественного необратимого изменения, направленного на изменение системы.

Рационализм– 1) философское направление, признающее (в противоп. эмпиризму) разум решающим источником истинного знания; 2) рассудочное отношение к жизни.

Реализм – 1) направление в литературе, ставящее себе задачей дать наиболее полное, адекватное отражение действительности; 2) наивный реализм – естественное, стихийное, основанное на повседневном опыте и практике убеждение каждого человека в том, что вещи, мир существуют независимо от нас, от наших ощущений, от нашего сознания, в том виде, как мы их воспринимаем; 3) схоластический реализм – направление в средневековой схоластике (противоп. номинализму), признававшее объективную реальность общих понятий – универсалий, существующих независимо от отдельных вещей; 4) научный реализм – утверждение, согласно которому научные исследования являются единственным средством достижения истинного знания; 5) ясное понимание и учет условий реальной действительности при осуществлении чего-либо.

Революция – коренной переворот, глубокое, качественное изменение в развитии природы, общества или познания.

Регресс – переход от более высоких форм развития к низшим; движение назад, изменения к худшему (противоп. прогресс).

Религия – одна из форм общественного сознания – совокупность духовных представлений, основанных на вере в существование Бога, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ).

Релятивизм – методологический принцип, состоящий в абсолютизации относительности и условности знания и ведущий к отрицанию возможности познания объективной истины.

Рефлексия – принцип философского мышления, обращение мышления на себя, к своим истокам, предпосылкам, формам; анализ собственного психического состояния.

Самосознание – познание и оценка человеком самого себя как мыслящего, чувствующего и деятельного субъекта.

Свобода воли – философская категория, означающая способность человека самостоятельно определять свои поступки, действовать по своему усмотрению, на основании собственного решения.

Сенсуализм – философское направление, признающее единственным источником познания ощущения.

Система– 1) множество закономерно связанных друг с другом элементов (предметов, явлений, взглядов, принципов, знаний), представляющее собой определенное целостное образование, единство; 2) общественный строй, напр. капиталистическая система.

Скептицизм– 1) философское воззрение, характеризующееся сомнением в существовании какого-либо надежного критерия истины (ср. агностицизм); 2) критическое, недоверчивое отношение к чему-либо, сомнение в возможности, правильности или истинности чего-либо.

Синтез – метод научного исследования, состоящий в познании его как единого целого; синтез связан с анализом.

Смерть – завершающий момент существования живого существа.

Смысл жизни – наиболее ценное в жизни, выступающее как высшая цель человеческого бытия, которой должны быть подчинены частные цели. Отношением к смыслу жизни определяется личное достоинство, поскольку оно является ценностной характеристикой данного человека.

Соборность – один из основных признаков христианской церкви, фиксирующий ее самопонимание как всеобщей, универсальной.

Совесть – целостное духовное образование (интеллектуальное, эмоциональное, волевое), являющееся основой нравственной жизни человека.

Сознание – категория философии, обозначающая человеческую способность идеального воспроизведения действительности.

София– разумное умение, реализующееся в целесообразном творчестве.

Структура – взаиморасположение и связь составных частей чего-либо; строение, устройство.

Субстанция – материя в единстве всех форм ее движения; неизменная основа, сущность вещей и явлений.

Субстрат – общая материальная основа всех процессов и явлений, носитель, субстанция.

Субъект и объект - (в теории познания) субъект – познающий человек, объект – предмет, на что направлена познавательная активность субъекта.

Сущее– философская категория, обозначающая: 1) совокупность многообразных проявлений бытия; 2) любую вещь или субъект в аспекте их причастности бытию; 3) онтологический абсолют.

Сущность и явление – сущность – это отношения или свойства системы, от которых зависят другие ее отношения или свойства. Явление – это свойства, признаки и отношения системы, обусловленные ее сущностью.

Табу – система запретов на совершение определенных действий в рамках мифологической культуры (использование предметов; употребление некоторых слов; проникновение в запретные места).

Творчество – деятельность человека, общества, связанная с созданием нового в интересах социального прогресса.

Теизм – религиозно-философское учение, считающее Бога абсолютной бесконечной личностью, стоящей над миром и человеком.

Томизм (по имени христианского богослова ХIII в. Фомы (Тhomas) Аквинского) – направление католической философии и теологии, соединившее христианские догматы и метод Аристотеля.

Трансцендентный – в идеалистической философии – выходящий за границы возможного опыта, лежащий за пределами опыта, недоступный познанию.

Универсалии – в средневековой философии – общие понятия.

Утилитаризм – направление, признающее пользу и выгоду критерием нравственности; узкий практицизм, стремление извлекать из всего непосредственную материальную выгоду, пользу.

Факт – действительное, невымышленное происшествие, событие, явление; твердо установленное знание, данное в опыте, служащее для какого-либо заключения, вывода, являющееся проверкой какого-либо предположения.

Феномен – 1) в философии то же, что и явление; в идеалистической философии – субъективное содержание нашего сознания, не отражающее объективной действительности; 2) редкое, необычное явление или выдающийся, исключительный в каком-либо отношении человек.

