Понятие управления конфликтом
Темы 10 -11: Технология управления конфликтами
1. Понятие управления конфликтом.
2. Технологии регулирования конфликтов.
3. Анализ конфликтной ситуации.
4. Способы разрешения конфликтов.
5. Социально-педагогическая деятельность по профилактике и преодолению конфликтов.
Литература.
1. Гришина Н.В. Психология конфликта. – СПб., 2000.
2. Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. –М.- СПб., 2009.
3. Конфликтология / Под ред. А.С. Кармина. – СПб., 1999.
4. Сулимова Т.С. Социальная работа и конструктивное разрешение конфликтов. – М.,1996.
Управление конфликтом – это целенаправленное, обусловленное объективными законами воздействие на его динамику в интересах развития или разрушения той социальной системы, к которой имеет отношение данный конфликт. Управление конфликтами как сложный процесс включает следующие виды деятельноти:
- прогнозирование конфликтов и оценка их функциональной направленности;
- предупреждение или стимулирование конфликта;
- регулирование конфликта;
- разрешение конфликта.
Содержание управления конфликтами находится в строгом соответствии с их динамикой:
№ п/п | Этапы конфликта | Содержание управления (вид деятельности) |
1. | Возникновение и развитие конфликтной ситуации | Прогнозирование Предупреждение (стимулирование) |
2. | Осознание конфликтной ситуации хотя бы одним из участников социального взаимодействия | Предупреждение (стимулирование) |
3. | Начало открытого конфликтного взаимодействия | Регулирование |
4. | Развитие открытого конфликта | Регулирование |
5. | Разрешение конфликта | Разрешение |
Прогнозирование конфликта – один из важнейших видов деятельности субъекта управления, оно направлено на выявление причин данного конфликта в потенциальном развитии. Основными источниками прогнозирования конфликта является изучение объективных и субъективных условий и факторов взаимодействия между людьми, а также их индивидуально-психологических особенностей (стиль управления, уровень социальной напряженности, социально-психологический климат, лидерство и микрогруппы …). Особое место в прогнозировании занимает постоянный анализ как общих, так и частных причин конфликтов.
Предупреждение конфликта –это вид деятельности субъекта управления, направленный на недопущение возникновения конфликта. Оно основывается на прогнозировании. В этом случае, на основе полученной информации о причинах зреющего нежелательного конфликта предпринимается активная деятельность по нейтрализации действия детерминирующих его факторов. Это называется вынужденной формой предупреждения конфликта.
Но конфликты можно предупредить, осуществляя в целом эффективное управление социальной системой (постоянная забота об удовлетворении нужд и потребностей членов коллектива, учет индивидуальных особенностей, соблюдение принципа социальной справедливости, воспитание психологической культуры…).
Стимулирование конфликта –вид деятельности, направленный на провокацию, вызов клонфликта.
Регулирование конфликта – вид деятельности, направленный на ослабление и ограничение конфликта, обеспечение его развития в сторону разрешения. Регулирование как сложный процесс предполагает ряд этапов:
1 – признание реальности конфликта конфликтующими сторонами;
2 – легитимизация конфликта, т.е. достижение соглашения между конфликтущими сторонами по признанию и соблюдению установленных норм и правил конфликтного взаимодействия:
3 – институциализация конфликта, т.е. создание соответствующих органов, рабочих групп по регулированию конфликтного взаимодействия .
Разрешение конфликта – заключительный этап управления конфликта, связанный с его завершением. Разрешение конфликта м.б. полным и неполным.
Рассмотрим некоторые возможности для выхода на конструктивный путь решения конфликта.
При возникновении напряжения в общении специалисты рекомендуют:
проявлять естественное внимание к собеседнику, быть доброжелательным, терпимым, дружелюбным; держаться спокойно, не терять самоконтроля и выдержки, говорить лаконично, чуть медленнее, если собеседник излишне взволнован; установить контакт глазами и стараться не терять его; дать выговориться собеседнику, не пытаться перебивать его; уменьшить социальную дистанцию в пространстве, приблизиться, наклониться к собеседнику, дать понять, что вы понимаете его состояние; признавать свою вину, если таковая есть.
Разрешение конфликта представляет собой многоступенчатый процесс, который включает в себя анализ и оценку ситуации, выбор способа разрешения конфликта, формирование плана действий, его реализацию, оценку эффективности своих действий.
Аналитический этап предполагает сбор и оценку информации по следующим проблемам:
• объект конфликта (материальный, социальный или идеальный; делим или неделим; может ли быть изъят или заменен; какова его доступность для каждой из сторон);
• участники (общие данные о них, их психологические особенности; отношения участников; возможности по усилению своего ранга; их цели, интересы, позиция; правовые и нравственные основы их требований; предыдущие действия в конфликте, допущенные ошибки; в чем интересы совпадают, а в чем — нет и др.);
• собственная позиция специалиста (цели, ценности, интересы, действия в конфликте; правовая и нравственная основы собственных требований, их аргументированность и доказательность;
допущенные ошибки и возможность их признания перед участником и др.);
• причины и непосредственный повод, приведшие к конфликту;
• социальная среда (ситуация в организации, социальной группе; какие задачи решает организация, оппонент, как конфликт влияет на них; кто и как поддерживает каждого из подчиненных,если они есть у оппонентов; что им известно о конфликте);
• вторичная рефлексия (представление субъекта о том, как его оппонент воспринимает конфликтную ситуацию, как он воспринимает субъекта и его представление о конфликте и т.д.). Источниками информации выступают личные наблюдения, беседы с руководством, подчиненными, неформальными лидерами, своими друзьями и друзьями участников конфликта, свидетелями конфликта и др.
Проанализировав и оценив конфликтную ситуацию, участники прогнозируют варианты разрешения конфликта и определяют соответствующие своим интересам и ситуации способы его разрешения. Прогнозируются: наиболее благоприятное развитие событий; наименее благоприятное развитие событий; наиболее реальное развитие событий; как разрешится противоречие, если просто прекратить активные действия в конфликте. Важно определить критерии разрешения конфликта, причем они должны признаваться обеими сторонами. К ним относят: правовые нормы; нравственные принципы; мнение авторитетных лиц; прецеденты решения аналогичных проблем в прошлом.
Действия по реализации намеченного плана проводят в соответствии
с выбранным способом разрешения конфликта. Если необходимо, то производится пересмотр ранее намеченного плана (возвращение к обсуждению; выдвижение альтернатив; выдвижение новых аргументов; обращение к третьим лицам; обсуждение дополнительных уступок).
Контроль эффективности собственных действий предполагает критические ответы на вопросы: зачем я это делаю? чего хочу добиться? что затрудняет реализацию намеченного плана? Справедливы ли мои действия? какие необходимо предпринять действия по устранению помех разрешения конфликта? и др.
По завершении конфликта целесообразно: проанализировать ошибки в собственном поведении; обобщить полученные знания и опыт решения проблемы; попытаться нормализовать отношения с недавним участником; снять дискомфорт (если он возник) в отношениях с окружающими; минимизировать отрицательные последствия конфликта в собственных состояниях, деятельности и поведении.