Бизнес и предпринимательство. Понятие и сущность

ДГМА.. 84313, г. Краматорск, ул. Шкадинова, 72

ЛИТЕРАТУРА

1. Методические указания к самостоятельной работе студентов по дисциплине «Макроэкономика» для студентов дневного и заочного отделения, слушателей последипломного образования для студентов дневного и заочного отделения, слушателей последипломного образования / Сост.: Л.Н. Пономарева, Т.С. Мартыненко. – Краматорск: ДГМА, 2004. – 44 с.

2. Методическое пособие по курсу “Макроэкономика” для студентов экономических специальностей академии, слушателей послевузовского образования. / О.К. Гаршина. – Краматорск: ДГМА, - 2000. – 109 с.

3. Планы семинарских занятий, методические указания к ним по дисциплине «Макроэкономика» для студентов экономических специальностей вуза / Сост.: Л.В. Кузнецова, Л.В. Родичева, Л.Н. Пономарева. – Краматорск.: ДГМА, 2000. – 17 с.

4. Задоя А.А., Петруня Ю.Е. Основы экономики: Учеб. пособие. – К.: Вища шк.: Знання, 1998. –457 с.

5. Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика: Учебник. – 3-е изд. / Под общ. ред. А.В. Сидоровича. – М.: Изд-во “Дело и Сервис”, 2000. – 415с.

6. К. Макконелл, С. Брю. Экономикс. – М.: Республика, 1993. – 785 с.

7. Современная экономика. Многоуровневое учебное пособие / Под ред. О.Ю. Мамедова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. – 420 с.

8. Лингвуд Т. Гайгер. Макроэкономическая теория и переходная экономика. – М.: Инфра-М, 1996. –560 с.

 

 

Конспект лекций

по дисциплине "Макроэкономика"

для студентов экономических специальностей вуза

 

 

Составители: Ольга Константиновна. Гаршина,

Сергей Витальевич Бурлуцкий,

Лидия Николаевна Пономарёва

 

Редактор Елена Александровна Дудченко

 

Подп. в печ. Формат 60х84/16

Ризограф. печать. Усл. - печ. л. Уч.- изд. л.

Тираж экз.

––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

 

При любой экономической системе есть силы, которые являются ведущими в осуществлении основной экономической цели данной системы. В планово-административной системе – это государственные предприятия, в рыночной – бизнес и предпринимательство всех форм собственности, разделяемые по объемам производства на малый, средний и крупный бизнес. Существенное значение играют малые формы бизнеса из-за их многочисленности и высокой рентабельности.

Бизнес и предпринимательство – одни из главных элементов рыночной экономики, без них государство не может интенсивно развиваться. Бизнес и предпринимательство влияют на темпы экономического роста государства, структуру, объем и качество валового национального продукта.

В последнее время такие понятия, как «бизнес» и «предпринимательство», стали смешиваться и утрачивать свой первоначальный смысл.

Одно из самых распространенных на сегодняшний день определений говорит, что бизнес – это любая деятельность, направленная на получение прибыли, осуществляемая путем реализации пользующихся спросом товаров и услуг.

Однако существуют и другие определения, более адаптированные к реальным условиям, например: бизнес – это предпринимательская деятельность, которая ведется субъектами рыночной экономики и государственными органами за счет собственных или заемных средств под свою ответственность и главными целями которой являются получение прибыли и развитие собственного предприятия.

Предпринимательство или предпринимательская деятельность – самостоятельная деятельность граждан и их коопераций, связанная с риском, осуществляемая под свою ответственность, направленная на получение дохода от использования имущества, реализации товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, в соответствии с законом.

Разделить эти понятия сложно, поскольку они равнозначны, однако, безусловно, имеются отличия.

Бизнес, как и предпринимательская деятельность, делится по размерам своей реализации на крупный, средний и малый. Они отличаются существенно и в объемах производства, и в размерах основных фондов, и в трудовых и финансовых ресурсах. Крупный бизнес – это одна из основ современной экономики, а мелкое и среднее предпринимательство – важный показатель ее состояния и развития.

Предпринимательство как основа бизнеса предполагает собственное дело, что всегда связано с опасностью потерять его и лишиться затраченных материальных и интеллектуальных ресурсов.

Для интенсивного развития бизнеса и предпринимательства необходимы определенные условия и факторы:

1) предпринимательская способность, личные интересы, созидательные идеи, выгоды;

2) существование свободного места на рынке или вероятность расширения рынка;

3) возможность увеличения прибыли;

4) способность экономно использовать ресурсы, введение новшеств;

5) возможность предсказания кризисных ситуаций и путей их разрешения.

Каждый начинающий предприниматель или бизнесмен должен предварительно проанализировать все факторы, влияющие на дело, например:

1) выбрать главное направление собственного дела, учитывая собственный опыт, имеющиеся ресурсы, потенциал и (не в последнюю очередь) конкуренцию и возможный спрос;

2) определить тактику и стратегию организации, коммерческие возможности, подобрать квалифицированный персонал;

3) оценить финансовый потенциал предприятия, просчитать затраты, оборотные и основные средства, необходимый размер уставного капитала и привлечение возможных спонсоров.

На развитие предпринимательства, кроме способностей и желания самого предпринимателя, велико влияние государственной политики и состояния экономики в целом.