Правила педагогического общения.

Первое правилоформирование чувства Мы. Достигается устранением, ряда барьеров, которые могут возникать в процессе взаимодействия. Педагог должен следить за тем, чтобы не вторгаться в личное пространство ребенка, не давить на него. Оптимальная физическая дистанция в общении, воспринимаемая, как правило, бессознательно, благоприятно влияет на самочувствие субъектов, взаимодействующих друг с другом.

Социальный барьер возникает в том случае, когда моральные и индивидуальные представления человека о самом себе оказываются слабее, чем требования, предписываемые ему той социальной ролью, которую он призван играть в рамках своей профессии и занимаемой должности, в данном случае – преподавателя.

Второе правилообязательное установление личностного, контакта с детьми. Одному ребенку будет приятно наше тактильное прикосновение (дотронуться до руки, погладить по голове, прижать к себе), к другому нужно обратиться с какими-нибудь словами (назвать по имени, сказать что-либо в его адрес), а третьему, возможно, будет достаточно того, что мы смотрим на него и устанавливаем визуальный контакт.

Третье правилодемонстрация собственной расположенности. Это проявляется в том, как мы улыбаемся (открыто, непринужденно или с ехидцей), с какой интонацией говорим (по-дружески, авторитарно и т.д.), как экспрессивно окрашиваются наши движения (сдержанно, пренебрежительно, суетливо и т.д.).

Четвертое правилопоказ ярких целей совместной деятельности. Значимость этого положения убедительно обоснована А.С. Макаренко в его учении о перспективе: близкой, средней и дальней.

Пятое правило – постоянное проявление интереса к клиенту. Педагог должен уметь слушать и при этом слышать, сопереживать, не обделяя своим вниманием никого из ребят.

Шестое правило – оказание и просьба помощи. Созидательную деятельность, в которую включается ребенок, педагогу необходимо инструментировать так, чтобы у него все получилось, чтобы ему сопутствовал успех. В любой деятельности учащихся важно создать положительный психологический фон, атмосферу радости и одобрения с помощью различных средств: авансирования, подчеркивания индивидуальной исключительности, снятия страха, оказания скрытой помощи, мобилизации активности, усиления мотивации.

Методы и приемы – те способы, которые педагог, социальный педагог использует в работе: убеждение, беседа, объяснение, лекция.

Еще одной важной характеристикой общения являются средства общения, которые можно представить как способы передачи информации и выражения отношений между партнерами в процессе их взаимодействия. В зависимости от средств общение может быть непосредственным и опосредованным, прямым и косвенным, вербальным и невербальным.

Непосредственное общение осуществляется с помощью естественных органов, данных человеку природой: рук, головы, туловища, голосовых связок и т.п.

Напр., мама, успокаивая своего расстроенного малыша, нежно гладит его по голове, говорит ему ласковые слова и улыбается. Малыш слышит ее ласковый голос, ощущает нежное прикосновение ее теплых рук и отвечает ей своей улыбкой.

Опосредованное общение связано с применением специальных средств и орудий для организации общения и обмена информацией между людьми. Это могут быть природные предметы (палка, брошенный камень) или культурные средства (радио, телевидение, печать). Испокон веков многие влюбленные использовали для общения камешки, бросаемые в окна своих возлюбленных, а также записки и иные средства передачи нужной информации.

Примером опосредованного общения может служить проверка учителем письменной работы ученика, когда, вчитываясь в строчки школьного сочинения или вдумываясь в способы решения контрольного задания, учитель получает для себя информацию о ходе мыслей ученика, особенностях развития его образного и абстрактного мышления. Строчки ученического сочинения или колонки вычислений выступают здесь в качестве средства общения учителя и ученика.

Общение, будучи сложным социально-психологическим процессом взаимопонимания между людьми, осуществляется по следующим основным каналам: речевой (вербальный – от латинского слова устный, словесный) и неречевой (невербальный) каналы общения. Речь, как средство общения, одновременно выступает и как, источник информации, и как способ взаимодействия на собеседника. Не следует забывать слова древнего поэта Саади: Умен ты или глуп, велик ты или мал

Не знаем мы, пока ты слова не сказал».

