Понятие единой транспортной системы России.

ЕДИНАЯ ТРАНСПОРТНАЯ СИСТЕМА РОССИИ И ФАКТОРЫ ЕЁ РАЗВИТИЯ

ЛЕКЦИЯ 3

Роль транспорта в хозяйстве.

Транспортировка грузов – обязательное продолжение любого производственного процесса, в основном в сфере обращения. По функциям транспорт подразделяют на пассажирский и грузовой. Виды транспорта также дифференцируют в зависимости от использования естественных и искусственных путей сообщения. К последним относятся каналы, железные дороги, трубопроводы.

Ведущие характеристики роли транспорта в хозяйстве: пропускная способность (количество перевозимых грузов), мобильность, зависимость от инфраструктуры. В одном виде транспорта сочетать эти характеристики невозможно, поэтому их выделяют в отдельные группы:

1. по наиболее высокой пропускной способности: водный, железнодорожный, трубопроводный;

2. по мобильности: автомобильный, воздушный;

3. по зависимости от инфраструктуры: трубопроводный, железнодорожный.

Из этого следует универсальность видов транспорта. Они могут перевозить практически все виды грузов (за исключением пассажиров на трубопроводном). Разнообразие видов грузов обусловливает узкую специализациютранспортных средств.

Общими показателямиотрасли являются динамика протяжённости транспортных магистралей и перевозочная работа каждого вида транспорта. Они фиксируют результаты конкуренции между старыми и новыми видами транспорта.

ЛИТЕРАТУРА

3, 6.

1. Понятие единой транспортной системы России.

2. Влияние природно-географических и социально-экономических факторов на развитие транспортной системы.

3. Типологические характеристики транспортной системы России.

4. Контейнеризация мировой транспортной системы, транспортные мосты и внешнеэкономические связи.

5. Создание транспортных коридоров и транспортная система России.

Единая транспортная система (ЕТС) – совокупность всех видов транспорта, связанных экономическими, технологическими, техническими и нормативно-правовыми взаимоотношениями. Каждый вид транспорта имеет свою сферу эффективного использования.

Транспортная система России представлена всеми видами транспорта. Каждый вид транспорта выполняет определённые функции в рамках транспортной системы страны, исходя из технико-экономических, географических, исторических особенностей развития провозной способности грузов и пассажиров.

Роль транспорта велика в РФ в связи с большой протяжённостью территории, неравномерным размещением природных ресурсов, существенным различием в специализации районов и уровне их экономического развития.

Транспорт выступает как важный фактор развития специализации и комплексности экономических районов. Он является основой территориального разделения труда, территориальной структуры хозяйственного комплекса страны, а также размещения производства и освоения новых территорий и природных ресурсов. Транспорт играет важную роль в развитии внешнеэко­номических связей со странами ближнего и дальнего зарубежья.

Роль транспорта возрастает в период становления рыночной экономики, так как он обеспечивает перемещение товаров и услуг из одних районов в другие и способствует формированию внутрирайонного, межрайонного и общефедерального рынка. Транспорт выступает как важная составная часть рыночной инфраструктуры.

В 70-е гг. в СССР большую популярность приобрело рассмотрение отдельных видов транспорта в качестве тесно взаимосвязанных звеньев Единой транспортной системы страны, рационально распределяющей все виды грузо- и пассажироперевозок между отдельными видами транспорта и направлениями. Главным условием её реализации выдвигалась общенародная собственность на средства производства. В действительности ЕТС Советского Союза во многом была чисто теоретической конструкцией, далёкой от реальной жизни. То есть во многом желаемое выдавалось за действительное. Как известно, в СССР приобрели большие масштабы встречные перевозки одноимённых грузов, но далеко не всегда использовались наиболее экономичные их потоки и практиковалось рациональное распределение между основными видами транспорта. Однако в период существования СССР была достигнута определённая планомерность в транспортных перевозках. Особенно ярко она проявилась в создании крупных транспортных узлов, где сходились транспортные коммуникации различных видов транспорта и осуществлялись перевалки грузов и пересадка пассажиров с одного вида транспорта на другой.

Крупнейшие транспортные узлы современной России находятся в европейской части страны, в первую очередь это города-миллионеры во главе с Москвой и Санкт-Петербургом.

В 90-х гг. на работу транспорта негативное влияние оказывали нехватка подвижного состава, его низкий технический уровень, нерациональная структура парка, отставание в развитии сети путей сообщения. Недостаток собственных средств предприятий транспортного комплекса и бюджетных инвестиций не позволял в необходимой степени обновлять парк подвижного состава, особенно пассажирских вагонов, автобусов для городского транспорта и самолётов для местных воздушных линий.

Вторая половина 2000-х гг., несмотря на мировой экономический кризис, оказалась более-менее успешной для российского транспорта. В отрасль пошли инвестиции, которые позволили модернизировать многие технологии и закупить новые машины. Более гибкой стала тарифная политика, особенно на железной дороге – это помогло сохранить большую часть пассажиров.

