Потребление основных видов продуктов питания на душу населения
Использование денежных доходов населения
Показатель | Расход, % |
Покупка товаров и оплата услуг | 78,6 |
Оплата обязательных взносов | 9,2 |
Накопление сбережений во вкладах и ценных бумагах | 4,1 |
Покупка валюты | 6,0 |
Прирост (+) денег на руках населения | 2,1 |
Всего |
Несколько иную структуру потребительских расходов населения, по данным выборочного обследования домашних хозяйств, показывает мониторинг Всесоюзного центра уровня жизни (ВЦУЖ) (в % к итогу):
Потребительские расходы 100
в том числе
на покупку:
продовольственных товаров 38,5
непродовольственных товаров 41,3
оплата услуг 20,2
Несмотря на высокую долю продуктов питания в потребительских расходах, потребление продуктов питания сократилось из-за низкого платёжеспособного спроса населения и сокращения производства в агропромышленном комплексе (АПК).
Удовлетворение потребности населения в тех или иных товарах важно не только по абсолютному объёму, но и в сопоставлении фактического среднедушевого потребления с его рациональной или минимальной нормой (табл. 2). Это позволит оценить степень удовлетворения потребности населения в товарах.
Таблица 2
Продукты | Потребление в кг. | Рекомендуемая норма | в % к рекомендуемой норме |
Мясопродукты | 50,6 | ||
Молокопродукты | 50,8 | ||
Масло животное | 3,5 | 6,1 | 34,4 |
Сахар | 82,9 | ||
Масло растительное | 10,5 | 71,5 | |
Рыба и рыбопродукты | 10,6 | 23,7 | 53,2 |
Государственное регулирование, направленное на повышение среднедушевого потребления населением продовольствия, должно сопровождаться снижением продовольственной зависимости страны от импорта.
Только создание предпосылок для продолжительного устойчивого роста позволит в комплексе решать задачи повышения благосостояния народа.
15.5. Баланс денежных доходов и расходов населения. Методика расчёта.
Методом установления соответствия доходов и расходов населения является разработка баланса денежных доходов и расходов населения.
Отчётный баланс составляется ежемесячно Госкомстатом РФ и Центральным банком РФ в части расходов на покупку и продажу валюты и изменения сбережений.
В разработке прогнозного баланса принимают участие Министерство экономического развития и торговли РФ, Министерство труда и социального развития РФ, Центральный банк РФ и др. Баланс имеет многоцелевое назначение и его показатели используются государственными органами для обоснования ряда решений.
Главная функция баланса – прогноз покупательного спроса населения на товары и услуги для обоснования розничного товарооборота (табл. 3).
Таблица 3
Сокращённая схема баланса денежных доходов и расходов населения
Денежные доходы | Денежные расходы и сбережения |
Оплата труда Социальные трансферты Доходы от собственности Доходы от предпринимательской деятельности Доходы от продажи иностранной валюты Прочие доходы Всего денежных доходов Превышение расходов над доходами – уменьшение денег на руках у населения (+) | Покупка товаров и оплата услуг Оплата обязательных платежей и разнообразных взносов Накопление сбережений во вкладах и ценных бумагах Покупка валюты Прочие расходы Всего денежных расходов и сбережений Превышение доходов над расходами – прирост денег на руках у населения (-) |
Превышение суммы доходов населения над его расходами даёт представление о приросте активов в форме денежной наличности.
Превышение расходов над доходами свидетельствует о том, что потребительские расходы населения финансировались за счёт сокращения накопленных активов домашних хозяйств.
Баланс используется для прогнозирования реальных доходов, структуры спроса населения на товары. Изменения в политике заработной платы, налоговой системе с физических лиц, пенсионного обеспечения, ценовая политика в области платных услуг и другие вопросы увязываются с показателями баланса и отражаются в них.
Данные баланса необходимы для планирования денежного обращения. Изменения курса рубля по отношению к иностранной валюте, процентных ставок по вкладам также учитываются при разработке баланса.
Методика расчёта баланса денежных доходов и расходов населения при переходе к рыночной экономике существенно изменилась. В настоящее время оценка общего объёма доходов строится не на основе прямого учёта отдельных видов доходов (как это было до 1992 г.), а на основе суммирования расходов населения (платы за товары и услуги, обязательных платежей и взносов, сбережений во всех формах, приобретения валюты и т.п.). При этом показатели расходов населения на товары и услуги, получаемые на основе официальной торговой статистики, экспертно досчитываются (приблизительно на 20%). При этом в расходах на товары и услуги учитывается оборот доходов внутри населения (продажа товаров физическими лицами друг другу, транспортные услуги и т.д.). Когда же после этого определяется доля отдельных видов доходов (оплаты труда, социальных трансфертов и т.п.) в их общем объёме, автоматически появляются прочие доходы, куда, в частности, относятся и все доходы от предпринимательской деятельности.