К средствам общения относятся:

1. Язык – система слов, выражений и правил их соединения в осмысленные высказывания, используемые для общения. Слова и правила их употребление едины для всех говорящих на данном языке, это и делает возможным общение при помощи языка, если я говорю слово «стол», я уверен, что любой мой собеседник соединяет с этим словом те же понятия, что и я – это объективное социальное значение слова можно назвать знаком языка. Но объективное значение слова преломляется для человека через призму его собственной деятельности и образует уже свой личностный, «субъективный» смысл – поэтому не всегда мы правильно понимаем друг друга.

2. Интонация, эмоциональная выразительность, которая способна придавать разный смысл одной и той же фразе.

3. Мимика, поза, взгляд собеседника могут усиливать, дополнять или опровергать смысл фразы.

4. Жесты как средства общения могут быть как общепринятыми т.е. иметь закрепленные за ними значения или экспрессивными, т.е. служить для большей выразительности речи.

5. Расстояние, на котором общаются собеседники, зависит от культурных, национальных традиций, от степени доверия к собеседнику.

В структуру речевого общения входят: 1. Значение и смысл слов, фраз («Разум человека проявляется в ясности его речи»). Играет важную роль точность употребления слова, его выразительность и доступность, правильность построения фразы и ее доходчивость, правильность произношения звуков, слов, выразительность и смысл интонации. 2. Речевые звуковые явления: темп речи (быстрый, средний, замедленный), модуляция высоты голоса (плавная, резкая), тональность голоса (высокая, низкая), ритм (равномерный, прерывистый), тембр (раскатистый, хриплый, скрипучий), интонация, дикция речи. Наблюдения показывают, что наиболее привлекательной в общении является плавная, спокойная, размеренная манера речи. 3. Выразительные качества голоса: характерные специфические звуки, возникающие при общении: смех, хмыканье, плач, шепот, вздохи и др.; разделительные звуки – это кашель; нулевые звуки – паузы, а также звуки назализации – «хм-хм», «э-э-э» и др.

Исследования показывают, что в ежедневном акте коммуникации человека слова составляют – 7 %, звуки и интонации – 88%, неречевое взаимодействие – 58% («говорим голосом, беседуем всем телом» Публиций).

Невербальные средства общения изучают следующие науки:

1. Кинестика изучает внешние проявления человеческих чувств и эмоций; мимика – изучает движения мышц лица, жестика – исследует жестовые движения отдельных частей тела, пантомимика изучает моторику всего тела: позы, осанку, поклоны, походку.

2. Такесика изучает прикосновения в ситуации общения: рукопожатия, поцелуи, дотрагивание, поглаживание, отталкивание и пр.

3. Проксемика исследует расположение людей в пространстве при общении: выделяет следующие зоны дистанции в человеческом контакте:

интимная зона (15–45 см), в эту зону допускаются лишь близкие, хорошо знакомые люди, для этой зоны характерны доверительность, негромкий голос в общении, тактильный контакт, прикосновения. Исследования показывают, что нарушение интимной зоны влечет определенные физиологические изменения в организме: учащение биения сердца, повышенное выделение адреналина, прилив крови к голове и пр. Преждевременное вторжение в интимную зону в процессе общения всегда воспринимается собеседником как покушение на его неприкосновенность;

личная или персональная зона (45–120 см) для обыденной беседы с друзьями и коллегами предполагает только визуально-зрительный контакт между партнерами, поддерживающими разговор;

социальная зона (120–400 см) обычно соблюдается во время официальных встреч в кабинетах, преподавательских и других служебных помещениях, как правило, с теми, которых не очень хорошо знают;

публичная зона (свыше 400 см) подразумевает общение с большой группой людей – в лекционной аудитории, на митинге и пр.

