Конспект лекций
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Словарь философских терминов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Человек не может мыслить свою судьбу независимо от судьбы человечества, того единого целого, в котором он живет и в котором ему раскрывается полный смысл жизни.
Во всех этапах развития человеческого общества рассуждения мыслителей-философов начинались с анализа того, что окружает человека, что находится в центре его созерцания и мысли, что лежит в основании мироздания, Космоса, что представляют собой протекающие в своем бесконечном многообразии явления. Человек всегда обладал любознательностью. Желание понять суть загадочного, неизвестного являло собой склонность к философскому размышлению. Именно философия дает систему знания о мире как целом.
Сегодня жизнь настоятельно требует от человека умения самостоятельно, смело мыслить и действовать в непривычной обстановке. Только такой радикальный поворот позволит человеку вернуться к истинно ценным философским мыслям и благородным путям их достижения.
Философия как самосознание социума всегда обращала особое внимание на современное рефлексирование существенных перемен в обществе: высвечивание отживающих форм жизни, обеспечение общественного сознания к необходимости перемен.
Значимость любой зарождающейся новой философской системы устанавливается в конечном счете тем, в какой мере ей удавалось ответить на коренные вопросы общества. Никогда ранее философия не играла такой важной роли в жизни общества, как в современную эпоху. Вступление человечества в качественно новое состояние предопределяет необходимость переосмысления экзистенциальных основ существования человека и определения новой системы ценностных ориентаций.
Абсолют – философское понятие, обозначающее всякую, бесконечную духовную первооснову Вселенной; первоначало всего сущего, которое не зависит ни от чего другого, само содержит все существующее и творил его. Для религии абсолют – это Бог, для Гегеля – Мировой дух, для Шопенгауэра - Воля и т.п.
Абсолютная истина – полное, исчерпывающее знание о реальной действительности. Сведения, которые тождественны своему предмету.
Абстракция – результат процесса абстрагирования, т.е. отвлечения, мысленного выделения какой-либо стороны, аспекта и отбрасывания всего того, что мешает целенаправленному рассмотрению предмета исследования.
Агностицизм – философское учение, отрицающее возможность достоверного познания сущности реальной действительности.
Аксиология – философское учение о ценностях, об их происхождении и сущности, об их месте в жизни общества и человека.
Альтруизм – нравственный принцип, заключающийся в бескорыстном служении другим людям.
Анализ и синтез – процедуры мысленного расчленения целого на части и создание целого из частей.
Аналогия – 1) сходство в каком-либо отношении между предметами, явлениями или понятиями; 2) форма умозаключения, когда на основании сходства двух предметов, явлений в каком-либо отношении делается вывод об их сходстве в других отношениях.
Антиномия – противоречие между положениями, каждое из которых признается логически доказуемым (например, прерывность и непрерывность материи).
Антропология – наука о происхождении и эволюции человека.
Антропоцентризм – философское учение, согласно которому человек есть центр Вселенной и конечная цель всего мироздания.
Апейрон – бесконечное, вечное, неизмеримое вещество, из которого состоят вещи.
Апория – в античной философии – логическое затруднение, проблема, неразрешимость которой обусловлена неявно содержащимся в ней противоречием.
Апостериорный – приобретенный опытным путем, основанный на опыте (противоп. - априорный).
Аскетизм – 1) учение и практический метод достижения нравственного совершенства посредством саморегуляции человеком своих телесных потребностей и ограничения и подавления чувственных влечений и желаний; 2) крайнее воздержание, отказ от жизненных благ.
Атеизм – система воззрений, отвергающая исходя из данных естествознания, всю совокупность религиозных представлений, в том числе и отрицание существования Бога.
Атрибут – неотъемлемое, существенное свойство объекта (например, движение – атрибут материи).
Атом – мельчайшая частица химического элемента, носитель его свойств, представляет собой сложную систему, состоящую из положительно заряженного ядра и движущихся вокруг него отрицательно заряженных электронов.