Покупательный (платёжеспособный) спрос населения на товары на основе баланса денежных доходов и расходов населения определяется по формуле:
где - денежные доходы;
- нетоварные расходы (налоги и услуги);
- накопление (прирост сбережений во вкладах и покупке валюты).
Платёжеспособный спрос на товары необходимо отличать от уровня покупательной способности денежных доходов населения, под которой, по методике ВЦУЖ, понимается уровень покупательной способности среднедушевых денежных доходов (количество наборов – прожиточный минимум.
15.6. Прогнозирование структуры потребления. Система потребительских бюджетов населения.
Денежные доходы населения используются для приобретения и потребления материальных благ и услуг. Для прогноза структуры потребления используется нормативный метод. Суть его состоит в том, что при определении потребления и потребности в тех или иных благах не просто воспроизводится структура фактического потребления, она определяется либо с учётом научных представлений о системе потребностей и рациональности тех или иных уровней потребления, либо с учётом потребления, наиболее распространённого в обществе, потребления в той или иной стране и т.п.
Инструментарием, с помощью которого может быть реализован нормативный метод, является разработка системы потребительских бюджетов. Первые опыты разработки и применения потребительских бюджетов в России были в конце 50-х – начале 60-х гг. Среди них центральное место занимала разработка рационального потребительского бюджета (РПБ). Его общая задача и назначение – быть эталоном потребления и мерой различных потребностей людей в материальных и духовных благах.
В состав РПБ входил набор продуктов питания, нормы потребления непродовольственных товаров, нормативы обеспеченности жилищем, платными и бесплатными услугами. При этом рациональные наборы продуктов питания были дифференцированы по группам населения разного возраста, пола и занятости[4].
Нормативы потребления, составляющие РПБ, использовались при разработке народно-хозяйственного плана для определения заданий по производству в ближайшей и отдаленной перспективе. При этом нормативы рационального потребления периодически уточнялись, так как потребности изменчивы и эластичны.
При переходе к рыночной экономике, в условиях резкой дифференциации уровня жизни не только по группам населения, но и по регионам, появилась необходимость использовать в социальной политике систему потребительских бюджетов:
· бюджет прожиточного минимума (ПМ);
· минимальный потребительский бюджет (МПБ);
· бюджет высокого достатка (БВД).
Прожиточный минимум – это сокращённый минимальный потребительский бюджет, рассчитываемый по ограниченному набору продуктов питания и услуг, обеспечивающий физическое выживание.
Минимальный потребительский бюджет (МПБ) позволяет на минимально необходимом уровне удовлетворять потребности человека в питании и потреблении более широкого набора непродовольственных товаров и платных услуг, чем в составе прожиточного минимума и обеспечивающий восстановительный уровень потребления.
Бюджет высокого достатка (БВД) обеспечивает расширенное воспроизводство рабочей силы и позволяет удовлетворить рациональные физические и духовные потребности.
В денежном выражении МПБ примерно в 2, БВД – в 6 раз выше прожиточного минимума.
Разработка потребительских бюджетов может быть использована для решения следующих задач социально-экономической политики:
· обосновывать показатели развития экономики (темпы экономического роста, отраслевую структуру экономики и др.) в целях повышения уровня жизни населения;
· регулировать распределительные отношения: оплату труда, социальные трансферты, налоги с населения;
· определять динамику и прогнозировать реальные доходы различных слоёв населения, их материальное положение;
· регулировать процесс дифференциации населения по доходам, выявляя структуру населения.
Для этой цели предлагается использовать следующие группировки населения:
бедные – с доходами ниже прожиточного минимума (ПМ);
малообеспеченные – с доходами выше ПМ, но ниже минимального потребительского бюджета (МПБ);
среднеобеспеченные (относительно обеспеченные) – с доходами выше МПБ, но ниже бюджета высокого достатка (БВД);
состоятельные и богатые – с доходами выше БВД.
Наиболее общим индикатором экономического потенциала и уровня жизни населения является валовой региональный продукт (ВРП) на душу населения.
Поэтому в России с её большими межрегиональными различиями необходимо разрабатывать дифференцированные критериальные нормативы оказания государственной социальной помощи и оценки её эффективности с учётом типологии российских регионов.
15.7. Основные направления и механизмы регулирования уровня жизни.
Уровень жизни населения регулируется с помощью государственных минимальных социальных стандартов, оплаты труда, социального развития и др.
Под государственными минимальными социальными стандартами (ГМСС) понимается установленный законодательством РФ минимально необходимый уровень обеспечения социальных гарантий, выраженный в социальных нормах. ГМСС – это социальные стандарты федерального уровня. В субъектах РФ и муниципальных образованиях могут быть установлены региональные и местные социальные стандарты, повышающие ГМСС.
