Суть категории «бытия» в философии

 

Проблема бытия - одна из главных в философии. Бытие означает существовать, быть, находиться в наличности. Как философская категория, бытие обозначает реальность, лежащую за пределами возможности человеческого опыта, а потому не зави­сящую ни от человека с его сознанием, ни от человечества. Бы­тие - это реально существующая, стабильная, самостоятельная, объективная, вечная, бесконечная субстанция, которая включает в себя все сущее. Философы часто вводят и категорию «дейст­вительность» (реальность), под которой понимается вся сово­купность всех состояний объектов мира в прошлом, настоящем и будущем. Если речь идет об объективной реальности, то по­нимается объективное существование каких-либо предметов, явлений, независимо от сознания человека. Наряду с объектив­ной реальностью существует и субъективная реальность (идеи, существующие в голове конструктора, ученого, еще не овеществленные). Субъективная реальность понимается как сознание и все те процессы и события, которые в нем происходят. Хотя только с помощью «чистой» мысли нельзя ни построить дом, ни приготовить еду, но мысли, образы, идеи, чувства и желания мо­гут заставить человека все это сделать, могут изменить всю его жизнь, могут оказаться не менее значимыми, чем материальные предметы и явления. Таким образом, существующая вне челове­ческого сознания объективная реальность, а также субъективная реальность, являющаяся продуктом сознания, несмотря на их большие отличия, находятся в тесном единстве, глубоко связа­ны, взаимодействуют и влияют друг на друга. Связующим звеном между ними является человек, как существо, принадлежа­щее и объективному (в силу телесности), и субъективному (в силу сознания) миру.

Бытие - это единство субъективной и объективной реальности. А человек - центр бытия, его судьба - ядро философской проблемы бытия в целом. Человек сам творит собственный мир – мир человека, создает свой мир искусственных вещей, явлений, создает общество, культуру, свою «историческую реальность». Основными формами бытия являются: материальное, идеальное, человеческое, социальное, ноуменальное и феноменальное. Категорией, противоположной бытию, является небытие.

Основные подходы к понятию «материя»

Самой распространенной формой является материальное бытие. Стремясь постичь природу объективной реальности, которую в философии принято обозначать с помощью понятия «материя», мыслители еще в древности пришли к разным мнениям. Одни считали, что первоосновой в строении материально­го мира является вода (греческий философ Фалес), Гераклит ос­новой всего сущего предполагал огонь, Демокрит и Эпикур -атомы, Платон и религиозные философы первоосновой мира считали Бога, Божественную мысль, Слово (Логос).

В XVII веке под материей понимали вещество. Но развитие науки и техники в XIX в. убедило, что в мире имеются такие материальные объекты, которые не являются веществом (приме­ром являются электромагнитные поля), что возможен взаимопе­реход между веществом и энергией, светом.

К началу XX века под материей понималась такая философская категория (понятие) для обозначения всего того, что лежит вне нашего сознания (объективная реальность). О кон­кретных формах проявления этой реальности говорить бессмыс­ленно, ибо этих форм, вероятно, бесконечное множество.

Под материей понимается субстанция, «общее в вещах». Но общее в природе существует через конкретные вещи и явле­ния, поэтому под материей понимают и единичное, которое не­посредственно воздействует на органы чувств, вызывая ощущения. Как объективная реальность, материя способна воздейство­вать на наши ощущения, что создает основу для того, чтобы на­ше сознание могло воспринимать окружающий мир, т.е. позна­вать эту объективную реальность. Материя - это нечто, что по своим качествам противоположно тому, что называется «созна­нием», или субъективной реальностью. Единство общего и еди­ничного в каждом конкретном объекте предполагает третье зна­чение термина «материя», когда под ней понимается совокуп­ность всех материальных образований в природе, существую­щих независимо от познания их человеком.

Существует несколько подходов к понятию «материя». Во-первых, материалистический подход, согласно которому материя есть основа бытия, все остальное - дух, человек, общест­во — порождение материи. Как утверждают материалисты, мате­рия первична, представляет собой наличное бытие.

Во-вторых, существует объективно-идеалистический подход, согласно которому материя объективно существует как по­рождение (объективизация) независимо от всего сущего (абсо­лютного) духа.

В-третьих, субъективно-идеалистический подход утвер­ждает, что материи как самостоятельной реальности не сущест­вует вообще, она лишь продукт (феномен, кажущееся явление, «галлюцинация») субъективного (существующего только в виде сознания человека) духа. И, наконец, позитивистский подход считает, что понятие «материя» ложно, поскольку его нельзя доказать и полностью изучить при помощи опытного научного исследования.

Как известно, в современной российской науке и филосо­фии утвердился материалистический подход к проблеме бытия и материи, согласно которому материя есть объективная реальность и основа бытия, первопричина, а все иные формы бытия - дух, человек, общество - проявления материи и производные от нее. Элементами структуры материи являются неживая и живая природа, социум (общество).