Потребление основных видов продуктов питания на душу населения

Использование денежных доходов населения

Показатель Расход, %
Покупка товаров и оплата услуг 78,6
Оплата обязательных взносов 9,2
Накопление сбережений во вкладах и ценных бумагах 4,1
Покупка валюты 6,0
Прирост (+) денег на руках населения 2,1
Всего

Несколько иную структуру потребительских расходов населения, по данным выборочного обследования домашних хозяйств, показывает мониторинг Всесоюзного центра уровня жизни (ВЦУЖ) (в % к итогу):

Потребительские расходы 100

в том числе

на покупку:

продовольственных товаров 38,5

непродовольственных товаров 41,3

оплата услуг 20,2

Несмотря на высокую долю продуктов питания в потребительских расходах, потребление продуктов питания сократилось из-за низкого платёжеспособного спроса населения и сокращения производства в агропромышленном комплексе (АПК).

Удовлетворение потребности населения в тех или иных товарах важно не только по абсолютному объёму, но и в сопоставлении фактического среднедушевого потребления с его рациональной или минимальной нормой (табл. 2). Это позволит оценить степень удовлетворения потребности населения в товарах.

Таблица 2

Продукты Потребление в кг. Рекомендуемая норма в % к рекомендуемой норме
Мясопродукты 50,6
Молокопродукты 50,8
Масло животное 3,5 6,1 34,4
Сахар 82,9
Масло растительное 10,5 71,5
Рыба и рыбопродукты 10,6 23,7 53,2

Государственное регулирование, направленное на повышение среднедушевого потребления населением продовольствия, должно сопровождаться снижением продовольственной зависимости страны от импорта.

Только создание предпосылок для продолжительного устойчивого роста позволит в комплексе решать задачи повышения благосостояния народа.

15.5. Баланс денежных доходов и расходов населения. Методика расчёта.

Методом установления соответствия доходов и расходов населения является разработка баланса денежных доходов и расходов населения.

Отчётный баланс составляется ежемесячно Госкомстатом РФ и Центральным банком РФ в части расходов на покупку и продажу валюты и изменения сбережений.

В разработке прогнозного баланса принимают участие Министерство экономического развития и торговли РФ, Министерство труда и социального развития РФ, Центральный банк РФ и др. Баланс имеет многоцелевое назначение и его показатели используются государственными органами для обоснования ряда решений.

Главная функция баланса – прогноз покупательного спроса населения на товары и услуги для обоснования розничного товарооборота (табл. 3).

Таблица 3

Сокращённая схема баланса денежных доходов и расходов населения

Денежные доходы Денежные расходы и сбережения
Оплата труда Социальные трансферты Доходы от собственности Доходы от предпринимательской деятельности Доходы от продажи иностранной валюты Прочие доходы Всего денежных доходов Превышение расходов над доходами – уменьшение денег на руках у населения (+) Покупка товаров и оплата услуг Оплата обязательных платежей и разнообразных взносов Накопление сбережений во вкладах и ценных бумагах Покупка валюты Прочие расходы Всего денежных расходов и сбережений Превышение доходов над расходами – прирост денег на руках у населения (-)

Превышение суммы доходов населения над его расходами даёт представление о приросте активов в форме денежной наличности.

Превышение расходов над доходами свидетельствует о том, что потребительские расходы населения финансировались за счёт сокращения накопленных активов домашних хозяйств.

Баланс используется для прогнозирования реальных доходов, структуры спроса населения на товары. Изменения в политике заработной платы, налоговой системе с физических лиц, пенсионного обеспечения, ценовая политика в области платных услуг и другие вопросы увязываются с показателями баланса и отражаются в них.

Данные баланса необходимы для планирования денежного обращения. Изменения курса рубля по отношению к иностранной валюте, процентных ставок по вкладам также учитываются при разработке баланса.

Методика расчёта баланса денежных доходов и расходов населения при переходе к рыночной экономике существенно изменилась. В настоящее время оценка общего объёма доходов строится не на основе прямого учёта отдельных видов доходов (как это было до 1992 г.), а на основе суммирования расходов населения (платы за товары и услуги, обязательных платежей и взносов, сбережений во всех формах, приобретения валюты и т.п.). При этом показатели расходов населения на товары и услуги, получаемые на основе официальной торговой статистики, экспертно досчитываются (приблизительно на 20%). При этом в расходах на товары и услуги учитывается оборот доходов внутри населения (продажа товаров физическими лицами друг другу, транспортные услуги и т.д.). Когда же после этого определяется доля отдельных видов доходов (оплаты труда, социальных трансфертов и т.п.) в их общем объёме, автоматически появляются прочие доходы, куда, в частности, относятся и все доходы от предпринимательской деятельности.

