Суть категории «бытия» в философии
Проблема бытия - одна из главных в философии. Бытие означает существовать, быть, находиться в наличности. Как философская категория, бытие обозначает реальность, лежащую за пределами возможности человеческого опыта, а потому не зависящую ни от человека с его сознанием, ни от человечества. Бытие - это реально существующая, стабильная, самостоятельная, объективная, вечная, бесконечная субстанция, которая включает в себя все сущее. Философы часто вводят и категорию «действительность» (реальность), под которой понимается вся совокупность всех состояний объектов мира в прошлом, настоящем и будущем. Если речь идет об объективной реальности, то понимается объективное существование каких-либо предметов, явлений, независимо от сознания человека. Наряду с объективной реальностью существует и субъективная реальность (идеи, существующие в голове конструктора, ученого, еще не овеществленные). Субъективная реальность понимается как сознание и все те процессы и события, которые в нем происходят. Хотя только с помощью «чистой» мысли нельзя ни построить дом, ни приготовить еду, но мысли, образы, идеи, чувства и желания могут заставить человека все это сделать, могут изменить всю его жизнь, могут оказаться не менее значимыми, чем материальные предметы и явления. Таким образом, существующая вне человеческого сознания объективная реальность, а также субъективная реальность, являющаяся продуктом сознания, несмотря на их большие отличия, находятся в тесном единстве, глубоко связаны, взаимодействуют и влияют друг на друга. Связующим звеном между ними является человек, как существо, принадлежащее и объективному (в силу телесности), и субъективному (в силу сознания) миру.
Бытие - это единство субъективной и объективной реальности. А человек - центр бытия, его судьба - ядро философской проблемы бытия в целом. Человек сам творит собственный мир – мир человека, создает свой мир искусственных вещей, явлений, создает общество, культуру, свою «историческую реальность». Основными формами бытия являются: материальное, идеальное, человеческое, социальное, ноуменальное и феноменальное. Категорией, противоположной бытию, является небытие.
Основные подходы к понятию «материя»
Самой распространенной формой является материальное бытие. Стремясь постичь природу объективной реальности, которую в философии принято обозначать с помощью понятия «материя», мыслители еще в древности пришли к разным мнениям. Одни считали, что первоосновой в строении материального мира является вода (греческий философ Фалес), Гераклит основой всего сущего предполагал огонь, Демокрит и Эпикур -атомы, Платон и религиозные философы первоосновой мира считали Бога, Божественную мысль, Слово (Логос).
В XVII веке под материей понимали вещество. Но развитие науки и техники в XIX в. убедило, что в мире имеются такие материальные объекты, которые не являются веществом (примером являются электромагнитные поля), что возможен взаимопереход между веществом и энергией, светом.
К началу XX века под материей понималась такая философская категория (понятие) для обозначения всего того, что лежит вне нашего сознания (объективная реальность). О конкретных формах проявления этой реальности говорить бессмысленно, ибо этих форм, вероятно, бесконечное множество.
Под материей понимается субстанция, «общее в вещах». Но общее в природе существует через конкретные вещи и явления, поэтому под материей понимают и единичное, которое непосредственно воздействует на органы чувств, вызывая ощущения. Как объективная реальность, материя способна воздействовать на наши ощущения, что создает основу для того, чтобы наше сознание могло воспринимать окружающий мир, т.е. познавать эту объективную реальность. Материя - это нечто, что по своим качествам противоположно тому, что называется «сознанием», или субъективной реальностью. Единство общего и единичного в каждом конкретном объекте предполагает третье значение термина «материя», когда под ней понимается совокупность всех материальных образований в природе, существующих независимо от познания их человеком.
Существует несколько подходов к понятию «материя». Во-первых, материалистический подход, согласно которому материя есть основа бытия, все остальное - дух, человек, общество — порождение материи. Как утверждают материалисты, материя первична, представляет собой наличное бытие.
Во-вторых, существует объективно-идеалистический подход, согласно которому материя объективно существует как порождение (объективизация) независимо от всего сущего (абсолютного) духа.
В-третьих, субъективно-идеалистический подход утверждает, что материи как самостоятельной реальности не существует вообще, она лишь продукт (феномен, кажущееся явление, «галлюцинация») субъективного (существующего только в виде сознания человека) духа. И, наконец, позитивистский подход считает, что понятие «материя» ложно, поскольку его нельзя доказать и полностью изучить при помощи опытного научного исследования.
Как известно, в современной российской науке и философии утвердился материалистический подход к проблеме бытия и материи, согласно которому материя есть объективная реальность и основа бытия, первопричина, а все иные формы бытия - дух, человек, общество - проявления материи и производные от нее. Элементами структуры материи являются неживая и живая природа, социум (общество).