Мимика – движение мышц лица, отражающие внутреннее эмоциональное состояние, способна дать истинную информацию о том, что переживает человек. Мимические выражения несут более 70 процентов информации, т.е. глаза, взгляд, лицо человека способны сказать больше, чем произнесенные слова. Так, замечено, что человек пытается скрыть свою информацию (или лжет), если его глаза встречаются с глазами партнера менее 1/3 времени разговора.

По своей специфике взгляд может, быть: деловой, когда он фиксируется в районе лба собеседника, это предполагает создание серьезной атмосферы делового партнерства; светский – когда взгляд опускается ниже уровня ниже глаз собеседника (до уровня губ), это способствует созданию атмосферы светского непринужденного общения; интимный – когда взгляд направлен не в глаза собеседника, а ниже лица – на другие части тела до уровня груди. Специалисты утверждают, что такой взгляд говорит о большей заинтересованности друг другом в общении; взгляд искоса – говорит о критическом или подозрительном отношении к собеседнику.

Лоб, брови, рот, глаза, нос, подбородок – эти части лица выражают основные человеческие эмоции: страдание, гнев, радость, удивление, страх, отвращение, счастье, интерес, печаль и т.п. Причем, легче всего распознаются положительные эмоции: радость, любовь, удивление, труднее воспринимаются человеком отрицательные эмоции – печаль, гнев, отвращение. Важно заметить, что основную познавательную нагрузку в ситуации распознавания истинных чувств человека несут брови и губы. Научно доказано, что левая сторона лица гораздо чаще выдает эмоции человека; это вызвано тем, что правое полушарие, контролирующее эмоциональную жизнь человека, отвечает за левую сторону лица. Положительные эмоции отражаются более или менее равномерно на обеих половинах лица, а отрицательные – ярче выражены на левой.

Жесты при общении несут много информации, в языке жестов, как и в речевом, есть слова, предложения. Богатейший «алфавит» жестов можно разбить на 5 групп:

1. Жесты-иллюстраторы – это жесты сообщения: указатели («указывающий перст»), пиктографы, т.е. образные картины изображения («вот такого размера и конфигураций»); кинетографы – движения телом; жесты-«биты» (жесты-«отмашки»); идеографы, т.е. своеобразные движения руками, соединяющие воображаемые предметы вместе.

2. Жесты-регуляторы – это жесты, выражающие отношение говорящего к чему-либо. К ним относят улыбку, кивок, направление взгляда, целенаправленные движения руками.

3. Жесты-эмблемы – это своеобразные заменители слов или фраз в общении. Например, сжатые вместе руки по манере рукопожатия на уровне руки означают во многих случаях – «здравствуйте», а поднятые над головой – «до свидания».

4. Жесты-адапторы – это специфические привычки человека, связанные с движениями рук. Это могут быть а) почесывания, подергивания отдельных частей тела; б) касания, пошлепывания партнера; в) поглаживание, перевирание отдельных предметов, находящихся под рукой (карандаш, пуговица и т.п.).

5. Жесты-аффекторы– жесты, выражающие через движения тела и мышцы лица определенные эмоции.

Существуют и микрожесты: движения глаз, покраснение щек, увеличенное количество миганий в минуту, подергивания губ и пр.

Практика показывает, когда люди хотят показать свои чувства, они обращаются к жестикуляции. Вот почему для проницательного человека важно приобрести умение понимать ложные, притворные жесты. Особенность этих жестов заключается в следующем: они преувеличивают слабые волнения (демонстрация усиления движений, руками и корпуса) подавляют сильные волнения (благодаря ограничению таких движений); эти ложные движения, как правило, начинаются с конечностей и заканчиваются на лице.

В процедуре общения выделяют следующие этапы:

1. Потребность в общении (необходимо сообщить или узнать информацию, повлиять на собеседника и т.п.) побуждает человека вступить в контакт с другими людьми.

2. Ориентировка в целях общения, в ситуации общения.

3. Ориентировка в личности собеседника.