Покупательный (платёжеспособный) спрос населения на товары на основе баланса денежных доходов и расходов населения определяется по формуле:

где - денежные доходы;

- нетоварные расходы (налоги и услуги);

- накопление (прирост сбережений во вкладах и покупке валюты).

Платёжеспособный спрос на товары необходимо отличать от уровня покупательной способности денежных доходов населения, под которой, по методике ВЦУЖ, понимается уровень покупательной способности среднедушевых денежных доходов (количество наборов – прожиточный минимум.

15.6. Прогнозирование структуры потребления. Система потребительских бюджетов населения.

Денежные доходы населения используются для приобретения и потребления материальных благ и услуг. Для прогноза структуры потребления используется нормативный метод. Суть его состоит в том, что при определении потребления и потребности в тех или иных благах не просто воспроизводится структура фактического потребления, она определяется либо с учётом научных представлений о системе потребностей и рациональности тех или иных уровней потребления, либо с учётом потребления, наиболее распространённого в обществе, потребления в той или иной стране и т.п.

Инструментарием, с помощью которого может быть реализован нормативный метод, является разработка системы потребительских бюджетов. Первые опыты разработки и применения потребительских бюджетов в России были в конце 50-х – начале 60-х гг. Среди них центральное место занимала разработка рационального потребительского бюджета (РПБ). Его общая задача и назначение – быть эталоном потребления и мерой различных потребностей людей в материальных и духовных благах.

В состав РПБ входил набор продуктов питания, нормы потребления непродовольственных товаров, нормативы обеспеченности жилищем, платными и бесплатными услугами. При этом рациональные наборы продуктов питания были дифференцированы по группам населения разного возраста, пола и занятости[4].

Нормативы потребления, составляющие РПБ, использовались при разработке народно-хозяйственного плана для определения заданий по производству в ближайшей и отдаленной перспективе. При этом нормативы рационального потребления периодически уточнялись, так как потребности изменчивы и эластичны.

При переходе к рыночной экономике, в условиях резкой дифференциации уровня жизни не только по группам населения, но и по регионам, появилась необходимость использовать в социальной политике систему потребительских бюджетов:

· бюджет прожиточного минимума (ПМ);

· минимальный потребительский бюджет (МПБ);

· бюджет высокого достатка (БВД).

Прожиточный минимум – это сокращённый минимальный потребительский бюджет, рассчитываемый по ограниченному набору продуктов питания и услуг, обеспечивающий физическое выживание.

Минимальный потребительский бюджет (МПБ) позволяет на минимально необходимом уровне удовлетворять потребности человека в питании и потреблении более широкого набора непродовольственных товаров и платных услуг, чем в составе прожиточного минимума и обеспечивающий восстановительный уровень потребления.

Бюджет высокого достатка (БВД) обеспечивает расширенное воспроизводство рабочей силы и позволяет удовлетворить рациональные физические и духовные потребности.

В денежном выражении МПБ примерно в 2, БВД – в 6 раз выше прожиточного минимума.

Разработка потребительских бюджетов может быть использована для решения следующих задач социально-экономической политики:

· обосновывать показатели развития экономики (темпы экономического роста, отраслевую структуру экономики и др.) в целях повышения уровня жизни населения;

· регулировать распределительные отношения: оплату труда, социальные трансферты, налоги с населения;

· определять динамику и прогнозировать реальные доходы различных слоёв населения, их материальное положение;

· регулировать процесс дифференциации населения по доходам, выявляя структуру населения.

Для этой цели предлагается использовать следующие группировки населения:

бедные – с доходами ниже прожиточного минимума (ПМ);

малообеспеченные – с доходами выше ПМ, но ниже минимального потребительского бюджета (МПБ);

среднеобеспеченные (относительно обеспеченные) – с доходами выше МПБ, но ниже бюджета высокого достатка (БВД);

состоятельные и богатые – с доходами выше БВД.

Наиболее общим индикатором экономического потенциала и уровня жизни населения является валовой региональный продукт (ВРП) на душу населения.

Поэтому в России с её большими межрегиональными различиями необходимо разрабатывать дифференцированные критериальные нормативы оказания государственной социальной помощи и оценки её эффективности с учётом типологии российских регионов.

15.7. Основные направления и механизмы регулирования уровня жизни.

Уровень жизни населения регулируется с помощью государственных минимальных социальных стандартов, оплаты труда, социального развития и др.

Под государственными минимальными социальными стандартами (ГМСС) понимается установленный законодательством РФ минимально необходимый уровень обеспечения социальных гарантий, выраженный в социальных нормах. ГМСС – это социальные стандарты федерального уровня. В субъектах РФ и муниципальных образованиях могут быть установлены региональные и местные социальные стандарты, повышающие ГМСС.

