Философия как тип мировоззрения

Предмет философии

 

Ценность философии сегодня состоит в том, что она заставля­ет нас осознавать существование таких вопросов, которые не входят в сферу науки. Например, что есть добро и что такое зло? В чем смысл человеческой жизни? Что такое душа человека?

Философия существенно отличается от специальных наук. Возникновение философии означало появление особой духовной установки - поиска гармонии знаний о мире с жизненным опытом людей, с их верованиями, идеалами, надеждами.Она мыслилась не как простое собрание истины, а как стремление к истине, как такой идеальный настрой души и ума человека, который способен привести к гармоничному равновесию. Философы всех времен стремились познать высшую истину, указывающую правильный путь в жизни, поэтому важнейшей проблемой для них становится разрешение проблемы всеобщего, устойчи­вого и неизменного, стоящего за множеством отдельных изменчивых вещей: стремление открыть первопричину, которая все порождает и всем управляет в мире.

Своей целью философия ставит познание истины, т.е. пер­воначала, вечного и неизменного бытия. Истинное знание о ми­ре и мышлении человек получает разумом, опираясь на опыт. Поэтому фило­софия выступает как наука о всеобщем, которая исследует сущее само по себе, первые причины и следствия.

Философия - форма духовной деятельности, направленная на постановку, анализ и решение коренных мировоззренческих вопросов, связанных с выработкой целостного взгляда на мир и на место человека в нем. В античности все теоретическое зна­ние, которое имелось у человечества, называлось философией. По мере накопления знаний от философии отделились матема­тика, физика, астрономия, медицина, право и другие науки. Счи­талось, что представители конкретных наук будут собирать опытный материал, а философы будут его обобщать на теорети­ческом уровне. Современная философия преодолела эту пози­цию и считает, что для успешного развития как философии, так и конкретных наук необходим их тесный союз и взаимодейст­вие. Философия стремится раскрыть всеобщие законы развития природы, общества, мышления, познания, общественного созна­ния, мировоззрения, духовного мира человека.

 

Мировоззрение - это целостный взгляд на мир и место че­ловека в нем. Известны три основные формы мировоззрения: мифология, религия, философия, которую считают особым, на­учно-теоретическим типом мировоззрения. По мнению А.Г.Спиркина, мировоззрение – это «обобщенная система взглядов человека (и общества) на мир в целом, на свое собственное место в нем, понимание и оценка человеком смысла своей жизни и деятельности, судеб человечества; совокупность обобщенных научных, философских, социально-политических, правовых, нравственных, религиозных, эстетических ценностных ориентаций, верований, убеждений и идеалов людей» (Спиркин А.Г. Философия: Учебник. – М.: Гардарики, 2000. С. 9).

Обладая общими знаниями о своем месте в мире, человек строит и общую свою деятельность, определяет общие и част­ные цели в соответствии с определенным мировоззрением.

Мировоззрение - основа человеческого сознания. Для его характеристики существенное значение имеет пропорциональ­ное присутствие ряда компонентов - знаний, убеждений, веро­ваний, настроений, надежд, норм, ценностей и т.д. В структуре мировоззрения выделяют следующие четыре компонента:

- во-первых, познавательный компонент. Основывается на обобщенных знаниях: повседневных, профессиональных, науч­ных и т.д. Он представляет конкретно-научную и универсаль­ную картины мира, которые являются определенной суммой зна­ний, накопленных наукой и историческим опытом людей;

- во-вторых, ценностно-нормативный компонент. Он включает в себя ценности, идеалы, убеждения, верования, нормы и т.д. Назначение мировоззрения состоит не только в том, чтобы человек опирался на какие-то общественные знания, но и в том, чтобы он мог руководствоваться определенными общест­венными регуляторами. Ценность - это свойство какого-то предмета, явления удовлетворять потребности, желания людей.

Ценностное отношение человека к миру и к самому себе формируется в определенную иерархию ценностей, на вершине которой располагаются своего рода абсолютные ценности, зафиксированные в тех или иных общественных идеалах. Вследствие устойчивой, повторяющейся оценки человеком своих от­ношений с другими людьми появляются социальные нормы: мо­ральные, религиозные, правовые и другие, регулирующие по­вседневную жизнь как отдельного человека, так и всего общест­ва. Нормы являются тем средством, которое сближает ценност­но-значимое для человека с его практическим поведением;

- в-третьих, эмоционально-волевой компонент. Для того чтобы знания, ценности и нормы реализовались в практических поступках и действиях, необходимы их эмоционально-волевое освоение, превращение в личные взгляды, убеждения, верования, а также выработка психологической установки на готов­ность действовать определенным образом;

- в-четвертых, практический компонент. Мировоззрение - это не просто обобщение знания, ценности, убеждения, установки, а реальная готовность человека к определенному типу пове­дения в конкретных обстоятельствах.

Полученные знания, сложившиеся убеждения, мысли, чув­ства, настроения, соединяясь в мировоззрении, представляют определенную систему понимания человеком мира и самого себя. В реальной жизни мировоззрение в сознании человека - это определенные убеждения, взгляды на мир и свое место в нем. Если философия - теоретический уровень мировоззрения, то фило­софское мировоззрение выступает в форме знания и носит сис­тематизированный, упорядоченный характер.