4. Планирование содержания своего общения, человек представляет себе (обычно бессознательно), что именно скажет.

5. Бессознательно (иногда сознательно) человек выбирает конкретные средства, речевые фразы, которыми будет пользоваться, решает, как говорить, как себя вести.

6. Восприятие и оценка ответной реакции собеседника, контроль эффективности общения на основе установления обратной связи.

7. Корректировка направления, стиля, методов общения.

Если какое-либо из звеньев акта общения нарушено, то говорящему не удается добиться ожидаемых результатов общения – оно окажется неэффективным. Эти умения называют «социальным интеллектом», «практически-психологическим умом», «коммуникативной компетентностью», «коммуникабельностью».

Содержание общения становиться педагогически оправданным, когда обогащает, развивает, одухотворяет детей, возбуждает их интересы, и стимулирует деятельность.

Педагогическое взаимодействие многообразно, в процессе его осуществления решаются задачи формирования личности, ее развития, приобретения общественного опыта, взаимного изменения педагогов и детей.

Если проанализировать свой опыт общения, то можно убедиться в том, что многие неудачи вызваны именно неверным способом приспособления в общении.

Для выбора точного приспособления в общении прежде всего необходимо:

¾ сориентироваться в ситуации общения;

¾ сориентироваться в личности партнера по общению и его сиюминутном психическом состоянии;

¾ определить общий психологический контекст общения, который поможет выбрать верные направления взаимодействия;

¾ ощутить себя как индивидуальность в данной ситуации общения, почувствовать некоторое единство собственной личности и предлагаемых предметов общения;

¾ осуществить необходимую коррекцию планируемых приемов общения на основе всей проведенной ранее работы.

5. Стили и структура педагогического общения

Важной характеристикой профессионально-педагогиче­ского общения является его стиль. Под стилем общения пони­мают индивидуально-типологические особенности взаимодейст­вия педагога и обучающихся ¾ особенности взаимодействия пе­дагога и воспитанников, творческая индивидуальность педагога, особенности учительского коллектива. Традиционно выделяют авторитарный, демократический, либеральный стили общения.

Демократический стиль. Учитель рассматривается как равноправный партнер в общении, коллега в совместном поиске знаний. Учитель привлекает учеников к принятию решений, учитывает их мнения, поощряет самостоятельность суждений, учитывает не только успеваемость, но и личностные качества учеников.

Методами воздействия являются побуждение к действию, совет, просьба. У учителей с демократическим стилем руководства школьники чаще испытывают состояние спокойной удовлетворенности, высокой самооценки. Учителя с этим стилем больше обращают внимание на свои психологические умения. Для таких учителей характерны большая профессиональная устойчивость, удовлетворенность своей профессией.

Авторитарный стиль. Ученик рассматривается как объект педагогического воздействия, а не равноправный партнер. Учитель единолично принимает решения, устанавливает жесткий контроль за выполнением предъявленных им требований, использует свои права без учета ситуации и мнения учащихся, не обосновывает свои действия перед учащимися. Вследствие этого ученики теряют активность или осуществляют ее только при ведущей роли учителя, обнаруживают низкую самооценку, агрессивность. При авторитарном стиле силы учеников направлены на психологическую самозащиту, а не на усвоение знаний и собственное развитие. Главными методами воздействия такого учителя являются приказ, поучение. Для учителя характерны низкая удовлетворенность профессией и профессиональная неустойчивость.

Учителя с этим стилем руководства главное внимание обращают на методическую культуру, в педагогическом коллективе часто лидируют. Для педагога с таким стилем общения значимость имеют лишь функциональные стороны общения.

Либеральный стиль. Учитель уходит от принятия решения, передавая инициативу ученикам, коллегам. Организацию и контроль деятельности учащихся осуществляет без системы, проявляет нерешительность, колебания. В классе неустойчивый микроклимат, острые конфликты.