Основные цели разработки ГМСС:

· обеспечение удовлетворения важнейших потребностей человека в основных материальных благах и социальных услугах;

· укрепление единого социального пространства Федерации и относительное выравнивание уровней социального развития на территории её субъектов;

· нормативное обеспечение формирования и использования бюджетных и внебюджетных средств на социальные нужды;

· совершенствование межбюджетных отношений и государственной поддержки местных бюджетов в части обеспечения социального развития;

· концентрация ресурсов для реализации приоритетных направлений государственной политики.

ГМСС применяется для определения следующих показателей:

· минимальных доходов (минимальной оплаты труда и т.п.) и минимального прожиточного минимума;

· минимальных размеров социальных пособий и выплат;

· номенклатуры, перечней и наборов бесплатных и частично платных услуг, оказываемых населению за счёт финансирования из бюджетной системы РФ;

· норм обеспечения населения социальными услугами и др.

В настоящее время эти нормативы действуют в бюджетном планировании и регулировании на фактически сложившемся уровне, который не соответствует даже минимальным потребностям социальной сферы.

Ближайшие цели и задачи по регулированию оплаты труда таковы:

· обеспечение соответствия уровня минимальной зарплаты реально исчисленному прожиточному минимуму; законодательно установленный минимум зарплаты для наёмных работников предприятий всех форм собственности;

· усиление государственных гарантий оплаты труда, способствующее введению социального стандарта – минимальной почасовой оплаты;

· регулирование дифференциации в оплате труда с целью предотвращения резкого разрыва в оплатах труда по отраслям, учёт сложности и качества труда; с этой целью необходимо устанавливать верхний предел дифференциации;

· регулирование ценообразования на товары первой необходимости и государственное регулирование антиинфляционных мероприятий (укрепление курса рубля и т.п.);

· индексация доходов населения – повышение реального содержания основных доходов населения в связи с ростом цен; в настоящее время наиболее регулярно индексация проводится в отношении пенсий, редко по заработной плате бюджетных организаций; вообще не проводится на предприятиях не бюджетной сферы;

· сокращение безработицы, повышение занятости, создание рабочих мест, государственная поддержка малого бизнеса.

В условиях рыночной экономики и самостоятельности предприятий возможности непосредственного государственного регулирования зарплаты ограничены.

К основным мерам по её регулированию относятся:

· социальное партнёрство. Вопрос о том, когда и насколько повышать зарплату наёмным работникам в тех или иных предприятиях или отраслях решается на переговорах между профсоюзами и работодателями с участием государства. Результаты договорённости фиксируются в соглашениях или коллективных договорах и являются обязательными для работодателей.

В нашей стране происходит ещё становление такой системы. Во многих отраслях и регионах объединения работодателей не имеют должных полномочий при заключении отраслевых или региональных соглашений. Социальное партнёрство поэтому не выступает в полноценной роли регулятора социально-трудовых отношений;

· совершенствование налогового законодательства. Уменьшение налоговой нагрузки на предприятия позволит улучшить объёмы производства и реализации продукции, следовательно, повысить уровень зарплаты;

· оптимизация роли государства в распределении доходов на макроуровне, безусловное выполнение минимальных обязательств по основным законодательным гарантиям – минимальным государственным социальным стандартам, минимальным фиксированным доходам;

· более чёткое разграничение прав и ответственности в социальной сфере между центром и субъектами федерации;

· адресность социальной защиты, социальных льгот гражданам со стороны государства;

· предоставление льгот (скидок, субсидий), распространяемых на определённые группы населения, - бесплатные лекарства, бесплатный и льготный проезд на транспорте, жилищные субсидии и т.п. В условиях финансовой необеспеченности они должны переводиться в форму адресных субсидий;

· обязательное социальное страхование. В развитых странах рыночной экономики этот способ социальной защиты широко развивается. Обязательное страхование распространяется на работающих. В нём участвуют три стороны: работодатель, работник и государство. Главная его задача – поддержание уровня жизни в случае утраты трудоспособности и заработка по основаниям, предусмотренным законом. Новый Трудовой кодекс РФ, введённый в действие с февраля 2002 г., позволит решить некоторые из перечисленных задач.

Основные источники ресурсов социального развития. В государственных социальных программах необходимо определять, где в данных условиях можно изыскивать экономические ресурсы, нужные для решения социальных задач. Одним из источников развития социальной сферы в ближайшее время может быть перераспределение части национального богатства, осевшей на счетах предприятий за рубежом и в теневой экономике, из-за «бегства» капитала за границу.

Значительный рост ресурсных возможностей для социального развития обеспечит снижение налогов на предприятиях и организациях. Бюджетным налоговым законодательством необходимо обеспечить финансовую достаточность социальных расходов в региональных и местных бюджетах.

Необходим социально-ориентированный бюджет, чтобы весь блок затрат на социальные нужды был защищённым, а его финансирование было своевременным.

Дополнение (перераспределение) источников финансирования социально-защитных мероприятий из средств государственного бюджета должно быть за счёт страховых взносов предпринимателей и работников.