Основные цели разработки ГМСС:
· обеспечение удовлетворения важнейших потребностей человека в основных материальных благах и социальных услугах;
· укрепление единого социального пространства Федерации и относительное выравнивание уровней социального развития на территории её субъектов;
· нормативное обеспечение формирования и использования бюджетных и внебюджетных средств на социальные нужды;
· совершенствование межбюджетных отношений и государственной поддержки местных бюджетов в части обеспечения социального развития;
· концентрация ресурсов для реализации приоритетных направлений государственной политики.
ГМСС применяется для определения следующих показателей:
· минимальных доходов (минимальной оплаты труда и т.п.) и минимального прожиточного минимума;
· минимальных размеров социальных пособий и выплат;
· номенклатуры, перечней и наборов бесплатных и частично платных услуг, оказываемых населению за счёт финансирования из бюджетной системы РФ;
· норм обеспечения населения социальными услугами и др.
В настоящее время эти нормативы действуют в бюджетном планировании и регулировании на фактически сложившемся уровне, который не соответствует даже минимальным потребностям социальной сферы.
Ближайшие цели и задачи по регулированию оплаты труда таковы:
· обеспечение соответствия уровня минимальной зарплаты реально исчисленному прожиточному минимуму; законодательно установленный минимум зарплаты для наёмных работников предприятий всех форм собственности;
· усиление государственных гарантий оплаты труда, способствующее введению социального стандарта – минимальной почасовой оплаты;
· регулирование дифференциации в оплате труда с целью предотвращения резкого разрыва в оплатах труда по отраслям, учёт сложности и качества труда; с этой целью необходимо устанавливать верхний предел дифференциации;
· регулирование ценообразования на товары первой необходимости и государственное регулирование антиинфляционных мероприятий (укрепление курса рубля и т.п.);
· индексация доходов населения – повышение реального содержания основных доходов населения в связи с ростом цен; в настоящее время наиболее регулярно индексация проводится в отношении пенсий, редко по заработной плате бюджетных организаций; вообще не проводится на предприятиях не бюджетной сферы;
· сокращение безработицы, повышение занятости, создание рабочих мест, государственная поддержка малого бизнеса.
В условиях рыночной экономики и самостоятельности предприятий возможности непосредственного государственного регулирования зарплаты ограничены.
К основным мерам по её регулированию относятся:
· социальное партнёрство. Вопрос о том, когда и насколько повышать зарплату наёмным работникам в тех или иных предприятиях или отраслях решается на переговорах между профсоюзами и работодателями с участием государства. Результаты договорённости фиксируются в соглашениях или коллективных договорах и являются обязательными для работодателей.
В нашей стране происходит ещё становление такой системы. Во многих отраслях и регионах объединения работодателей не имеют должных полномочий при заключении отраслевых или региональных соглашений. Социальное партнёрство поэтому не выступает в полноценной роли регулятора социально-трудовых отношений;
· совершенствование налогового законодательства. Уменьшение налоговой нагрузки на предприятия позволит улучшить объёмы производства и реализации продукции, следовательно, повысить уровень зарплаты;
· оптимизация роли государства в распределении доходов на макроуровне, безусловное выполнение минимальных обязательств по основным законодательным гарантиям – минимальным государственным социальным стандартам, минимальным фиксированным доходам;
· более чёткое разграничение прав и ответственности в социальной сфере между центром и субъектами федерации;
· адресность социальной защиты, социальных льгот гражданам со стороны государства;
· предоставление льгот (скидок, субсидий), распространяемых на определённые группы населения, - бесплатные лекарства, бесплатный и льготный проезд на транспорте, жилищные субсидии и т.п. В условиях финансовой необеспеченности они должны переводиться в форму адресных субсидий;
· обязательное социальное страхование. В развитых странах рыночной экономики этот способ социальной защиты широко развивается. Обязательное страхование распространяется на работающих. В нём участвуют три стороны: работодатель, работник и государство. Главная его задача – поддержание уровня жизни в случае утраты трудоспособности и заработка по основаниям, предусмотренным законом. Новый Трудовой кодекс РФ, введённый в действие с февраля 2002 г., позволит решить некоторые из перечисленных задач.
Основные источники ресурсов социального развития. В государственных социальных программах необходимо определять, где в данных условиях можно изыскивать экономические ресурсы, нужные для решения социальных задач. Одним из источников развития социальной сферы в ближайшее время может быть перераспределение части национального богатства, осевшей на счетах предприятий за рубежом и в теневой экономике, из-за «бегства» капитала за границу.
Значительный рост ресурсных возможностей для социального развития обеспечит снижение налогов на предприятиях и организациях. Бюджетным налоговым законодательством необходимо обеспечить финансовую достаточность социальных расходов в региональных и местных бюджетах.
Необходим социально-ориентированный бюджет, чтобы весь блок затрат на социальные нужды был защищённым, а его финансирование было своевременным.
Дополнение (перераспределение) источников финансирования социально-защитных мероприятий из средств государственного бюджета должно быть за счёт страховых взносов предпринимателей и работников.