Бессмертие– качество живых существ, имеющее для человека значение высшей онтологической ценности. Приписывается сверхъестественным существам (Богу, ангелам, духам).
Бессознательное – процессы психологического характера, которые протекают вне сознания, не контролируются им и отличаются от феноменов сознания.
Бог – основное понятие религиозного мировоззрения. Богу присваиваются высшие духовные совершенства, такие как: вечность, независимость, самобытность, неизменность, всеведение, премудрость, благость, любовь, праведность, истина, всемогущество, беспредельное величие и неприступная слава. Бог противопоставлен материальному миру, для которого характерны ограниченность и несовершенство.
Бытие – философская категория, обозначающая существование, действительность, объективная реальность, существующая независимо от сознания человека.
Вера – форма проявления духовной жизни, особое состояние сознания, жизненная позиция; в философии вера проявляется в утверждениях, принимаемых без основания, представляемых как самоочевидные аксиомы.
Верификация – проверка истинности теории через сопоставление ее с фактами действительности.
Вероятность – это возможность, взятая с ее количественной стороны, количественная мера возможности, характеризующая те пределы, в которых существует возможность.
«Вещь в себе» - по Канту – сущность предмета, которая не может быть познана человеком.
Возможность и действительность – если действительность есть актуальное бытие, то возможность – потенциальное бытие, это будущее, содержащееся в настоящем.
Всеединство – центральное понятие ряда философских учений, означающее принцип совершенного единства множества различных элементов. Это понятие основано на древней идее о том, что «все существует во всем».
Волюнтаризм– философское учение, объявляющее волю высшим признаком бытия, противопоставляющее ее законам бытия и утверждающее её независимость от мира.
Гелиоцентризм – учение о центральном положении Солнца в планетной системе, утвердившееся после работ Коперника и пришедшее на смену геоцентрической системе мира.
Генезис – происхождение, возникновение; процесс образования и становления развивающегося явления.
Гипотеза – научное предположение, истинность которого не доказана с абсолютной достоверностью, но является возможной или весьма вероятной.
Гносеология – раздел философии, в котором рассматриваются вопросы о сущности познания, о путях постижения истины, её основах и критериях.
Движение – всякое изменение вообще; способ существования, атрибут материи.
Дедукция– логическое умозаключение от общего к частному, от общих суждений к частным (срав. умозаключение от частных к общему - индукция).
Детерминизм – учение о всеобщей причинной обусловленности природных, общественных, психических явлений.
Деятельность – форма существования человеческого общества, проявление активности субъекта, выражающийся в целесообразном изменении окружающего мира, а также в преобразовании человеком самого себя.
Диалектический материализм– философия марксизма-ленинизма, отличительными чертами которой являются диалектика и материалистическое объяснение человека, природы, общества.
Добро и зло – категории этики, выражающие в обобщенном виде должное (нравственную ценность - добро) и недолжное (зло – ценностно-противоположная цель).
Догма – утверждение, лежащее в основании доктрины, принимаемое без доказательств.
Догматизм – некритический, односторонний тип мышления, отвергающий принцип конкретности, динамичности, отвергающий диалектику абсолютного и относительного в ней.
Душа – понятие, выражающее исторически изменившиеся воззрения на психику и внутренний мир человека.
Заблуждение – несоответствие знания его объекту, расхождение субъективного образа действительности с его объективным прообразом.
Закон – существенная, повторяющаяся, устойчивая связь явлений, обуславливающая их упорядоченное изменение.
Здравый смысл – чувство правильности и общего блага. Здравый ум выступает в качестве средства против излишних крайностей, запутанности и усложненности.
Знак – чувственно воспринимаемый предмет, который в процессе практической и духовной деятельности человека репрезентирует (представляет) другой, отличный от него предмет.
Знание – результат процесса познания, истинность которого проверяется практикой; это отражение действительности в сознании человека в виде восприятий, представлений, понятий, суждений, теорий.
