Анализ конфликтной ситуации
Для управления конфликтной ситуацией учителю и воспитателю необходимо, прежде всего, ее правильно оценить. Надо помнить, что в случае конфликта перед наблюдателями непосредственно предстает повод, но не его причина.
Анализ конфликтной ситуации невозможен без знания динамики конфликта. В своем развитии конфликт проходит несколько стадий.
Психологи чаще всего выделяют следующие: 1) зарождение; 2) накопление критической массы; 3) кульминация (взрыв); 4) затухание (и/или разрешение).
Конфликтологи: 1) предконфликтная ситуация;
2) инцидент;
3) эскалация;
4) кульминация;
5) завершение;
6) постконфликтная ситуация.
Для успешного разрешения конфликта необходимо уметь его анализировать, знать важнейшие составляющие его структуры. К ним относят:
1) Конфликтующие стороны. В конфликте участвуют, как минимум две стороны. Социальному педагогу, желающему разобраться в конфликте, необходимо, прежде всего, обратить внимание на социальные и психологические характеристики конфликтующих сторон.
2) Зона разногласий, т.е. предмет спора, факт или вопрос, вызвавший разногласия.
3) Представления о ситуации. Каждый из участников имеет собственные представления о ситуации, сложившейся в зоне разногласий и эти представления очевидно не совпадают.
4) Мотивы вступления в конфликт.
5) Действия. Основными видами действий могут быть: создание прямых или косвенных помех, угрозы, унижение человеческого достоинства, нанесение ущерба и др.
б). Модели развития межличностной конфликтной ситуации
Межличностные конфликты можно рассматривать как столкновение личностей в процессе их взаимодействия и взаимоотношений. Причины таких столкновений многообразны. Как и в других видах конфликтов, можно говорить об объективно и субъективно несовместимых или противоположных интересах, потребностях, целях. Межличностные конфликты возникают как между впервые встретившимися, так и между постоянно общающимися людьми.
Все причины межличностных конфликтов, возникающие из-за столкновения целей и интересов, можно условно разделить на три основных вида:
- первый (предполагает принципиальное столкновение, в котором реализация целей и интересов одного оппонента может быть достигнута только за счет ущемления интересов другого);
- второй (затрагивает лишь форму отношений между людьми, но при этом не ущемляет их духовных, моральных и материальных потребностей и интересов);
- третий (представляет мнимые противоречия, которые могут быть спровоцированы либо ложной информацией, либо неверной интерпретации событий и фактов).
Межличностные конфликты могут протекать в форме:
- соперничества – стремления к доминированию;
- спора - разногласия по поводу нахождения наилучшего варианта решения совместных проблем;
- дискуссии – обсуждения спорного вопроса.
В зависимости от причин конфликта и от способов конфликтного поведения оппонентов, межличностный конфликт может иметь следующие модели развития:
- уход от разрешения конфликта, когда одна из сторон как бы не замечает возникших противоречий;
- сглаживание противоречий, когда одна из сторон либо соглашается с предъявленными ей претензиями (но только в данный момент), либо стремиться оправдать себя;
- компромисс – взаимные уступки сторон;
- эскалация напряженности и перерастание конфликта во всеобъемлющее противостояние;
- силовой вариант подавления конфликта, когда одну или обе стороны принуждают силой (угрозой применения силы принять тот или иной вариант исхода противоречия).