Безусловно, целесообразно преобладание в работе учителя демократического стиля, хотя в отдельных случаях необходимо применить единоначалие или, напротив, «уйти в тень», предоставляя решение самим учащимся. В. А. Кан-Калик и Н. Д. Никандров (12), подчеркивая, что стиль общения педагога с детьми ¾ категория социальная и нравственная, выделяют следующие стили общения:

а) Общение на основе увлеченности совместной творческой деятельностью. Этот стиль общения считают наиболее плодотворным, он складывается на основе высоких профессионально-этических установок педагога, на основе его отношения к педагогической деятельности в целом.

б) Общение на основе дружеского расположения. Этот стиль также является продуктивным, выступает предпосылкой успешной учебно-воспитательной деятельности. Дружественность ¾ важнейший регулятор общения, которое может иметь и деловую сторону. Дружественность и увлеченность совместным делом ¾ аспекты общения, тесно связанные между собой. Необходимо помнить, что дружественность, как любое эмоциональное настроение в процессе общения, должна иметь меру, не превращаться в панибратские отношения с учениками.

Дружественность должна существовать в педагогически целесообразной системе взаимоотношений педагога с детьми ,а не противоречить ей.

в) Довольно распространенный стиль общения ¾ общение-дистанция, которым охотно пользуются как опытные педагоги, так и начинающие. Суть его заключается в том, что во взаимоотношениях педагога и учащихся постоянно обеими сторонами ощущается дистанция во всех сферах общения: в обучении ¾ «вы (ученики) не знаете ¾ я (учитель) знаю», в воспитании ¾ «слушайте меня (учителя) ¾ я старше, имею опыт, наши позиции не сравнимы» и т. п. Такая дистанционность во взаимоотношениях педагога и воспитанников ведет к формализации системы социально-психологического взаимодействия учителя и учеников и не способствует созданию истинно творческой атмосферы. Это отнюдь не означает, что дистанция вообще не должна существовать, она необходима в общей системе отношений ученика и педагога, в их совместном творческом процессе и диктуется логикой этого процесса а не просто волей учителя.

Указывая на необходимость известной дистанции в общении учителя с учениками, авторы отмечают, что превращение дистанционного показателя в доминанту педагогического общения ведет к созданию авторитарного стиля взаимоотношений педагога с детьми.

г) Общение-устрашение. Чаще всего к нему прибегают начинающие учителя, что объясняется их неумением организовать продуктивную совместную деятельность с учениками.

В творческом отношении общение-устрашение вообще бесперспективно. Оно не только не создает коммуникативной атмосферы, обеспечивающей творческую деятельность, но наоборот, разрушает ее. Оно чаще всего ориентирует не на то, что надо делать, а на то, чего делать нельзя.

д) Общение-заигрывание играет не менее отрицательную роль. Характерно в основном для молодых учителей и связанно с неумением организовать продуктивное педагогическое общение. По существу, этот тип общения отвечает стремлению завоевать ложный дешевый авторитет у детей, что противоречит требованиям педагогической этики.

Правильный стиль общения создает атмосферу эмоционального благополучия в коллективе, которая во многом определяет результативность учебно-воспитательной деятельности.

Обретение педагогом собственного стиля общения с детьми— сложный процесс, тесно связанный с формированием творческой педагогической деятельности, индивидуальности в целом .

Педагогическое общение реализуется через ряд этапов. Выделяют четыре основных этапа, стадии общения:

1. Моделирование педагогом предстоящего общения с классом в процессе подготовки к непосредственной деятельности с детьми (прогностический этап).

На этом этапе продумывается не только содержание предстоящей деятельности с детьми, но и возможные способы и тональность общения.

Готовясь к общению, следует учитывать такие требования:

¾ установка на предстоящее общение с классом всегда должна быть оптимистической;

¾ не допускайте возникновения негативной установки на предстоящее общение с детьми:

¾ стремитесь, чтобы в установке на общение с классом органично сочетались ваши эмоции и эмоции детей:

¾ попытайтесь каждый раз формировать у себя обновленную установку на общение, даже если много лет работаете с одним и тем же классом:

¾ правильную психологическую установку на общение характеризует ваша открытость по отношению к детям, готовность к немедленному контакту с ними, предполагая удовлетворенность, предвосхищение эмоционального переживания, которое состоится в результате общения, заинтересованность в сегодняшнем общении с детьми, готовность к взаимодействию с ними.