Идеализм– направление в философии, считающее духовное первоосновой мира, природы, сущего. Идеализм является философским антиподом натурализма, материализма, реализма.
Идеальное – субъективный образ объективной реальности, возникающий в процессе целесообразной деятельности человека, выраженное в формах сознания и воли человека. В гносеологическом плане идеальное выступает в своей высшей форме – как способность сознания, разума отражать, воспроизводить, понимать реальность в чувствах, мыслях, языке и деятельности человека.
Интенция – направленность сознания, мышления на какой-нибудь предмет.
Иррационализм – в онтологии – учение, согласно которому в мире нет устойчивых, фиксированных элементов и связей между ними. В гносеологии – учение, отрицающее возможности разума в процессе познания действительности, признающее основным видом познания инстинкт, откровение, веру.
Истина– адекватное отражение объективной реальности познающим субъектом, воспроизводящее познаваемый предмет так, как он существует вне и независимо от сознания.
Качество – система важнейших, необходимых свойств предметов; внешняя и внутренняя определенность, система характерных черт предметов, теряя которую предметы перестают быть тем, что они есть.
Конфликт – понятие, означающее противоборство противоположностей.
Концепция – 1) система взглядов; 2) единый, определяющий замысел, ведущая мыль какого-либо научного труда.
Креационизм – религиозное учение о сотворении мира Богом из ничего.
Культура– исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.
Ложь – преднамеренное искажение истины, умышленное утаивание истины.
Любовь – чувство, которое переживают и понимают как влечение, привязанность, страсть. Это свободное, не подвластное ни внешнему принуждению, ни разуму проявление человеческого существа, экзистенциальное, а не рассудочно-рациональное отношение к человеку, предмету, знанию, деятельности, природе, отечеству.
Марксизм – учение К.Маркса и Ф.Энгельса, представляющее с собой комплекс экономических, философских, политических взглядов.
Материализм – направление в философии, теоретическим ядром которого является сведение сущего к материи, т.е. материя первична.
Материя – объективная реальность, существующая независимо от человеческого сознания и отражаемая им. Все объективно существующее представляет собой различные формы существования и движения материи в пространстве и времени: материальные объекты упорядочены и различны по типам (элементарные частицы, поля, макротела, планетарные структуры, звездные и галактические системы, биологические и социальные организации). Признание первичности материи по отношению к сознанию и её независимости от сознания – основной принцип философского материализма.
Метафизика – «после физики» (так были названы философские сочинения Аристотеля, помещенные после его трактатов по физике) – 1) философское учение о наиболее общих основаниях бытия, в том числе существования человека, выраженных в отвлеченных, непосредственно не выводимых из опыта, понятиях; 2) метод познания, противоположный диалектике, рассматривающий явления вне их взаимной связи и развития.
Метод – 1) способ познания, исследования явлений природы и общественной жизни; 2) прием, способ или образ действия.
Методология – 1) учение о научном методе познания; 2) совокупность методов, применяемых в какой-либо науке.
Мировоззрение – система наиболее общих представлений о мире в целом и месте человека в этом мире.
Наблюдение- познавательная деятельность, связанная с преднамеренным целенаправленным восприятием предметов и явлений внешнего мира.
Наука – деятельность, связанная с выработкой и теоретической систематизацией знаний о действительности.
Натурфилософия – философия природы; философское учение, особенностью которого является преимущественно умозрительное истолкование природы, рассматриваемой в её целостности.
Норма – 1) узаконенное установление, признанный обязательным порядок, строй чего-либо; 2) установленная мера, средняя величина чего-либо.
Ноосфера – сфера взаимодействия природы и общества, в пределах которой целенаправленная человеческая деятельность становится главным определяющим фактором.
Общественно-экономическая формация – определенный исторический тип общества, особый социальный организм, который функционирует и развивается по законам господствующих в обществе производственных отношений (экономический базис), а также соответствующая им политико-правовая и идеологическая надстройка.