Фрейдизм – учение австрийского психиатра и психолога З.Фрейда (1856-1939), создателя психоанализа как метода лечения психических заболеваний.

Функция – обязанность, круг деятельности; назначение, роль.

Футурология – комплексная дисциплина, основывающаяся на данных общественных и естественных наук, ставящая целью предвидение будущего человечества и отдельных сфер жизни общества; прогнозирование.

Хаос – 1) в древнегреческой мифологии – зияющая бездна, наполненная туманом и мраком, из которой произошло все существующее; 2) полный беспорядок, неразбериха.

Христианство – одна из мировых религий (наряду с буддизмом и исламом), названа по имени её основателя Иисуса Христа – богочеловека, сошедшего с неба на землю и принявшего страдания и смерть ради спасения людей. Христианство возникло в начале I в. н.э., в IV в. стало господствующей религией Римской империи.

Целесообразность – соответствие предмета определенной норме, которая выступает в данной ситуации как цель.

Целостность – высшая форма организованности, связности и упорядоченности предмета; высшее качество предмета, содержащее в себе как бы матрицу всех его возможных проявлений в сфере материи и духа.

Цель – идеальный образ и предвосхищающая модель жизненных ситуаций человека; специфический способ детерминации человеческой деятельности.

Чувственное познание – начальная ступень познания, формирующаяся в процессе непосредственного взаимодействия субъекта с внешним миром.

Эволюция – одна из форм движения, развития в природе и обществе – непрерывное, постепенное количественное изменение (в отличие от революции – коренного, качественного изменения).

Эгоизм– себялюбие, предпочтение своих личных интересов интересам других людей.

Экзистенциализм – философское направление, считающее, что предметом философии является человеческое существование, человек, который рассматривается лишь как духовное начало.

Эксперимент – 1) научно поставленный опыт, наблюдение исследуемого явления в точно учитываемых условиях, позволяющих следить за ходом явления и многократно воспроизводить его при повторении этих условий; 2) вообще опыт, попытка осуществить что-либо.

Экстраполяция– метод научного исследования, заключающийся в распространении выводов, полученных из наблюдения над одной частью явления, на другую часть его.

Элемент – далее неделимый компонент системы при данном способе ее расчленения.

Эмпатия– вчувствование, проникновение во внутренний мир другого человека (сочувствия).

Эмпиризм – направление в теории познания, считающее чувственный опыт основным источником знания.

Эсхатология– религиозное учение о конечных судьбах мира и человека (напр., в христианстве – учение о неизбежном пришествии страшного суда, наказании грешников и воскрешении праведников).

Этика – 1) философское учение о морали, изучающее условия возникновения морали, ее сущность, понятийные и императивные формы; 2) система норм нравственного поведения человека, какой-либо общественной или профессиональной группы.

Этнософия – народная мудрость, здравый смысл народа, воплощенные в его фольклоре, пословицах, поговорках, афоризмах, в образном мышлении.

Язык – система знаков, имеющих значения; способ существования сознания и общения человека посредством членораздельных голосовых звуков (а также дополняющих их движений лица, тела, письменных знаков), наделенных жизненно значимой совокупностью смыслов.

 

 

 

Алексеев П.В. Панин А.В. Философия: Учебник для вузов. М., 2010.

Асмус В.Ф. Античная философия. М., 2010.

Белова З.С. Визуализация научно-теоретического знания. Чебоксары: Изд-во Чуваш ун-та, 2009.

Бучило Н.Ф., Чумаков А.И. Философия. Учеб. пособие. СПб: Питер, 2009.

Введение в философию: Учебник для вузов: В 2 ч. /Под ред. И.Т. Фролова. М., 2010.

Горбачев В.Г. Основы философии. Курс лекций. М., 2009.

Канке В.А. Философия: Исторический и систематический курс: Учебник. М., 2010.

Кант И. Критика чистого разума. Пер. с нем. М., 2008.

Краткий философский словарь. / Под редакцией А.П. Алексеева. М., 2010.

Мир философии: Книга для чтения: В 2 кн. М.. 2010.

Онтология: Основные понятия: Учеб. пособие. Казань, 2009.

Основы современной философии. Учебник для высших учебных заведений / Под ред. М.Н. Росенко. СПб, 2009.

Спиркин А.Г. Философия: Учебник. М: Гардарики, 2010.

Толпыкин В.Е. Основы философии. М., 2009.

Философия/Под ред. В.Н.Лавриненко.М., 2009. Философский энциклопедический словарь. М.: Сов. энцикл., 2010.

Философия. В вопросах и задачах: Учебное пособие для вузов/ Лавриненко В.Н., Ратников В.П., Юдин В.В. М., 2009.

Христоматия по философии. Учебное пособие /Сост. П.В.Алексеев, А.В. Панин. М., 2010.

Чанышев А.Н. Философия древнего мира. М., 2009.

Шишкина В.И., Пурынычева Г.М. История русской философии (XI – нач. XX вв.). Учебник. Йошкар-Ола, 2007.


* Термин «материя» древнегреческими философами не употреблялся, в пере­воде с латыни «материя» означает «вещество».

 

* Кант И. Соч.: В 6 т. Т.2. М., 1964. С. 26.