На этом этапе В. А. Кан-Калик предлагает следующую программу коммуникативной подготовки:

1) Вспомните конкретный класс или ряд классных коллективов, в которых предстоит давать уроки.

2) Попытайтесь восстановить в своей коммуникативной памяти опыт общения именно с данным коллективом. Стремитесь развивать положительные ощущения от общения с классом и блокировать отрицательные.

3) Вспомните, какой тип общения свойственен вам именно в данном классе, возможен ли он на сегодняшнем уроке, вписывается ли в него?

4) Постарайтесь представить восприятие классом вас и материал урока.

5) Соотнесите присущий вам тип общения и сложившийся тип взаимоотношения с классом, с задачами (обучающими, развивающими, воспитывающими) урока.

6) Попытайтесь добиться их единства.

7) Работая над конспектом, планируйте фрагменты и части урока, стремитесь представить себе общую психологическую атмосферу в классе. Это поможет вам выбрать средства обучения, сделать планирование более прицельным.

8) Не забудьте «вспомнить» и ваши взаимоотношения с отдельными учащимися, избегайте стереотипных психологических установок по отношению к детям.

9) Наконец, попытайтесь ощутить в целом предстоящую атмосферу общения на уроке ¾ это сделает вас более уверенным.

2. Организация непосредственного общения с классом, аудиторией в момент изначального взаимодействия с ними (начальный период общения).

На этом этапе уточняются условия и структура предстоящего общения, реализуется спланированная ранее модель общения. В первые минуты общения с классом учитель должен уточнить возможности использования избранных методов обучения, почувствовать общее положение детей, их настроенность на работу.

Условиями успешности осуществления этого этапа выступают:

¾ оперативность при организации изначального контакта;

¾ оперативный переход от организационных процедур к деловому общению, отсутствие промежуточных зон между организационными и содержательными моментами в начале взаимодействия;

¾ оперативность достижения социально-психологического единства с классом, формирование чувства «мы»;

¾ умение «транслировать» собственную расположенность, дружественность;

¾ мотивация деятельности и показ пути достижения целей;

¾ понимание ситуативной, внутренней настроеннос­ти уча­щихся, передача учащимся этого понимания;

¾ преодоление стереотипных и ситуативных негативных установок на отдельных учащихся.

3. Управление общением в развивающемся педагогическом процессе.

Как реализуется управление педагогическим общением?

Урок, воспитательное мероприятие ¾ это система взаимоотношений, и именно в ней осуществляется педагогический процесс. Поэтому важно следить, как складываются и развиваются взаимоотношения учителя с учениками в ходе учебной деятельности. А. А. Леонтьев пишет: «... учитель дает «плохому» ученику меньше времени на ответ, чем хорошему, т. е. не дает ему подумать, реже улыбается, не смотрит в глаза «плохому», реже вызывает, не замечает поднятой руки «плохого», иногда вообще не работает с ним на уроке». И далее: «... учитель, оказывается, непроизвольно стремиться к тем ученикам, которые сидят на первых партах, непосредственно перед ним, и эти школьники оцениваются им при прочих равных условиях более высоко». (13)

Условиями успешности осуществления этого этапа являются:

¾ умение поддерживать инициативу учащихся, организовывать диалогическое общение;

¾ умение корректировать свой замысел с поправкой на реальные условия;

¾ умение преодолевать барьеры общения;

¾ умение реально управлять общением с детьми, распределять внимание к ним;

¾ умение оперативно решать коммуникативные задачи, быстро и правильно ориентироваться в меняющихся условиях общения;

¾ способность к педагогической импровизации.

4. Анализ осуществленной системы общения и моделирование предстоящей системы общения.