Общественное сознание – категория для обозначения той социальной реальности, которая обуславливается в итоге общественным бытием и является в основном его отражением.
Отражение – свойство материальных систем в процессе взаимодействия воспроизводить посредством своих особенностей особенности других систем. Основой и признаком отражения является взаимодействие материальных систем и возникающие в ходе его адекватные внешним воздействиям изменения (отпечаток, след). Отражение связано с передачей вещества и энергии.
Отрицание – неприятие какого-либо положения.
Пантеизм – философское учение, отождествляющее Бога с природой и рассматривающее природу как воплощение божества.
Патристика– произведения отцов церкви II-VIII вв., в которых изложены основы христианского богословия и философии.
Плюрализм – 1) философское учение, утверждающее, что в основе бытия лежит множество независимых начал; 2) множественность, многообразие чего-либо, напр. мнений, взглядов, форм собственности.
Познание – процесс человеческой деятельности, направленный на отражение объективной действительности в сознании человека.
Политеизм – многобожие – религия, основанная на вере во многих богов (противоп. монотеизм).
Потенция – скрытая возможность, способность, сила, могущая проявиться при известных условиях.
Практика – целенаправленная, предметно-чувственная деятельность человека по преобразованию материальных систем.
Психика – (душа) – способность организма к отражению внешней и внутренней среды.
Разум – философская категория, обозначающая абсолютное начало, которое составляет ядро родовой сущности человека и проявляет себя в формах познания, целеполагания, организации и производства.
Развитие – вид движения, качественного необратимого изменения, направленного на изменение системы.
Рационализм– 1) философское направление, признающее (в противоп. эмпиризму) разум решающим источником истинного знания; 2) рассудочное отношение к жизни.
Реализм – 1) направление в литературе, ставящее себе задачей дать наиболее полное, адекватное отражение действительности; 2) наивный реализм – естественное, стихийное, основанное на повседневном опыте и практике убеждение каждого человека в том, что вещи, мир существуют независимо от нас, от наших ощущений, от нашего сознания, в том виде, как мы их воспринимаем; 3) схоластический реализм – направление в средневековой схоластике (противоп. номинализму), признававшее объективную реальность общих понятий – универсалий, существующих независимо от отдельных вещей; 4) научный реализм – утверждение, согласно которому научные исследования являются единственным средством достижения истинного знания; 5) ясное понимание и учет условий реальной действительности при осуществлении чего-либо.
Революция – коренной переворот, глубокое, качественное изменение в развитии природы, общества или познания.
Регресс – переход от более высоких форм развития к низшим; движение назад, изменения к худшему (противоп. прогресс).
Религия – одна из форм общественного сознания – совокупность духовных представлений, основанных на вере в существование Бога, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ).
Релятивизм – методологический принцип, состоящий в абсолютизации относительности и условности знания и ведущий к отрицанию возможности познания объективной истины.
Рефлексия – принцип философского мышления, обращение мышления на себя, к своим истокам, предпосылкам, формам; анализ собственного психического состояния.
Самосознание – познание и оценка человеком самого себя как мыслящего, чувствующего и деятельного субъекта.
Свобода воли – философская категория, означающая способность человека самостоятельно определять свои поступки, действовать по своему усмотрению, на основании собственного решения.
Сенсуализм – философское направление, признающее единственным источником познания ощущения.
Система– 1) множество закономерно связанных друг с другом элементов (предметов, явлений, взглядов, принципов, знаний), представляющее собой определенное целостное образование, единство; 2) общественный строй, напр. капиталистическая система.
Скептицизм– 1) философское воззрение, характеризующееся сомнением в существовании какого-либо надежного критерия истины (ср. агностицизм); 2) критическое, недоверчивое отношение к чему-либо, сомнение в возможности, правильности или истинности чего-либо.
Синтез – метод научного исследования, состоящий в познании его как единого целого; синтез связан с анализом.
Смерть – завершающий момент существования живого существа.