Количество предприятий и организаций, занятых в отрасли, стремительно увеличивалось: в 2006 г. оно составляло 170 тыс., в 2010 г. – 237 тыс., в 2012 г. – 269 тыс. Одной из причин такого роста был как раз мировой кризис, т.к. многие собственники транспортных средств, лишившись заработка на прежнем месте работы, основывали небольшие компании по грузовым или пассажирским перевозкам. Число занятых в отрасли работников – 4,45 млн. Их средняя зарплата составляла 30 064 руб.; однако перевозки – не самый прозрачный бизнес, и реальные доходы транспортников несколько выше. Доля в ВВП транспорта и связи составляла 7,5 % (2011 г, по данным Росстата).

В целом транспортная система России характеризуется развитой транспортной сетью, включающей 124 тыс. км железных дорог (2-е место в мире), из них более 75,3 тыс. км – электрифицированные (1-е место в мире); общая протяжённость российской сети автодорог общего пользования федерального, регионального и местного значения оценивается Росавтодором в 1,1 млн. км. (в том числе протяжённость местных дорог – 0,5 млн. км); свыше 1,3 млн. км авиалиний; 233 тыс. км магистральных трубопроводов; 101,7 тыс. км речных судоходных путей и множество морских трасс.

В 2010 году грузооборот транспорта составил 4,75 трлн. т-км; из них на железнодорожный транспорт пришлось 42%, трубопроводный – 50%, автомобильный – 4,1%, морской – 2,1 %, внутренний водный – 1,1%, авиационный – 0,1%. Данные об изменениях грузооборота представлены в таблице 1.

Таблица 1

Грузооборот по видам транспорта, млрд. т-км

 

вид транспорта/год
транспорт всего 4751,8
магистральный трубопроводный
железнодорожный 2010,6
автомобильный 199,2
морской
внутренний водный 54,3
авиационный 2,5 2,8 2,9 3,4 3,7 3,6 4,7

Пассажирооборот транспорта общего пользования в 2010 году составил 484 млрд. пасс.-км, из них на авиационный транспорт пришлось 30%, автобусный – 29%, железнодорожный – 29%, метрополитен – 9 %. Устойчивой тенденцией последних лет является повышение доли авиационного транспорта (рост по сравнению с 2000 годом почти в 3 раза) и снижение доли железнодорожного транспорта.

Густота путей сообщения (на 1000 км2 территории) в различных регионах Российской Федерации существенно отличается. Наивысшую густоту имеют автомобильные дороги с твёрдым покрытием (59 км на 1000 км2), а самую низкую – внутренние водные судоходные пути (5,9 на 1000 км2).

Поскольку российский внутренний рынок растёт опережающими темпами, можно прогнозировать рост внутренних грузоперевозок на уровне 2-3 % сверх темпов роста ВВП. В сегменте международных грузопотоков можно прогнозировать следующую динамику: темпы роста внешнеторгового грузопотока РФ будут находиться в пределах 5-7 % по экспорту и 9-11 % по импорту. Это будет связано с исчерпанием эффекта посткризисного восстановления и замедлением роста мировой экономики. Рост спроса на товары российского экспорта, кроме топлива (продукцию горнорудной промышленности, чёрной и цветной металлургии, химической, лесной и целлюлозно-бумажной промышленности) будут обеспечивать главным образом азиатские страны (в особенности Китай и Индию).

Основной прирост импортного грузопотока будет достигаться за счёт транспортных средств, машин и оборудования, электрооборудования. В значительной степени это будет обусловлено увеличением импорта вышеперечисленных товарных категорий в связи с изменением таможенных пошлин в рамках ВТО.

Средняя подвижность населения России (на 2011 год) составляла около 6300 км на душу населения в год (в странах Западной Европы – 15-20 тыс. км, в США, Канаде – 25-30 тыс. км в год). По данным Росстата, по состоянию на 2011 год в межсезонье 10 % населения страны фактически отрезаны от остальной территории страны (не имеют доступа к сети круглогодично эксплуатируемых автодорог и/или не имеют доступа к железнодорожным станциям и аэродромам).

Сложившаяся современная транспортная система России представлена 1) широтным направлением «восток – запад» с сетью железнодорожных, автомобильных, трубопроводных и водных путей; 2) меридиональным направлением «север – юг» центрально-европейского направления с выходом в страны ближнего и дальнего зарубежья и Поволжско-Кавказского направления, связавшего Поволжье и Кавказ с Центром, европейским Севером и Уралом. Изменившееся геополитическое положение РФ и сохраняющаяся напряжённость в республиках Северного Кавказа требуют решения ряда неотложных проблем, связанных с новым железнодорожным строительством, чтобы обеспечить надёжные транспортные связи на Центр – Северный Кавказ и Центр – Сибирь, Дальний Восток, поскольку Транссиб отдельным участком проходит по территории суверенного Казахстана, не говоря о Средне-Сибирской и Южно-Сибирской магистралях.