Инфраструктура и реализация ресурсного потенциала территории.

Важную роль в формировании ТСХ играют территории, которые в силу особенностей своего географического, экономико-географического или политико-географического положения обладают особым ресурсным потенциалом развития, выступая в роли контактных (стыковых) зон. По свойствам контактные зоны можно разделить на две группы: 1) контактные зоны, способствующие «расширению» пространства (акватерриториальные зоны (суша-море), примагистральные зоны в районах нового освоения, приграничные зоны, рекреационные зоны и др.); 2) зоны «концентрации» пространства (городские и пригородные зоны). Территории таких типов приобретают повышенную привлекательность для разных видов хозяйственной деятельности, стремящихся максимально использовать особые или уникальные свойства этих территорий – контактность и барьерность.

Каждая из указанных зон обладает (или должна обладать) своим типом транспортного обустройства: только в этом случае реализуется их ресурсный потенциал.

Акватерриториальные зоны Быстрое развитие многоотраслевого морехозяйства, освоение ресурсов шельфовой зоны, повышение роли морского транспорта при одновременном бурном развитии туризма и других форм рекреационной деятельности и ужесточении природоохранных законов заставляет по-новому взглянуть на прибрежные зоны, в особенности на располагающие благоприятными условиями для многофункционального использования. Появляются объективные предпосылки формирования и развития трехзвенных акватерриториальных хозяйственных комплексов с прибрежным звеном как основной базой освоения ресурсов океана, акваториальным звеном в виде стационарных и передвижных установок, специальных судов и глубинным территориальным звеном. В формировании и территориальном стягивании такого комплекса ведущую роль играют крупные портовые центры, которые концентрируют экономическую активность всех трёх звеньев и под воздействием НТР становятся фокусом функционального взаимопроникновения двух сред.

При усложнении функций прибрежных зон возникают конфликтные ситуации, вызванные ограниченностью территорий при росте потребностей различных отраслей-землепользователей (транспорта, промышленности, сельского хозяйства, рекреации и др.). Транспортное обустройство такого комплекса позволяет ослабить «давление» на пространство, повысить экономическую ёмкость акватерриториальных зон, оптимизировать взаиморасположение конкурирующих отраслей.

Эта проблема может решаться путём сооружения внебереговых точечных причалов, число которых в мире уже более двухсот, и специальных платформ (искусственных островов), на которых создаются целые промышленно-транспортные комплексы и городские поселения, в мире их насчитывается около ста. Такие искусственные острова проектируются и строятся в 50 км от побережья у Роттердама, у Мобила (Амери-порт), у берегов Японии.Проблема дефицита площадей решается также искусственным намыванием грунта (например, Маасвлакте, Роттердам) и осушением. Высокий уровень инфраструктурного обустройства привел к тому, что в портах Нидерландов и Атлантического побережья Франции до 80% территории используется в промышленных целях. Такой сдвиг хозяйственной деятельности к морю усиливает потребности в рациональной организации пространства акватерриториальной зоны на основе районной планировки.

Рекреационные зоны К проблемам развития приморских зон примыкают вопросы формирования рекреационных зон, так как пространственно они часто совпадают. Развитие рекреационных функций побережья обостряет проблему площадей, а также усиливает конкуренцию между отраслями-пользователями из-за ужесточения требований к охране окружающей среды. Вопросы организации пространства для рекреационных целей стали разрабатываться сравнительно недавно. Выбор площадок, выделение санитарных зон, нахождение оптимальных размеров поселений для рекреантов – комплексная пространственная задача, которая решается только с учетом: 1) специфики связи с центром, имеющей выраженный сезонный характер; 2) созданием гибких транспортных систем, которые одновременно должны быть и достаточно мощными, поскольку приезжающие на короткий срок рекреанты мобильнее и активнее к восприятию среды, чем местное население.

Производственная инфраструктура позволяет расширить рекреационные территории и рассредоточить в пространстве большое число рекреантов. Создание глубинных зон отдыха и туризма, удалённых до 50 км от прибрежных рекреационных центров, способствует снижению антропогенного воздействия на природные ландшафты. Освобождение площадок для рекреационных целей также требует повышения экономической ёмкости прибрежной территории и более компактного размещения хозяйственных объектов. Это может быть достигнуто террасированием всей территории промышленно-портовых зон путём сооружения двухъярусных причальных линий, двух- и многоэтажных складских помещений и т.д..

Примагистральные зоны в районах нового освоения Эти территории оказывают значительное воздействие на глубинную малообжитую территорию путем генерирования освоенческих импульсов. Данные импульсы придают районам нового освоения особые свойства примагистральной зоны. Примагистральные зоны – это территории, расположенные вдоль транспортных (в первую очередь, железнодорожных) магистралей, становящиеся на определенном этапе развития своих хозяйственных структур (формирование без освоения) из объектов освоения его субъектом. По мере развития транспортных систем разных рангов начинает функционировать механизм воздействия примагистральной зоны на освоение территории. Происходит поэтапная передача освоенческих «импульсов» от баз освоения по определенным каналам транспортной связи во вновь осваиваемые территории. Это выражается в перенесении части освоенческих функций из примагистральной зоны в районы нового освоения с трансформацией существующих и формированием новых баз, с усилением градо- и районообразующих процессов. Это приводит к формированию ядер будущих территориально-производственных комплексов различного типа специализации. В освоенных районах, с крупными городскими агломерациями и развитой сетью сельских населённых пунктов плотность насыщения транспортно-инфраструктурных объектов определяет качество их развития. Транспортная инфраструктура таких районов является фактором, усиливающим их производственную концентрацию.

Приграничные районы Как территории особого типа они реализуют свой ресурсный потенциал в условиях развития экономической интеграции. На первый план выступает фактор территориальной смежности или соседства, обусловливающий значительную концентрацию межгосударственных связей соседствующих стран. Это свойство позволяет соседствующим странам лучше использовать особенности соприкасающихся территориальных структур их экономики. Приграничные районы приобретают характер контактных зон или мостов, по которым проходит пространственное распространение интеграционных процессов, прежде всего там, где данные районы пересекаются транспортными магистралями.

ЛИТЕРАТУРА

3, 6, 7.