Смысл жизни – наиболее ценное в жизни, выступающее как высшая цель человеческого бытия, которой должны быть подчинены частные цели. Отношением к смыслу жизни определяется личное достоинство, поскольку оно является ценностной характеристикой данного человека.
Соборность – один из основных признаков христианской церкви, фиксирующий ее самопонимание как всеобщей, универсальной.
Совесть – целостное духовное образование (интеллектуальное, эмоциональное, волевое), являющееся основой нравственной жизни человека.
Сознание – категория философии, обозначающая человеческую способность идеального воспроизведения действительности.
София– разумное умение, реализующееся в целесообразном творчестве.
Структура – взаиморасположение и связь составных частей чего-либо; строение, устройство.
Субстанция – материя в единстве всех форм ее движения; неизменная основа, сущность вещей и явлений.
Субстрат – общая материальная основа всех процессов и явлений, носитель, субстанция.
Субъект и объект - (в теории познания) субъект – познающий человек, объект – предмет, на что направлена познавательная активность субъекта.
Сущее– философская категория, обозначающая: 1) совокупность многообразных проявлений бытия; 2) любую вещь или субъект в аспекте их причастности бытию; 3) онтологический абсолют.
Сущность и явление – сущность – это отношения или свойства системы, от которых зависят другие ее отношения или свойства. Явление – это свойства, признаки и отношения системы, обусловленные ее сущностью.
Табу – система запретов на совершение определенных действий в рамках мифологической культуры (использование предметов; употребление некоторых слов; проникновение в запретные места).
Творчество – деятельность человека, общества, связанная с созданием нового в интересах социального прогресса.
Теизм – религиозно-философское учение, считающее Бога абсолютной бесконечной личностью, стоящей над миром и человеком.
Томизм (по имени христианского богослова ХIII в. Фомы (Тhomas) Аквинского) – направление католической философии и теологии, соединившее христианские догматы и метод Аристотеля.
Трансцендентный – в идеалистической философии – выходящий за границы возможного опыта, лежащий за пределами опыта, недоступный познанию.
Универсалии – в средневековой философии – общие понятия.
Утилитаризм – направление, признающее пользу и выгоду критерием нравственности; узкий практицизм, стремление извлекать из всего непосредственную материальную выгоду, пользу.
Факт – действительное, невымышленное происшествие, событие, явление; твердо установленное знание, данное в опыте, служащее для какого-либо заключения, вывода, являющееся проверкой какого-либо предположения.
Феномен – 1) в философии то же, что и явление; в идеалистической философии – субъективное содержание нашего сознания, не отражающее объективной действительности; 2) редкое, необычное явление или выдающийся, исключительный в каком-либо отношении человек.
Фрейдизм – учение австрийского психиатра и психолога З.Фрейда (1856-1939), создателя психоанализа как метода лечения психических заболеваний.
Функция – обязанность, круг деятельности; назначение, роль.
Футурология – комплексная дисциплина, основывающаяся на данных общественных и естественных наук, ставящая целью предвидение будущего человечества и отдельных сфер жизни общества; прогнозирование.
Хаос – 1) в древнегреческой мифологии – зияющая бездна, наполненная туманом и мраком, из которой произошло все существующее; 2) полный беспорядок, неразбериха.
Христианство – одна из мировых религий (наряду с буддизмом и исламом), названа по имени её основателя Иисуса Христа – богочеловека, сошедшего с неба на землю и принявшего страдания и смерть ради спасения людей. Христианство возникло в начале I в. н.э., в IV в. стало господствующей религией Римской империи.
Целесообразность – соответствие предмета определенной норме, которая выступает в данной ситуации как цель.
Целостность – высшая форма организованности, связности и упорядоченности предмета; высшее качество предмета, содержащее в себе как бы матрицу всех его возможных проявлений в сфере материи и духа.
Цель – идеальный образ и предвосхищающая модель жизненных ситуаций человека; специфический способ детерминации человеческой деятельности.
Чувственное познание – начальная ступень познания, формирующаяся в процессе непосредственного взаимодействия субъекта с внешним миром.
Эволюция – одна из форм движения, развития в природе и обществе – непрерывное, постепенное количественное изменение (в отличие от революции – коренного, качественного изменения).
Эгоизм– себялюбие, предпочтение своих личных интересов интересам других людей.
Экзистенциализм – философское направление, считающее, что предметом философии является человеческое существование, человек, который рассматривается лишь как духовное начало.
Эксперимент – 1) научно поставленный опыт, наблюдение исследуемого явления в точно учитываемых условиях, позволяющих следить за ходом явления и многократно воспроизводить его при повторении этих условий; 2) вообще опыт, попытка осуществить что-либо.
Экстраполяция– метод научного исследования, заключающийся в распространении выводов, полученных из наблюдения над одной частью явления, на другую часть его.
Элемент – далее неделимый компонент системы при данном способе ее расчленения.
Эмпатия– вчувствование, проникновение во внутренний мир другого человека (сочувствия).
Эмпиризм – направление в теории познания, считающее чувственный опыт основным источником знания.
Эсхатология– религиозное учение о конечных судьбах мира и человека (напр., в христианстве – учение о неизбежном пришествии страшного суда, наказании грешников и воскрешении праведников).
Этика – 1) философское учение о морали, изучающее условия возникновения морали, ее сущность, понятийные и императивные формы; 2) система норм нравственного поведения человека, какой-либо общественной или профессиональной группы.
Этнософия – народная мудрость, здравый смысл народа, воплощенные в его фольклоре, пословицах, поговорках, афоризмах, в образном мышлении.
Язык – система знаков, имеющих значения; способ существования сознания и общения человека посредством членораздельных голосовых звуков (а также дополняющих их движений лица, тела, письменных знаков), наделенных жизненно значимой совокупностью смыслов.
Алексеев П.В. Панин А.В. Философия: Учебник для вузов. М., 2010.
Асмус В.Ф. Античная философия. М., 2010.
Белова З.С. Визуализация научно-теоретического знания. Чебоксары: Изд-во Чуваш ун-та, 2009.
Бучило Н.Ф., Чумаков А.И. Философия. Учеб. пособие. СПб: Питер, 2009.
Введение в философию: Учебник для вузов: В 2 ч. /Под ред. И.Т. Фролова. М., 2010.
Горбачев В.Г. Основы философии. Курс лекций. М., 2009.
Канке В.А. Философия: Исторический и систематический курс: Учебник. М., 2010.
Кант И. Критика чистого разума. Пер. с нем. М., 2008.
Краткий философский словарь. / Под редакцией А.П. Алексеева. М., 2010.
Мир философии: Книга для чтения: В 2 кн. М.. 2010.
Онтология: Основные понятия: Учеб. пособие. Казань, 2009.
Основы современной философии. Учебник для высших учебных заведений / Под ред. М.Н. Росенко. СПб, 2009.
Спиркин А.Г. Философия: Учебник. М: Гардарики, 2010.
Толпыкин В.Е. Основы философии. М., 2009.
Философия/Под ред. В.Н.Лавриненко.М., 2009. Философский энциклопедический словарь. М.: Сов. энцикл., 2010.
Философия. В вопросах и задачах: Учебное пособие для вузов/ Лавриненко В.Н., Ратников В.П., Юдин В.В. М., 2009.
Христоматия по философии. Учебное пособие /Сост. П.В.Алексеев, А.В. Панин. М., 2010.
Чанышев А.Н. Философия древнего мира. М., 2009.
Шишкина В.И., Пурынычева Г.М. История русской философии (XI – нач. XX вв.). Учебник. Йошкар-Ола, 2007.
* Термин «материя» древнегреческими философами не употреблялся, в переводе с латыни «материя» означает «вещество».
* Кант И. Соч.: В 6 т. Т.2. М., 1964. С. 26.